О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Магическое единение. Beethoven. The Late String Quartets. Обзор
На жилище скрипичного мастера Вильгельма Буша из вестфальского города Зигена, можно сказать, просыпался целый сноп божьих искр. Семья дала миру нескольких музыкантов, братьев Бушей: Фрица и Адольфа, ставших крупными фигурами первого ряда, а также Генриха и Вилли.
Не считая отца, преподаватель по скрипке появился у Адольфа Буша довольно поздно, когда ему исполнилось 11 лет. Он учился в Кельнской консерватории: игре на этом инструменте у Вилли Хесса и Брама Элдеринга и композиции – у Фрица Стейнбаха. Большое влияние на этого Буша оказали боннский капельмейстер Хьюго Грютерс (на чьей дочери он впоследствии женился) и Макс Регер.
С 1912 года Буш играет в квартетах. Тогда он возглавил венский Konzertverein Orchestra, и дебют этого струнного ансамбля на Зальцбургском фестивале в 1913 году принес коллективу и его лидеру известность в немецкоговорящем мире. В 1919-м Адольф Буш перебрался в Берлин, где основал квартет уже под собственным именем. К нему присоединились первоклассные музыканты: скрипач Гёста Андреассон из Швеции и альтист Карл Доктор. Этот ансамбль прекратил свое существование в качестве постоянно действующего после эмиграции Буша в США в 1939-м. Интересные квартетные записи появлялись в сезоне 1941-42 годов, а во второй половине 1940-х Busch Quartet совершал концертные туры по Европе и даже Германии.
После своих первых акустических релизов в 1920-х Буш не торопился возобновлять студийную деятельность. В то время запись на грампластинку представляла собой весьма сложный и изматывающий процесс. Артисты были вынуждены расчленять исполняемые произведения на 4-5-минутные фрагменты. Продюсер His Master’s Voice Фред Гайсберг пытался заманить Буша в студию сразу же после триумфального лондонского дебюта квартета в 1930-м. К тому времени брат Адольфа Герман Буш получил в нем кресло виолончелиста в наследство от своего учителя Пауля Грюммера.
В итоге с 1933 по 1937 год в Третьей студии Abbey Road была сделана монозапись поздних струнных квартетов Бетховена, которая по сей день сохраняет огромное художественное значение, а многими считается эталонной. Продюсером выступил Гайсберг, за звукорежиссуру отвечал Эдвард Фоулер.
Busch Quartet – явление уникальное. Когда слушаешь игру музыкантов, возникает редчайшее ощущение единства творческой воли и даже нервных систем у четырех людей. Потрясает кантилена Буша и его партнеров, в первую очередь, в медленных частях бетховенских квартетов – то, что музыканты называют «длинным смычком». Буш считал, что замедленные темпы и экспрессивное звуковедение при абсолютном контроле смычка важны для раскрытия внутреннего содержания поздних опусов Бетховена.
А ведь такой подход ставил перед техническим персоналом студии весьма непростые задачи. Скажем, в ответ на просьбы Буша, специалисты записали без перерыва медленную часть фа-минорного квартета op. 95 длительностью 6 минут 18 секунд (очень много для одной стороны 78-оборотной пластинки в то время).
Весьма содержательна аннотация Талли Поттера, который написал также объемный труд об Адольфе Буше.
Высокой оценки заслуживает звучание дисков. Надо отметить, что на виниле квартеты предстают существенно лучше, чем на CD (например, очень аккуратно подготовленных релизах Pearl).
Внимания меломанов достойны превосходные записи другого коллектива Буша, Busch Chamber Players, в том числе, шести Бранденбургских концертов И.-С. Баха и кончерто-гроссо Г.-Ф. Генделя.