О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Сейчас в продаже
REL
Британская компания REL Acoustics занимается производством высококачественных сабвуферов для двух- и многоканальных систем домашнего кинотеатра. Сабвуферы REL - великолепный выбор в том случае, если вы хотите добиться максимума от вашей системы. Известно, что многие громкоговорители не могут воспроизводить низкие частоты достаточно качественно для комфортного прослушивания музыки и просмотра фильмов. Кроме того, системы, способные охватить более широкий частотный диапазон, звучат более реалистично и впечатляюще. Самый действенный способ добиться этого - укомплектовать свою систему "правильным" сабвуфером, который не только будет обладать технической возможностью воспроизводить басы, но и с лёгкостью интегрируется в ваш комплект акустики, подарив звучанию глубину и натуральность. REL Acoustics специализируется исключительно на производстве
Подробнее о бренде RELОбзоры товаров под маркой REL (29)Официальный сайт RELwww.rel.net
Линейный массив сабвуферов REL S/812: преобразующая сила / trackingangle.com
Как любит говорить Джон Хантер, владелец и главный разработчик компании REL, «услышав однажды линейный массив из шести сабвуферов, вы уже не сможете обходиться без него». Кен Редмонд привык проверять всё на собственном опыте. Он позаимствовал у Джона шесть REL S/812. И подробно описал свои впечатления на портале Trackingangle.
Кен Редмонд родился в Новом Орлеане. Он воспитан на традиции, где живая музыка идёт в ногу с повседневностью. В 1970-х Кен управлял магазином Hi-Fi, продавал многие из существовавших в тот момент брендов. И, конечно же, встречался с людьми, стоящими за большинством из них. «Я просто расскажу об этом так, как услышал», – говорит Редмонд. |
Мой опыт общения с сабвуферами восходит к концу 70-х годов, когда я посетил отель Палмер Хаус в Чикаго – одно из мест, где проводилась выставка аудиотехники высокого класса. Второй выставочной площадкой была расположенная неподалеку гостиница Блэкстоун. Основная экспозиция проходила в гигантском конференц-центре.
Я зашел в зал компании Janis Audio. Там её владелец и конструктор Джон Маровскис представлял новый сабвуфер Janis W1 и кроссовер/усилитель Interphase. Я ожидал, что будет выбрана музыка, демонстрирующая вклад сабвуфера в общее звучание с подчеркиванием нижнего баса. Но неожиданно Джон запустил подборку сольных фортепианных композиций, используя сабвуфер для придания звуку насыщенности.
Хотя в тех пьесах не было басовых нот, которые требовали бы усиления, сабвуфер заметно изменил звук. Он усилил естественность звучания фортепиано за счет более точной передачи тембра и физического веса самого инструмента. А также добавил ощущение пространства.
Так состоялось моё знакомство с сабвуферами. Правда, вскоре я обнаружил, что большинство из них предназначались для использования в домашних кинотеатрах. Что делало их непригодными для взыскательного прослушивания музыки. Зачастую от них было больше вреда, чем пользы. Я упорно держался за свою систему Janis, пока мне не попалась пара сабвуферов Vandersteen 2Wq, которыми я дополнил акустику 3A Signature.
Комбинация Vandersteen обеспечила 90 процентов от качества звука колонок Vandersteen 5, о которых я мечтал, но не мог себе позволить купить. А стоила пара сабвуферов на 40 процентов дешевле. Очень привлекательное предложение, различные варианты которого ещё не раз всплывут в этом обзоре.
В двухтысячных резко выросла популярность домашних кинотеатров, что привело к развитию рынка сабвуферов. В то время у себя в магазине мы продавали много сабвуферов Velodyne и JL Audio. Тем не менее, я продолжал слушать свои 2Wq.
Я всегда противился идее использования типовых кроссоверов, которые обычно встраиваются в активные сабвуферы, со своей двухканальной акустикой класса High-End. Кроссовер, встроенный в мою акустическую систему, создавался с особой тщательностью и специально для передачи задуманного дизайнером звучания. Его я и выбрал. Мне не нужен кроссовер, который влияет на звук моих колонок.
Регулируя фильтры верхних и нижних частот, чтобы согласовать основные колонки с сабвуфером, вы, по сути, берёте на себя роль конструктора колонок.
Для большинства пользователей это слишком сложная задача: мало кому удавалось достичь по-настоящему хороших результатов. Из-за этого сабвуферы и получили репутацию компонентов, которые трудно встроить в систему.
Я избегал необходимости пользоваться кроссовером сабвуфера. И позволял своим основным колонкам воспроизводить звук по задумке конструктора. Я лишь «подправлял» одну-две нижние октавы, чтобы добиться звучания с полным диапазоном частот. И хотя этот подход имеет свои минусы, я предпочитал именно его.
Знакомство с REL Acoustics в 2015 году
Мой первый разговор с Джоном Хантером был посвящён реализации сабвуферов REL моей компанией. Поскольку мы специализировались на домашней автоматизации и домашних кинотеатрах, то продавали в основном продукцию JL Audio. После часовой обстоятельной беседы мы с Джоном сошлись во мнении, что на данный момент заниматься продажей REL нам не особенно выгодно. Но моя компания планировала расширить подразделение по продаже стерео. И мы оба согласились, что стоит вскоре снова вернуться к этому вопросу.
Я был впечатлён компетентностью Джона и его идеями с акцентом на использование сабвуфера в стереосистеме. Он рассказал о подходе REL: сабвуфер должен «дополнять» бас основных акустических систем, а не заменять его. И это совпадало с моими представлениями. Поэтому REL называет свои устройства не просто сабвуферами, а «сабвуферными системами».
Первые впечатления незабываемы
На выставке Rocky Mountain Audio Fest 2019 мне захотелось увидеть проигрыватель AMG Viella Forte. Эта новинка вызвала особый ажиотаж в то время. В демонстрационной комнате я заметил пару колонок Vienna Acoustics Liszt с двумя башнями по три сабвуфера REL каждая, установленными по обе стороны. Это было моё первое знакомство с линейным массивом из шести сабвуферов REL.
Для прослушивания поставили редкое издание одного из альбомов Led Zeppelin. Впечатления от услышанного надолго останутся в моей памяти. По масштабности система с «шестёркой» REL намного превосходила то, что выдавала моя система с двумя сабвуферами.
Я ожидал, что буду ошеломлён мощью шести 12-дюймовых динамиков. Но хотя глубокий бас и был предсказуемо впечатляющим, больше всего меня поразила глубина и размер звука. А также естественное пространство музыкальной сцены.
Напольные колонки Vienna Acoustic Liszt нельзя назвать большими. Однако вместе с комплектом REL Six-Pack они дают звучание, сопоставимое с системами стоимостью в сотни тысяч долларов. Из тех, которые обычно устанавливают в танцевальных залах. И вот оно: снова – привлекательное по цене предложение!
Далее, выставка 2023 года Флорида Аудио Экспо. Здесь компания Acora Acoustics представила свои эталонные колонки VRC (за $ 219 000!). Модель была признана лучшей практически всеми, кто слышал её на выставке. Слушая VRC, я мысленно возвращался к впечатлениям от «шестерки» REL в 2019 году. И задавался вопросом: а как будет работать массив из шести REL с моей акустикой Acora SRC-2? Я не питал иллюзий, что это превратит их в VRC. Но всё же было интересно, «на сколько ступеней вверх по лестнице» это меня продвинет.
Я обратился к Джону Хантеру и тот любезно согласился прислать мне комплект из шести REL S/812. Позвольте немного рассказать о нём.
S/812 стоит 359 990 ₽ (на 9 февраля 2024 года) и занимает среднюю позицию в модельном ряду сабвуферов REL. Он оснащён 12-дюймовым динамиком с лёгким алюминиевым диффузором ContinuousCast™ и литой корзиной. Обычно диффузор подвергается искажениям со стороны обратных волн, которые возникают из-за движения воздуха позади него. REL повысила прочность и жёсткость задней поверхности диффузора, дополнительно нанеся на стратегически важные участки тонкий слой из углеродного волокна. Это предотвращает воздействие обратной волны на основной басовый поток. И снижает искажения нижних частот, способствуя улучшению общего качества звучания.
Дополнительно S/812 имеет направленный вниз пассивный 12-дюймовый карбоновый излучатель с экстремально длинным ходом диффузора и подвесом переменной жёсткости. REL называет этот излучатель SuperProgressive™. Таким образом, на малой громкости сабвуфер функционирует как закрытый ящик. Но при необходимости может выдавать бас до 19 Гц – как конструкция с динамиком 14 дюймов.
Встроенный в S/812 усилитель NextGen 5 развивает 800 Вт непрерывной мощности. А в пиках достигает 1000 Вт. Высокоуровневый вход Neutrik Speakon, низкоуровневые стереовходы RCA, а также отдельные входы XLR и RCA LFE обеспечивают различные варианты подключения. Также имеется высокоуровневый выход Neutrik Speakon, который позволяет объединить несколько сабвуферов в массив.
REL настоятельно рекомендует подключать сабвуфер к высокоуровневым выходам усилителя мощности. А не к низкоуровневому выходу предусилителя.
Выходной сигнал усилителя мощности ближе к тому, что получают ваши основные колонки. Он обеспечивает сабвуферу те же звуковые и электрические характеристики, включая задержку распространения сигнала. В результате достигается лучшее согласование и, следовательно, лучшая интеграция между сабвуфером и основными колонками. Это не зависит от конструкции усилителя мощности – будь он ламповый или транзисторный. Для подключения сабвуфера в комплекте поставляется длинный кабель Neutrik Speakon.
Два положения тумблера в нижней части задней панели – «всегда включено» и «режим ожидания». Переключатель фазы также имеет два положения – «0°» и «180°». Три поворотных регулятора с маркером в виде точки предназначены для настройки громкости, уровня LFE и частоты кроссовера. Более практичными были бы метки на боковых сторонах регуляторов и градация уровня/частоты на поверхности самой панели. Да и метод регулировки REL «по щелчкам» потенциометра был бы удобнее, если бы эти щелчки ощущались отчётливее.
Фишкой сабвуферов REL нынешнего поколения является «Perfect Filter». Этот фильтр расширяет нижний предел басовых частот. И одновременно открывает средние и верхние частоты, делая их более воздушными и деликатными.
На мою просьбу рассказать о принципах работы фильтра Джон Хантер дал следующие пояснения:
«Полностью аналоговая схема усиливает и расширяет выходной сигнал, простирая его ниже частоты 30 Гц (для серии S), чтобы обеспечить «идеальный» нижний бас. Расширение и усиление основного баса производится без механического вмешательства в звуковые характеристики и без применения задержки DSP-процессора.
Все элементы бережно собраны и тщательно проверены. Всё, как у нас принято, чтобы гарантировать реализацию положительных аспектов насыщенного, расширенного и очень глубокого баса без слышимого ухудшения. В результате мы имеем фильтр, который значительно повышает качество звучания наших моделей. Разработка и настройка фильтра осуществляется для каждой модели отдельно. Всё это является важной частью головоломки, которую мы должны решить, чтобы обеспечить ощутимое улучшение звучания без сильного повышения цены. И с сохранением нашего фирменного быстрого и естественного звука!».
Сабвуфер REL S/812 габаритами 430 х 444 х 510 мм в глубину и весом 34 кг доступен в двух цветовых исполнениях: чёрный рояльный или белый лак. Восемь слоёв лака выглядят весьма впечатляюще! Хромированные ручки удобно использовать для перемещения сабвуфера. Вместо обычных четырех ножек использованы мощные салазки. Они обеспечивают надёжную опору и ощущение «парящего» над полом корпуса.
Настройка
По счастливой случайности оказалось, что Клэй Паркер, региональный менеджер REL и гуру по настройке сабвуферных систем, живет не очень далеко от меня. И он предложил мне помощь в настройке линейного массива REL. После того, как доставили паллету с шестью коробками, мне было велено распаковать их, подключить сабвуферы к электросети и включить питание, ничего не настраивая. Производитель рекомендует дать усилителям прогреться в течение ночи перед настройкой и калибровкой.
Каждый ярус сабвуферов выполняет свою задачу. И для обеспечения оптимальной производительности настройка каждого сабвуфера производится индивидуально.
Концепция линейного массива – не просто две «башни» из шести 12-дюймовых сабвуферов, которые делают одно и то же. Дело в том, что я почти три года прожил с подобной конфигурацией. Моя Infinity IRS Beta, помимо двух основных колонок, включала ещё и две басовые по четыре 12-дюймовых динамика в каждой. И все они делали одно и то же!
Линейный массив сабвуферов REL – это совершенно другой подход. Клэй Паркер объясняет это так:
«Тяжелая поступь тираннозавра в фильме «Парк Юрского периода» ощущается зрителем на каждом из уровней. Нижние сабвуферы передают первичный удар по земле, средние – распространяют волну от удара, а верхние – помогают ощутить пространство местности, передавая низкочастотные сигналы от окружения.
Примерьте эту концепцию к ударной установке или фортепиано, органу в соборе… И вы начнёте понимать, какой вклад вносят массивы REL в основной тон, обертона и затухание».
Слушаем звучание
По завершении установки и настройки я приступил к прослушиванию. Оно длилось около двух недель, чтобы можно было сделать окончательные выводы. Мне хотелось не столько выявить области, где произошли значительные улучшения, сколько убедиться в том, что мои впечатления обусловлены не просто масштабом обновления.
Чтобы оценить влияние сабвуферов REL на звучание музыки, мой план включал тщательное прослушивание системы в трёх различных конфигурациях.
Сначала я слушал музыку только через свои колонки Acora SRC-2 без сабвуферов. Затем подключил левый и правый нижние сабвуферы. И, наконец, система работала со всеми шестью сабвуферами.
В память о моменте, когда впервые услышал сабвуфер Janis, я выбрал альбом «Jazz at Long Wharf».
Записанный Марком Левинсоном в 1977 году, этот диск включает живое выступление джазового трио в театре Лонг Уорф в Нью-Хейвене, Коннектикут. Чтобы передать звучание фортепиано, баса и ударных, Левинсон использовал минимальное количество микрофонов. Это простая, хорошо записанная сессия в театральной обстановке. Она схожа с моими ощущениями от посещения концертов джазовых трио в Музыкальной школе Университета Луизианы. Сессия открывается совместной игрой трио. Затем каждый исполняет соло. И, в финале, снова возвращается трио.
Чтобы полнее описать свои впечатления, я, пожалуй, не стану сочинять многословный текст. Приведу несколько кратких комментариев из своих заметок. Массив сабвуферов REL – не просто воздействие на какие-то области частотного спектра. Это, скорее, общее ощущение от воспроизводимой музыки.
Итак:
Без сабвуфера
- Ощущение «японского джаза» 70-х годов, образцового по технике, но лишенного души, темпа, ритма, размерности.
- Ноги не отбивают такт.
- Кажется, будто микрофон расположен слишком близко к барабанам, да и сами они кажутся «маленькими».
- Похоже, что сессия записывалась в режиме стерео.
- Музыкальная сцена находится между колонками и обладает хорошей глубиной.
- Звучит как очень хорошая стереосистема, воспроизводящая хорошую запись.
- Не хватает «магии».
Добавлены два сабвуфера
- Улучшился тембр фортепиано: теперь оно звучит более реалистично в том пространстве, которое занимает в сцене. Ударная установка обрела более отчётливую атаку и лучшую динамику в области глубокого баса и в римшотах.
- Я по-прежнему ощущаю границы комнаты прослушивания.
- Теперь запись звучит как исполнение талантливых музыкантов, играющих с гораздо лучшим взаимодействием и большей экспрессией.
- Я всё ещё чувствую, что слушаю запись. Хотя и куда более качественную с точки зрения пространства и динамики.
Добавлены шесть сабвуферов
- ЖИВОЙ звук!
- Теперь я будто нахожусь на сеансе записи в концертном зале Музыкальной школы Университета Луизианы.
- Стены комнаты исчезли.
- Контрабас взял все под контроль: он больше не тонет в музыке, а ведет ее за собой.
- Правдоподобная динамика с отличными римшотами и взаимодействием музыкантов.
- Очень естественно!
Давайте поднимемся на ступеньку выше и увеличим число инструментов.
Возьмём композицию «The Foot Stomper» Гарри Джеймса с альбома Comin’ From a Good Place, записанную лейблом Sheffield Lab.
Без сабвуфера
- Скудное общее звучание
- Звук такой, как будто музыканты играют «на автомате», возможно, это первый дубль с утра.
- Господи, дайте же им по чашке кофе!
- Задняя левая и правая части звуковой сцены усечены.
- З-з-з-з-з-з…
Добавлены два сабвуфера
- Рояль вновь занял свое место в левой части сцены, увеличился в размерах и обрёл голос.
- Значительно больше глубины, ширины и пространства.
- Тон тромбона стал живым и насыщенным, с «блеющим» эффектом.
- Появилось разделение инструментов по местоположению и тембру.
Добавлены шесть сабвуферов
- Контрабас теперь стал опорой и движущей силой музыки.
- Взаимодействие инструментов стало более явным… Музыка звучит так, будто играют маститые музыканты, которые хорошо знают друг друга.
- Появился СВИНГ!
- Динамика трубы стала гораздо более сбалансированной и правильной.
- Так и тянет притопывать в ритм.
- Настоящий биг-бэнд!
Я намеренно подобрал именно эти музыкальные композиции. Хотел продемонстрировать достоинства «шестёрки» REL, помимо её способности двигать большие массы воздуха.
Добавление линейного массива REL к моим колонкам значительно улучшило качество звука и усилило впечатления от прослушивания.
Сцена стала шире и глубже, а звуковые образы обрели трёхмерное качество с осязаемым эффектом присутствия отдельных инструментов. Басовые ноты зазвучали отчётливее, с более быстрым фронтом атаки, точной высотой тона и точным согласованием во времени и пространстве. В результате усилилась яркость восприятия музыки. Также улучшилась динамика. Исчезло ощущение, что музыка звучит из разных колонок.
После подключения массива сабвуферов я, конечно, ожидал повышения качества звучания. Однако был поражён его преображением в использованных записях. Динамическая выразительность всех инструментов застала меня врасплох.
О влиянии басовых обертонов на высокие частоты я впервые услышал от Гэри Коха, конструктора Genesis Advanced Technologies, в 2005 году. Он утверждал, что это улучшает динамику и может оказывать значительное влияние на высокие частоты. Тогда это мнение казалось нелогичным, однако теперь оно обретает смысл.
Шесть сабвуферов добавили открытости и воздушности звучанию синтезатора в саундтреке Ханса Циммера из фильма «Интерстеллар». Для передачи фундаментального баса и перемещения большой массы воздуха вполне достаточно пары чуть ли не любых сабвуферов. Но с подключением массива REL воспроизведение трека «Dreaming of the Crash» стало настоящим откровением. Первые две минуты композиции наполнены звуками ветра и грома. И я почти физически чувствовал ветер в своей комнате. Гром звучал реалистично и отдалённо, мощными волнами прокатываясь по комнате. Нарастание звука с момента 2:40 излучало мощнейший заряд энергии. А к концу трека я перенёсся в место, где царило безлюдье и одиночество. Пара сабвуферов REL не позволила мне даже приблизиться к этому месту!
Приводим воздух в движение
Невозможно иметь в комнате шесть 12-дюймовых сабвуферов общей мощностью более шести тысяч ватт и не захотеть «поддать газу». Мне хотелось опробовать эффект трека «Company» с альбома Oblivion Хэдегаарда. От его мощного баса начинает сыпаться штукатурка с потолка. Компания Acora использовала его для демонстрации своих акустических систем VRC на выставке FLAX 2023.
Прослушивая трек через свои колонки Acora SRC-2, я остался очень доволен тем, насколько хорошо они справляются с экстремально низкими частотами. Затем добавил «шестерку» REL.
В итоге я оставил лишь одно примечание: «просто потрясающе» со смайликом. Как и ожидалось, звук заполнял комнату, заставляя вибрировать все незакрепленные предметы. Но, как ни странно, он не был «громким».
Ещё больше поражало то, как сильно он напоминал мои впечатления от прослушивания акустики Acora VRC на FLAX 2023. И это вызвало у меня улыбку удовлетворения.
В целом, прослушивание длилось два месяца с использованием трёх различных конфигураций. И я заметил, что мои комментарии начали повторяться. Несомненно, «шестёрка» REL оказывала явное и исключительно положительное влияние на мою систему.
Вкратце эти виды конфигурации и их эффект можно описать следующим образом:
- Без сабвуфера – маленькая звуковая сцена, слабая определённость и недостаточное разделение инструментов. Слабо выраженная динамика взаимодействия музыкантов.
- Два сабвуфера – уже больше жизни, более отчётливый фундаментальный бас, звуковая сцена увеличилась в размерах. Но по-прежнему не хватает атмосферы баса. И музыка звучит так, будто её «втиснули» в комнату.
- Шесть сабвуферов – реальная живая музыка с превосходной динамикой и экспрессией. С чётким разделением инструментов и явно выраженным взаимодействием музыкантов. Границы комнаты исчезают, а инструменты обретают реальную плоть в звуковой сцене. Вы переноситесь непосредственно на место события.
Заключение
Резюмировать влияние конфигурации линейного массива REL на мою систему можно в двух словах: преобразующая сила.
Говоря о стереофонической звуковой сцене, мы подразумеваем трёхмерное пространство с его шириной, высотой и глубиной. Мы пытаемся визуализировать, сфокусировать очертания инструментов в этом пространстве по размерности их звучания. Однако на самом деле звуковая сцена – это иллюзия, созданная невидимыми музыкантами. А ощущение «реальности», к которому мы стремимся – плод нашего воображения. Комбинация сабвуферов REL помогла мне приблизиться к этому ощущению «реальности».
По мере продвижения «вверх по модельному ряду» большинства брендов акустических систем, мы получаем более глубокий бас. Конечно, это касается и улучшения элементов конструкции кроссовера, динамиков, корпуса. Но в первую очередь мы платим за более впечатляющий и убедительный звук. И иногда цена продвижения на одну-две ступеньки вверх может оказаться неподъёмной. Например, разница в цене между моими поистине замечательными колонками SRC-2 и моделью VRC составляет $ 171 000! Это мне не по карману. Как и в 1980-е, когда я мечтал об акустике Vandersteen 5a.
Однако, как и в случае с комбинацией Vandersteen 3A Signature / 2Wq, о которой я упоминал ранее, добавление в систему «шестерки» REL за $ 20 000 позволило мне получить 75% звука акустики Acora VRC всего за 35% от её цены. Довольно выгодное предложение, которое уже можно рассматривать!
Продав тысячи аппаратов и лично прослушав сотни из них, я с трудом могу назвать компонент, который больше приблизил бы меня к моей личной аудионирване, чем массив из шести сабвуферов REL.
Если вы задумываетесь об обновлении акустики, и у вас есть возможность добавить REL в свою систему, я бы посоветовал заказать демонстрацию. Но хочу вас предупредить…
Повторю слова Джона Хантера. «Услышавшему «шестёрку» однажды , потом уже будет трудно обходиться без неё». Полностью согласен!
Подготовлено по материалам портала "TRACKING ANGLE", январь 2024 г. trackingangle.com