О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Ловим восходящие аудиопотоки, статья. Онлайн-журнал "AVREPORT.RU"
Мы постарались простыми словами рассказать вам об увлекательном мире стриминга и широких возможностях, которые он предоставляет. Надеемся, что после прочтения этой статьи у вас не останется вопросов о предназначении и функциональности современных сетевых проигрывателей. Возможно, вы даже захотите приобрести один из них.Если еще пару лет назад сетевой проигрыватель был в диковинку, то сегодня стриминговые платформы имплантируются производителями в различные AV-устройства, такие как AV-ресиверы, усилители и цифро-аналоговые преобразователи. Это все неудивительно - потоковые сервисы и музыкальные файлы, хранящиеся локально или на сетевых устройствах, прочно вошли в нашу жизнь. Стриминговые платформы можно разделить на два типа: это платформы собственной разработки, которые имеют сразу несколько функций (например, интернет-радио, локальное и сетевое воспроизведение контента) и UPnP-платформы, которые работают исключительно по этому протоколу и дополнительных функций, как правило, не содержат. Про вторые мы сегодня говорить не будем, зато подробно рассмотрим первые, взяв в качестве яркого примера платформу Zander, использующуюся почти во всех компонентах Cambridge Audio, имеющих подключение к сети (CXN, 851N, CXR120, CXR200).
Локальное воспроизведение контента
Итак, самая простая функция, которая есть у подобных устройств – воспроизведение файлов с USB-носителей. Ваши медийные файлы могут находиться как на USB-флешках, так и на переносных жестких дисках. Как правило, платформы поддерживают файловые системы FAT32/NTFS, как самые популярные, экзотические системы, использующиеся в MacOS/Linux скорее всего распознаны не будут. С флеш-драйвами, как правило, проблем не возникает, а вот воспроизведение с жестких дисков может иметь ряд ограничений. Первое – как правило, каждая платформа имеет ограничение на максимальный объем подключаемого носителя. Та же Zander поддерживает 2 Тб. Второе ограничение вытекает исключительно из технической реализации USB-портов самого устройства. Дело в том, что жесткий диск при старте потребляет довольно большой ток (причем его величина зависит от конкретной модели), поэтому не всегда устройство может обеспечить требуемый для раскрутки ток, что выразится в невозможности использования конкретного жесткого диска с конкретным AV-компонентом. К счастью, сейчас проблема постепенно сходит на нет, то ли производители компонентов стали обеспечивать питание USB-портов с запасом, то ли производители жестких дисков стали делать менее прожорливые модели.
Как правило, список воспроизводимых типов файлов обязательно включает в себя FLAC, WAV, ALAC. Остальные форматы могут поддерживаться и не поддерживаться. Zander может воспроизводить ALAC, WAV, FLAC, AIFF, WMA, MP3, AAC, HE AAC, AAC+, OGG Vorbis. Также исключительно от производителя зависит поддержка CUE-файлов, популярных исключительно на пост-советском пространстве, когда диск рипается не по трекам, а целиком и к образу прикладывается специальный CUE-файл, где записано, как его нужно разбивать по трекам. Компания Cambridge Audio по просьбам именно российских потребителей ввела поддержку CUE около двух лет назад.
Следующий момент, являющийся общим для локального и сетевого воспроизведения – максимальное разрешение аудиосигнала. У компонентов Cambridge Audio оно составляет 24 бита/192 кГц и если еще год назад можно было вполне обойтись форматом 24/96, то сегодня покупать что-то, не поддерживающее 24/192, особого смысла не имеет, хотя контента именно в этом формате сейчас не так много, но количество доступного материала постепенно увеличивается.
Сетевое воспроизведение контента
Кроме хранения своей медиатеки на “флешках”, все большую популярность завоевывают так называемые NAS-устройства (Network Attached Storage), или «Сетевые хранилища». Это устройства, имеющие в своем составе один или несколько жестких дисков, и обеспечивающие доступ к информации, которая на них хранится, по сети. NAS бывают как специализированные (Synology, Qnap и другие), так и собранные на базе обычного или компактного ПК. В первом случае устройства имеют множество встроенных, но ограниченных производителем функций, компактный размер, низкое энергопотребление, но невысокую мощность. «Самосборные» устройства на базе ПК имеют характеристики, напрямую зависящие от выбранной платформы.
Большое распространение получили NAS от компании Synology
Доступ к файлам на NAS обычно осуществляется с помощью прямого обращения по протоколам SMB/NFS, либо потоковым способом – с помощью DLNA/UPnP. Первый – простое «расшаривание» сетевых папок, то же самое, что вы можете сделать на компьютере. Этот способ используется весьма редко, зато второй очень популярен. Наверное уже 100% NAS сегодня имеет в своем составе DLNA/UPnP-сервис, который обеспечивает доступ к хранящимся файлам, выдавая их клиенту (устройству, которое запрашивает файлы – например, сетевой проигрыватель) в определенном формате. Списки файлов могут выдаваться просто по папкам, могут по исполнителям, жанру и т.д. – это зависит исключительно от «продвинутости» самого сервера. Сегодня даже большинство ТВ понимает этот протокол, позволяя воспроизводить с сетевых устройств как аудиофайлы, так и видео. Более того, сервер можно запустить практически на любом ПК хоть под Windows (например, Home Media Server), хоть под MacOS (Serviio и др.), хоть под Linux (есть различные варианты). Также есть весьма интересный сервер под названием Plex, который может организовывать целые медиатеки с обложками, текстовой информацией и т.д. – результат выглядит примерно так же, как и на экране Apple TV. Plex доступен для множества платформ, но для просмотра требует своего собственного клиента, хотя поддерживает и DLNA/UPnP-доступ, но при этом теряются все визуальные преимущества.
Cambridge Audio Zander поддерживает стандартные UPnP-доступ и без проблем работает с любыми NAS/ПК, на которых запущен совместимый сервис.
Bluetooth/Airplay
Для удобства доступа к контенту мобильных устройств и воспроизведению их на внешних аудиосистемах разработаны два способа беспроводного стриминга – Bluetooth и Airplay. Первый реализован во всех современных смартфонах и при наличии поддержки кодека AptX способен обеспечить весьма и весьма впечатляющие результаты (поток может достигать разрешения 24 бит/96 кГц). Второй – альтернативный вариант от Apple, использующий собственный lossless-кодек и позволяющий передавать сигнал с частотой дискретизации 44 кГц. Все потоки, превышающие частоту дискретизации, будут «даунсемплированы» до 44 кГц.
Все сетевые устройства Cambridge Audio способны принимать сигнал по Bluetooth при наличии опционального адаптера BT100. Поддержка Airplay встроена только в сетевые проигрыватели – CXN и 851N.
Bluetooth-адаптер BT100 подключается ко всем сетевым устройствам Cambridge Audio в USB-порт
Интернет-радио
Как правило, любые сетевые устройства сегодня предлагают возможность доступа к тысячам интерент-радиостанций. Обычно это делается через специализированный сервис-агрегатор, который собирает у себя ссылки на музыкальные потоки различных станций, каталогизирует их и предоставляет доступ клиентам. Это сервисы типа TuneIn, vTuner или UuVol (в случае с Cambridge Audio). Эти сервисы независимые и на их работу производитель оборудования повлиять никак не может. Исключение составляет UuVol, который уже некоторое принадлежит компании Cambridge Audio и через сайт самой компании можно отправить запрос на добавление новой станции.
Сервисы обеспечивают очень мощные возможности отбора нужных станций – не только по жанру, но и по стране и по битрейту – так что можно выбрать оптимальное и по содержанию, и по качеству. Хотя станций, вещающих с битрейтом выше 320 кбит/с, нам пока не встречалось. Для получения действительно качественного потокового аудио предназначены специальные потоковые сервисы, о них и поговорим.
Музыкальные сервисы
Гениальная идея пришла создателям первого стримингового сервиса – зачем пользователю держать огромную медиатеку локально, если можно стримить ее через интернет со специальных сервисов? Идея прижилась и более того – продолжает активно развиваться. Сегодня доступны уже десятки различных сервисов, которые предоставляют доступ к своей библиотеке (обычно исчисляющейся десятками миллионов треков), самые известные из которых Spotify, Deezer, Apple Music, Yandex Музыка и пр. Сервисы не только предоставляют доступ к контенту, как если бы он находился на самом устройстве, но также предлагают пользователю послушать новые треки, основываясь на предпочтениях и предыдущих прослушанных композициях. Требования к качеству записей растут, именно поэтому от стриминга в lossy-форматах (типа MP3) премиальные сервисы переходят к lossless, ярким примером такого сервиса высокого разрешения является Tidal. Агрессивно рекламирующие себя сервисы типа Spotify и того же Tidal активно работают с производителями стримеров высокого уровня, обеспечивая совместимость этих аппаратов со своими сервисами. Например, все аппараты Cambridge Audio работают с сервисом Spotify Connect.
Музыкальные сервисы все чаще и чаще конкурируют между собой за слушателя, готового платить за качественную музыку
Большинство сервисов обеспечивает бесплатное прослушивание, разбавляя поток рекламой, а также платную подписку, которая избавляет от рекламы, а также позволяет получать аудиопоток более высокого разрешения. Все было бы замечательно, но большая часть сервисов пока не доступна на территории РФ. Spotify в прошлом году даже зарегистрировал компанию в России, но в связи с кризисом шведы решили повременить с выходом на этот рынок, что очень печально, ведь это один из самых популярных и удобных сервисов. Впрочем, есть возможность слушать Deezer и Apple Music, а также наш родной Yandex.Музыка.
Управление воспроизведением
Классические пульты ДУ применяются в AV-системах все меньше и меньше, на первый план выходят специализированные приложения для смартфонов и планшетов. Причем управлять с их помощью - одно удовольствие – большой сенсорный экран очень удобен для отображения списков композиций и навигации.
Классический пульт проигрывателя Cambridge CXN
Приложения разделяются на два типа – стандартные UPnP/DLNA-контроллеры, которые позволяют работать с устройствами одноименного типа и заведуют исключительно воспроизведением. Второй тип – приложения от производителей, которые обычно имеют гораздо более широкий функционал. В частности, приложение Cambridge Connect способно не только обеспечивать стриминг музыкальных файлов и доступ к интернет-радио, но также может переключать входы, регулировать громкость, переводить устройства в режим ожидания, а у модели CXR200 – управлять воспроизведением во второй зоне.
У некоторых производителей существуют приложения и для управления с ПК/Mac, но это, скорее, исключение из правил.
А так выглядит приложение для управления сетевыми устройствами Cambridge Audio со смартфона
Wi-Fi или не Wi-Fi?
Как правило, устройства для воспроизведения контента по сети подключаются к этой самой сети как проводным, так и беспроводным способом. Первый вариант, безусловно, предпочтительнее – файлы высокого разрешения могут потребовать весьма широкой полосы пропускания, что в нынешних условиях множества Wi-Fi-сетей обеспечить довольно тяжело. Но далеко не у всех в комнате прослушивания рядом с AV-стойкой предусмотрена Ethernet-розетка. В таком случае никаких других вариантов не остается, лишь использование Wi-Fi обеспечит доступ к сети. Как правило, для нетребовательных сетевых потоков (интернет-радио и воспроизведение MP3-файлов с NAS) особых пропускных способностей не требуется, поэтому и проблем обычно не бывает. Если же при воспроизведении файлов высокого разрешения случаются обрывы музыки, придется вплотную заняться оптимизацией своей Wi-Fi-сети: постараться выбрать менее загруженный канал, возможно, поменять роутер на более продвинутую модель, устойчивую к внешним помехам.
Сетевые устройства Cambridge имеют внешний беспроводной интерфейс с интегрированной антенной, подключающийся к USB-разъему
Нужно отметить, что некоторые сетевые проигрыватели имеют исключительно Ethernet-интерфейс, поэтому для беспроводного подключения придется использовать дополнительную точку доступа/роутер в режиме «моста». В устройствах Cambridge Audio предусмотрены как проводной, так и беспроводной интерфейсы.
Заключение
Итак, мы постарались простыми словами рассказать вам об увлекательном мире стриминга и широких возможностях, которые он предоставляет. Надеемся, что после прочтения этой статьи у вас не останется вопросов о предназначении и функциональности современных сетевых проигрывателей. Возможно, вы даже захотите приобрести один из них. Мы использовали в статье примеры на базе компонентов британской компании Cambridge Audio, широко известной на Hi-Fi-рынке достойным качеством звучания и хорошим соотношением цены/качества. Но это лишь хороший пример современных стриминговых устройств, которые сейчас выпускает Naim, Marantz, Denon, Pioneer, Sony и множество других брендов – вы наверняка сможете подобрать оптимальное на свой музыкальный вкус и кошелек.
Подготовлено по материалам онлайн-журнала "AVREPORT.RU", ноябрь 2015 г. www.avreport.ru