О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Крыстиан Цимерман. С Шопеном на равных. Обзор
Мировая слава пришла к Крыстиану Цимерману в 1975 году, когда он в возрасте 19-ти лет стал самым молодым в истории победителем престижнейшего международного конкурса пианистов имени Шопена. С тех пор музыкант упрочил свою репутацию выдающегося шопениста и одного из крупнейших художников клавиатуры наших дней.Исполнение Цимерманом и созданным им в 1999-м Польским фестивальным оркестром двух концертов Фредерика Шопена любопытно, прежде всего, тем, что солист взял здесь на себя также функцию дирижера. Запись осуществлена в августе 1999 года в Турине специалистами Emil Berliner Studios, которые произвели также мастеринг фонограммы.
В большой аннотации к диску Циммерман рассказывает об этой на редкость интересной работе. Музыкант вспоминает о своей первой пластинке с концертами Шопена, записанной с К.-М. Джулини в 1978 году – он был тогда всего на два года старше Шопена, когда тот написал свои концерты. Почти сразу у Цимермана возникло желание сыграть и записать их, дирижируя оркестром из-за рояля. Идея, однако, отошла на второй план на более чем 20 лет и вспомнилась, когда артисту было уже около 40 лет, и близилась 150-я годовщина со дня смерти Шопена.
Для этого проекта и был создан – полностью из молодых польских музыкантов – Польский фестивальный оркестр, с которым Крыстиан Цимерман осуществил масштабный тур с исполнением концертов Шопена в 30 крупнейших концертных залах мира. При формировании коллектива рассматривались более 350 кандидатов, и в результате были отобраны 50 оркестрантов в возрасте от 25 до 35 лет.
Не будучи дипломированным дирижером, Цимерман, по его словам, многому научился у старших своих коллег, среди которых он называет К. Кондрашина и К. Цекки. Важный урок он получил во время записи всех концертов Бетховена с Леонардом Бернстайном, который ушел из жизни, не успев завершить этот процесс, так что пианисту пришлось заканчивать работу над первыми двумя концертами, совмещая функции солиста и дирижера, ведь так делал в свое время и сам Бетховен.
Рассматривая саму возможность играть на рояле и одновременно управлять оркестром с точки зрения формального музыкального качества, Циммерман делится собственными любопытными суждениями на этот счет, опираясь на практику таких фигур, как Леонард Бернстайн, Артур Рубинштейн и Сергей Рахманинов.
Пианист стремился сделать более выпуклой вокально-мелодическую пластику Шопена, который во время создания концертов был влюблен в молодую певицу Констанцию Гладковскую. Наряду со значением для музыки Шопена польского фольклора, Цимерман обращает внимание и на другие ее грани, например, на проявляющийся в музыке Второго концерта почти вагнеровский драматизм.
Шопен известен как исключительно фортепианный композитор, и оркестр в немногих произведениях, где он используется, играет незначительную – подчиненную и аккомпанирующую – роль. Иначе видит этот баланс Цимерман, у которого в концертах оркестр звучит непривычно плотно и рельефно. Очевидно, эта концепция была учтена и поддержана создателями фонограммы.
Пианист ощущает музыку Шопена как глубоко личную, его игра наполнена индивидуальными, прочувствованными интонациями, голос рояля крупный, насыщенный и на редкость певучий.
Пластинка непременно должна присутствовать в фонотеках меломанов, в первую очередь, тех, кто интересуется фортепианным исполнительством и творчеством Шопена.