О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Кругосветный Бетховен. Обзор
Знакомство с замечательным альбомом Beethoven Around the World оставляет ощущение свободного артистического пространства.Пространство художественное задается тем, что три представленных на пластинке квартета и «Большая фуга» принадлежат разным периодам творчества германского гения. Opus 18 – это ранний Бетховен, Opus 95 – зрелый, ну а квартет Op. 130 с примкнувшей к нему «Большой фугой» Op. 133 относятся к позднему.
Ощущение пространства географического возникает благодаря тому, что записи делались в немало отстоящих друг от друга точках мира: австралийском Мельбурне (Опусы 18 и 95) и японском Токио в рамках концертного тура, предпринятого Quatuor ébène в связи с отмечавшимся недавно 200-летием со дня смерти Бетховена. Исполнения фиксировались во время концертных выступлений и репетиций квартета.
Аннотацией к диску послужил фрагмент из дневника музыкантов, в котором нашли отражение некоторые их мысли об исполняемой музыке и разнообразные впечатления, испытанные в Мельбурне и Токио. Здесь же сообщается, что в записи звучат скрипки работы Страдивари (первая и вторая скрипки) и виолончель Тонини; первоклассные инструменты предоставлены музыкантам во временное пользование Beare’s International Violin Society.
В квартете Op. 18 No. 2 ясно слышна стилистическая и духовная связь Бетховена с «младшими» венскими классиками Моцартом и Гайдном. В произведении, получившем в среде музыкантов название «квартет комплиментов», преобладает ясное настроение, в котором нет места драматическим коллизиям.
В Op. 95 Quatuor Serioso, самом коротком из бетховенских квартетов (№11 по общей классификации), нашли отражение чувства, испытанные в связи с пережитым Бетховеном глубоким душевным кризисом: в 1810 году, когда был написан квартет, рухнули его мечты о браке. Интимная интонация и проникновенная экспрессия этой музыки усилятся, станут более концентрированными в поздних квартетах. Премьера 11-го состоялась в 1814 году в Вене.
Переживания Бетховена в связи с освобождением от мучившего его физического недуга нашли отражение в 13-м квартете Op. 130. Восхитительная медленная часть этого произведения – Molto Adagio – получила авторское наименование «Благодарственной песни выздоровевшего». Квартет был впервые исполнен в марте 1826 года.
«Большая фуга», которая сначала была частью Op. 130, исключена Бетховеном из 13-го квартета и оформлена в виде отдельного сочинения Op. 133. При жизни Бетховена «Фуга» в таком качестве не исполнялась, и только через тридцать лет после его смерти нашлись коллективы, решившее включать в свои программы это огромной силы и новаторское по музыкальному языку произведение. Сегодня оно прочно вошло в репертуар многих квартетов. Известно переложение его для струнного оркестра. Среди подобных интерпретаций большой силы следует упомянуть записи Вильгельма Фуртвенглера и Адольфа Буша.
«Большая фуга» Op. 133 – необычайно сложное по форме и языку сочинение. Эта музыка глубоко волнует, переворачивает душу. Пунктирный ритм и широкие мелодические ходы вкупе с остро диссонирующими созвучиями рассекают акустическое пространство, как бы символизируя безжалостный бич горькой судьбы. Верной кажется мысль, что «Большая фуга» бросила столь же дерзкий вызов людям, как и намного раньше это сделала монументальная ватиканская фреска Микеланджело «Страшный суд»…
Игра французских музыкантов из Quatuor ébène представляет собой ансамблевое музицирование высшего порядка. В бетховенской программе коллектив предстает единым творческим организмом, участники квартета претворяют объемную и многомерную художественную задачу.
Сильное впечатление от музыки и ее прочтения в значительной мере обусловлено превосходным звучанием диска Erato поистине аудиофильского уровня. Прозрачность, тембровая достоверность, текстурная ясность, изящество деталировки и объемность – главные его характеристики. Слышно также и качество скрипок работы знаменитого кремонского мастера.