О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2559Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Mike Oldfield – Incantations. На вершине фундамента. Обзор
Майк Олдфилд уникален как музыкант, с ходу добившийся шумного успеха работами с типичной длиной трека в минут двадцать – ровно на сторону пластинки. Как следствие, намёки звукозаписывающей компании «а не сделать ли коротких радиоформатных хитов» ему удавалось спускать на тормозах на удивление долго. Incantations – последний из этих ранних бескомпромиссных альбомов. Самый продолжительный из них. И, пожалуй, самый технически совершенный. Знаменитая Tubular Bells записывалась в обстановке жесткого временного и технического прессинга – сам Майк жаловался впоследствии, что видит в работе множество своих огрехов. На двух следующих альбомах он осторожно изучал «границы дозволенного» (имея в виду «не испортить сложившегося впечатления») – и, наконец, на Incantations сочинитель комфортно, не спеша (интервал после Ommadawn – три года) делает красивую и свободно льющуюся музыку.
Здесь акустических гитар меньше, чем обычно. Фолк-ипостась приглушена, отставлена чуть в сторону. Много клавишных, а также пышности и задумчивости. Хор, женский вокал. Мелодическая перкуссия, духовые, щипковые. Резких переходов практически нет, зрелая и гладкая стыковка музыкальных фрагментов. Интересное композиционное развитие.
Первая сторона – богатая и красочная экспозиция. На второй начинается самое шаманство – перкуссия, «пение мантр» – в результате чего на третью снисходит «бодрый дух альбома»: торжественное начало, бравурность с переходом в полётную задумчивость с долгим гитарным соло и обратно к бодрой веселости ближе к завершению части. Последняя сторона вновь поначалу задумчива и осторожна, ткань плетут арпеджирующие щипковые и синтезаторы, и из всего этого вырастает красивая концовка с риффованной гитарой, впечатляющим соло, неожиданными флейтами во вставке – и возвратом к вокальным мантрам и арпеджирующей перкуссии.
Ремастер 2011 года – не «очередное подновление», а основательная работа, выполненная (инженеры Адам Баркер, Дэрил Исли) под руководством автора после возвращения к нему прав на фонограммы в 2008 году. Своего рода окончательная чистовая правка. У Олдфилда, что называется, «сложный микс», нагруженный инструментами в средне-верхнем частотном диапазоне. Современная техника отлично разобралась с этой навороченностью, выдав прозрачно-идеальный звуковой характер. Струнные объёмны и насыщенны, колокольчики ясны и точны, духовые цветасты, но неагрессивны. Перкуссия чёткая, добротно разведённая по стереопанораме, флейтовые синтезаторы (которых здесь особенно много) звучат нежно и певуче. Хоровые партии обволакивают пространством, светом и теплотой.
Матчасть не подкачала: издание строгое и роскошное. Прежняя фронтальная картинка (где Майк на фоне полосы прибоя с камнями и облаками) теперь на реверсе – а на аверсе ныне те же камни без Майка плюс новое шрифтовое решение заголовка, аккуратное и изящное. Новое пейзажное фото впечатляет деталями высокого разрешения, в том числе матовыми отражениями скал в воде (спецэффект: длинная выдержка). На развороте – другой ракурс той же натуры, иное время суток (рассвет, небо в розовых тонах), информация (мелким шрифтом, почти незаметна). Внутренние конверты чёрные армированные, винил прозрачный (дорожки придают ему чуть-чуть стального оттенка), на яблоках – тот же камень, с третьего ракурса и (кажется) на закате. Аккуратные белые надписи. Прилагается карточка с кодом для скачивания цифровой копии.
Да. Всё удалось. Эстетическое и аудиальное наслаждение от релиза идут рука об руку. Бросить все дела, уединиться – и слушать.