О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2559Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Mastodon - Hushed & Grim. Вот это уже серьёзно. Обзор
После особо короткого альбома-мини Cold Dark Place американские прог-металлисты Mastodon разразились самым длинным в своей дискографии. По совместительству самым амбициозным – и, есть ощущение, самым совершенным.
Группа была неплохо принята почти с самого начала своей карьеры, но всё же звучала нишево: в рамках всецело тяжёлого металла с элементами сладжа, стоунера и (неизбежного в случаях особой философской мрачности) прогрессива – но, главным образом, именно первого. На определённую несерьёзность отношения к ним со стороны прог-перфекционистов настраивала также зримая китчевая аляповатость картинок на обложках. Эстетика, впрочем, улучшалась – но даже на Emperor of Sand мы видим что-то визуально смешное, не так ли? А вот касательно нынешнего альбома можно уверенно констатировать, что он придётся по вкусу самому разборчивому ценителю прог-стилистики без фиксации на категории «метал» (хотя материал ей, конечно, соответствует). И здесь именно с обложки-то всё и начинается.
У нас в руках нечто красивое и хмуро-мрачное при этом, технически изощрённое, изобилующее деталями – вот ровно, как и музыка. Тусклое золото по такому же серебру на чёрном – вот такое настроение. Серебряная змея на обороте, фактурный фон под треклисты. Разворот с ещё одной эффектной картинкой, выдаваемая здесь информация ограничивается лишь составом группы (в тусклом золоте на фактурном фоне). Всё остальное, включая тексты песен – на глянцевой вкладке (белым и золотым по чёрному). На яблоках треки с таймингом, лого альбома – в той же гамме. Конверты армированные, винил прозрачный, серебрится дорожками.
Альбом при всём единстве настроения неожиданно разнообразен. В ингредиентах, помимо излюбленных приёмов метала, блюз, шаффл, мелодичная распевность, восточные коннотации – и всё это собирается в длинные композиции с хорошо проработанными переходами. Вокал погружен, вплетён, окрашен хмурой энергией релиза, держит настроение и драйв без выхода в рок-пафос наготове (как это типично водится у коллег по творческой ниве); прежних панк-оттенков почти не замечено, зато харшевый колорит в нужных местах отлично функционирует. Налицо изобретательная подача, продуманные наложения, обработки – собственно, так или иначе поют все четверо, что добавляет красок. Гитары густы до медитативности, соло в медленных эпизодах протяжно певучи, с красивыми подтяжками тона. Таким элементам вообще уделено исключительное внимание – вплоть до привлечения двух солистов-гостей. Вдобавок, помимо гитар, инструментальная палитра расширена клавишными (вплоть до синтезаторных партий), струнными, дополнительной перкуссией – и даже французским рожком.
Отдельное слово об ударных. У основоположника команды драммера Брэнна Дейлора особая техника (по его утверждению, он в юности тренировался с гитаристом – а не с басистом, это и повлияло). В первую очередь, это виртуозное сложноритмическое взаимодействие двух основных барабанов (бочки и малого): здесь драйв, техника, точность, захват духа. Поливы роллами и проходами по томам, прочая рассыпная мелочь... Всё это интересно озвучено и спродюсировано: фактически суббасовая бочка, не забыты низы и в томах; частотная середина упруга, верха аккуратно дозированы. Можно с определённостью говорить о своеобразии как исполнительском, так и продюсерском.
Записано в Атланте, смикшировано в Торонто. Продюсировал Дэвид Боттрилл, мастеринг от Теда Дженсена. Как итог – минорно-философская густота саунда удалась на славу.
Что ж, в высшей лиге прог-сцены прибыло. Отлично.