О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Лето — это маленький затакт: 5 джазовых альбомов начала сезона
Ну вот, наконец-то оживление в звукозаписи! Хорошими альбомами уже с августа начали отмечаться и независимые лейблы, и нишевые, и всякие «культовые мейджоры» вроде ECM, и музыканты всех поколений. Плюс переиздания и архивные изыскания.
Vijay Iyer. Far from Over (ECM)
На этом альбоме Виджай Айер, один из главных пианистов-импровизаторов среднего поколения (ему 45 лет), впервые записался с собственным секстетом. «Комбо» из шести человек — такое в джазе не каждый день случается, а к тому же в новом коллективе Айера известные сами по себе саксофонисты Стив Леман и Марк Шим. Понятно, что такая команда звучит широко и плотно, но с воздухом. Первая же композиция «Poles» — неквадратная, с непредсказуемым развитием от вкрадчиво-романтичных фортепианных пассажей до горячей перестрелки саксофонов и трубы Грэма Хейнса. Ритм-секция плетет головоломные узоры с исключительной точностью. Айер, кстати, сам фактически часть ритм-секции: его рояль и Fender Rhodes нечасто лезут вперед. Сам пианист утверждает, что ритмы они с группой играют заводные, почти что танцевальные.
В альбомах Айера почти всегда есть некая концепция. Предыдущий — тоже для ECM, но трио — назывался «Break Stuff», и был посвящен именно что «брейкам» — паузам. Медитативная, неспешно текущая музыка. «Far from Over» в контексте размышлений Айера стоит перевести как «Далеко не окончена», имеется в виду борьба — за равноправие, справедливость и права человека. Нигде в мире. Американский индус Виджай Айер сочиняет композицию «For Amiri Baraka» памяти борца за права чернокожих и поэта-авангардиста по имени Амири Барака. «Отдаю должное непростой истории нашей страны», — говорит музыкант. К счастью, из таких сложных умозрительных концепций у него рождается отличная музыка.
Gerald Cannon. Combinations (Woodneck Records)
Джеральд Кэннон не из тех басистов, кто лезет на авансцену. Это мягко говоря. Перед нами — второй его сольный альбом и первый за почти пятнадцать (!) лет. «Combinations» — комбинации басиста с выдающимися музыкантами, в разных составах. Очень пестрый альбом.
Первый трек, «Every Man Is a King», открывается фразой контрабаса — сочной, разговорной, далее мчится скоростной пост-боп с зажигательным соло трубы. «How Great Thou Art» — дуэт контрабаса с гитарой Рассела Малоуна: олдскул, сейчас такое редко делают, в связи с чем вспоминаются камерные пьесы Джима Холла или Гранта Грина. А «Garys Tune» — как будто из 80-х, а ля Дэвид Сэнборн! Но, опять-таки, внутри — твердая сердцевина настоящего джаза. И закольцовывается все аранжировкой «Darn That Dream» для контрабаса соло.
Gary Peacock Trio. Tangents (ECM)
Альбом басиста совершенно противоположный по концепции. Только трио, только акустика! Великий Гэри Пикок с пианистом Марком Коуплендом и барабанщиком Джоем Бароном. Конечно, сразу напрашиваются аналогии со знаменитым трио-долгожителем, в котором Пикок играл с Китом Джарретом и барабанщиком Джеком Деджонеттом. А если еще вспомнить его работы с Полом Блеем, Полом Мотяном и вообще всю эту бесконечную фонотеку…
Но тут все равно другая музыка. И учитывая, например, «авангардистское» происхождение Барона, долго игравшего с Джоном Зорном, обескураживающая. Ровная, спокойная, выверенная — геометрическая, именно что. Эдакая хорошая настоящая продукция ECM, со всеми плюсами и минусами.
Yusuke Kono Piano Trio with Walter Smith Ⅲ, Warren Wolf. Be With Us (NJR Records)
Бодрый-свежий-романтичный пост-боп — это вкратце про альбом интернационального состава японского пианиста Юсуке Коно. Хирургически точное трио японцев плюс американцы: вибрафон Уоррена Вулфа, тенор-саксофон Уолтера Смита.
Умная, закрученная музыка (сложные неквадратные формы) и при этом — совершеннейшая безудержная романтика, вообще-то говоря.
Bill Evans. Another Time: The Hilversum Concert (Live)
Обзор позвольте закончить тоже пианистом. Билл Эванс повлиял на всех, включая вышеупомянутого Виджая Айера. Это — запись его концерта на Нидерландском радио 22 июня 1968 года, до 2016 года никем не слышанная и неизданная. Нашел ее некий голландец-исследователь; вот везет же людям, а? Ведь в историю себя вписал, практически как Ларри Аппельбаум, откопавший полный концерт Колтрейна с Монком в чуланах Библиотеки Конгресса США...
Теперь о содержании. С Эвансом здесь играют Эдди Гомес и Джек Деджонетт, то есть в принципе можно ничего уже не добавлять, live-альбомов у этого состава не очень много. Запись тут — на уровне. Музыка — свежа, бодра и радостна. Три авторские композиции, «Very Early», «Turn out the Stars» и «Five». «Nardis» Майлса Девиса, половина которой — барабанное соло, и пианист не лезет на передний план… Кажется, мы повторяемся!
Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", сентябрь 2017 г. www.stereo.ru