О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Leprous - Aphelion. Прозрачное путешествие в тумане. Обзор
Скандинавия всё более становится музыкальным центром притяжения не только мейнстрима металла, но и арт-прог-тематики в самой исконной её ипостаси. Уверенная творческая поступь норвежской команды Leprous – весомейшее тому подтверждение. Чем порадует нас их седьмой альбом?
Смещаясь от прог-металла в полновесный прог-рок, группа не столько дрейфовала стилистикой, сколь завоёвывала новые территории – и ныне спектр изобразительных средств коллектива необычайно широк. Новый альбом с успехом выдаёт всю мощь творческого диапазона. Он завораживающе балансирует между расслабленностью и энергичностью, насыщенностью и разреженностью, безудержностью и осторожностью.
Главарь команды Эйнар Солберг – сочинитель почти всего материала, клавишник и блестящий вокалист; засим вокальная сторона заслуживает особого рассмотрения.
В данном случае голос не столь явно вынесен вперёд, как в Pitfalls – здесь баланс ближе к альбому Malina (если брать безупречно прог-роковое в их дискографии). Уверенное использование фальцета, контрастом к форсированному рок-вокалу. Скрим и харш по-прежнему на запасной полке, зато вновь в ходу хоральные экзерсисы в духе альбома Coal – дозированно, как изобразительное средство (и всё же несомненная трейдмарка фирмы). И, конечно же, богатство интонаций: вкрадчивость – напористость, отрешённость – эмоциональность... Лиричность.
Инструментальная сторона помимо фирменного гитарно-синтезаторного расклада усилена (аккуратно и грамотно) духовыми (тромбон, труба, сакс, французский рожок), и – что особенно значимо – скрипкой и виолончелью: эти два инструмента звучат в несколько «восточном» ключе, сообщая нечто психоделическое в требуемых местах.
Саунд в целом прозрачен, разборчив, детален. Перкуссионные подробности разнесены в пространстве. Сцена объёмна и интересна. Спродюсировано в основном Солбергом (с привлечением многих специалистов, впрочем).
Основной песенный корпус альбома (чуть меньше часа длиной) занимает три стороны, на четвёртой – два бонустрека, в том числе живая длинная версия Acquired Taste (с альбома Bilateral). Качество звука студийное, шума аудитории нет – вот такие у нас ныне концерты (онлайн, удалёнка, год 2021)...
Оформление релиза изобилует туманом, создавая особую настроенческую оболочку ясной прорисованности музыки. Кстати, на аверсе обложки есть детали (не вполне видимые на мелкой картинке): бледная схема неких орбитальных фаз, принайтованная к вершине пирамиды. На обороте – схожий пейзаж (больше грунта и тумана), на развороте – прожектор (справа), светящий в окончательно безнадёжный туман слева.
LP вложены в середину разворота, в рукавах обложки – CD в гибком конверте (оформлен, как сторона А) и постерного размера глянцевая вкладка с текстами и информацией (всё в тех же синевато-хмурых тонах, в тумане и планетарных фазах). Конверты дисков чёрные армированные, на яблоках – разные фрагменты пейзажа (взятые как с обложки, так и ещё откуда-то). Лого, треклисты... На самом деле, настроение задаётся всерьёз и надёжно. Этакая отрешённая неопределённость, открывающая восприятие.
Итак (выходя из тумана): перед нами ещё один великолепный альбом от лидеров норвежского прог-рока.