О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
"Лёгкое нажатие кнопки и бревно — на вашем плече!".
К нам в лабораторию обратилась компания «Аудиомания» с просьбой дать советы по акустическому оформлению, а точнее, «доработке» помещений для прослушивания в жилых домах. На этот, казалось бы, простой вопрос не существует простых ответов, и поэтому мы постараемся рассказать об этой проблеме, как мы её видим, и предложить варианты простых решений, применяемых в нашей работе и быту.Если говорить о «комнате для прослушивания», то это самостоятельное, предназначенное исключительно для этих целей помещение, и никакого другого использования такой «комнаты» не предусматривается. Что сразу надо иметь ввиду: не пытайтесь ждать от обычной жилой комнаты в элитном доме или «хрущевке» каких-либо значительных улучшений от дорогостоящих реконструкций или «перманентных» решений. Другими словами, «комната для прослушивания» проектируется одновременно с тем жилым помещением, в котором она будет находиться, и стоимость ее «присутствия» может удвоить или утроить общие расходы по приобретению жилья. Если для Вас «цена не имеет значения», то даем вам совет обратиться в компанию, которая специализируется на подобных работах, и уделить внимание её «портфолио». Настройтесь на то, что современные и качественные отделочные акустические материалы, которые не превратят дизайн Вашей квартиры в «абсурд» или «лоскутное одеяло», стоят довольно дорого и не продаются на строительных рынках.
Увеличить |
Однако, наши взгляды на звучание оборудования, которое мы приобретаем в процессе жизнедеятельности, эволюционируют с техническим прогрессом и ростом нашего благосостояния, и вот тут-то Вам могут пригодиться некоторые решения, которые мы частенько применяем в нашей жизни и работе.
Обычно занесенное в жилище акустическое оборудование начинает «искать своё место». Этот процесс может затянуться на довольно длительное время, пока Вы передвигаете акустические системы по комнате и пытаетесь найти звуковую картину, которую Вы себе представляете. Как только Вам начинает нравиться звуковая картина, Вы замечаете, что при такой расстановке в комнате невозможно жить. Жена возмущена подобным размещением и требует от Вас более «рациональных» решений. В этом случае Вам может помочь смекалка. Для этого надо иметь ввиду следующие моменты. Если звучание Вашего оборудования в области низких частот Вас не устраивает, то наличие в углах комнаты мягкой мебели может изменить звучание в лучшую сторону, а Вашей супруге принесет удовольствие выбор этой самой мебели. На картину «сцены» при прослушивании влияют переотражения от стен помещения. Если Ваши стены гладкие или обои на них не имеют текстуры, то переотражения могут существенно «перетягивать» картину в ту или иную сторону. Для того, чтобы выстроить звучание на «ось прослушивания», необходимо «приглушить» ту поверхность, которая «отталкивает» от себя звук. Иными словами, если у Вас «сцена» смещена вправо, левую стену надо «приглушить». Если Вы «приглушите» стену за АС, «глубина сцены» тоже изменится.
Увеличить |
К этому процессу можно подойти «креативно» и с чувством юмора. Можно, например, использовать в качестве поглощающих или рассеивающих поверхностей предметы искусства или растения с хорошей лиственной массой (если есть где поставить, конечно). В качестве предметов искусства могут выступать картины великих или не очень великих художников. Можно придать этому элемент эмоциональности. Например, любители этнической музыки могут повесить на стену гобелен «Пастушка», а любители классики — Левитана. Бунтарям или «несогласным» хорошо подойдет Айвазовский, а любителям шансона — Шишкин. Угол наклона картин и расстояние от стены также влияют на «звуковую картину», поэтому данный процесс может быть интересен всей семье и продолжаться бесконечно.
Есть и более «тяжелые» предметы, которые хорошо поглощают звуковые волны, — ковры. Причем, персидские ковры довольно эффективны. Но Вам необходимо помнить, что увлечение звукопоглощающими материалами или предметами может «переглушить» комнату, и результат может быть обратным - все недостатки вашего звукового тракта вылезут наружу и Вы вряд ли будите довольны.
Есть и более научный подход: панели Шрёдера, панели Бекеша, ловушки Гельмгольца, но их применение требует измерений времени реверберации и выявление резонансов вашего помещения. В этом случае надо сразу согласиться с тем, что такие решения уменьшат жизненное пространство. Нам думается, что такие работы должны делать специалисты.
Мы увлеклись стенами и забыли про пол и потолок, хотя и они вносят свою «ложку дегтя». Дадим Вам советы на «перманентное» выправление этих проблем. Если Вы имеете в комнате гладкие полы (доски, ламинат, плитку), то полезно будет положить под акустические системы «лохматые» коврики 50х50 см (минимально), а на половине расстояния до слушателя — небольшой ковер. Процесс выбора ковра тоже творческий и требует «отслушивания», так как слишком большой ковер, а также его материал, может тоже переглушить комнату.
От потолка также можно ждать неприятностей в виде «порхающего эха» и переотражений, но они менее существенны в свете остальных проблем. «Порхающее эхо» легко устраняется (или уменьшается) светильниками на потолке, лепниной в стиле Барокко или многоуровневым исполнением (что в последнее время довольно модно). Флористы могут украсить искусственными цветами верхние углы комнат, что тоже полезно.
Как видите, даже «народные» методы могут быть чрезвычайно интересны, а иногда и эффективны.
Если же Вы продвинутый и искушенный слушатель, то обратитесь к специалистам.
Возникает резонный вопрос: чем же пользуемся мы в подобных ситуациях? Отвечаем: мы пользуемся плодами технического прогресса, а именно — Room Correction (цифровой коррекцией звукового тракта в реальном помещении). Мы не зря так назвали свою публикацию, так как предпочитаем легким движением руки нажать кнопку, чем таскать «бревна», необходимые для улучшения акустического пространства. Это отдельная тема для рассуждения и анализа, чем мы займемся в последующих публикациях.
|
|
|
С уважением,
Юрий Фомин (Лаборатория Фомина «F-Lab”)