О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Krell
Krell Industries, основанная в 1980 году, является ведущим производителем компонентов класса High end, получивших множество различных наград. Продукция компании рассчитана на любителей музыки и поклонников домашних кинотеатров.
Подробнее о бренде KrellОбзоры товаров под маркой Krell (5)Официальный сайт Krellwww.krellonline.com
Krell Illusion II Preamplifier, Krell Duo 300 Stereo Amplifier. Контроллируемая мощь, обзор. Портал "Soundex.ru"
Всё что касается инструментальной музыки, будь то джаз или БСО, звучит прекрасно, очень детально и одновременно музыкальноБрутальный дизайн усилителей Krell отлично соответствует их музыкальному характеру – полная гармония формы и содержания. Темный корпус хорошо сочетается с разнообразными компонентами, а светлый выступ по центру лицевой панели дополняет образ. Такое общее впечатление от связки предварительного усилителя Krell Illusion II и усилителя мощности Krell Duo 300 – сделано добротно, качественно.
После включения в сеть с помощью выключателя на задней панели, усилитель переходит в режим Stand By, что индицируется красной подсветкой сверху и снизу фирменной надписи. Включение производится или с кнопки на лицевой панели, или с ПДУ. Включение индицируется сменой цвета подсветки с красной на голубую – приятное решение. Подсветка освещает переднюю панель и не слепит глаза, что очень удобно даже если в комнате совсем темно. После прохождения стартовых операций, усилитель готов к работе. Удобные клеммы для кабелей и для подключения акустики.
Информация высвечивается на жидкокристаллических индикаторах с подсветкой и вполне читаема. Индикатор усилителя мощности вскоре после включения гаснет и зажигается только при неких событиях. Например, у нас пару раз он просил почистить фильтр одного из вентиляторов, но потом сам одумывался и гасил сообщение.
Да, усилитель имеет активное охлаждение с помощью вентиляторов, но они такие тихие, что их не слышно даже при отсутствии музыкального сигнала. Порадовал тяжелый алюминиевый пульт дистанционного управления. Кнопки хорошо чувствуются пальцами и уверенно нажимаются. Этакий весомый акцент в общем дизайне усилителя.
Понравились возможности предварительного усилителя. Можно настроить чувствительность по входам, включая встроенный ЦАП, что позволяет впоследствии не трогать громкость при переходе между источниками. Однако, диапазон регулирования чувствительности ±6 дБ нам показался маловат. Зато можно сделать регулировки баланса по входам. Это может потребоваться для аналоговых источников сигнала.
Упаковка усилителя с демпфирующими вставками удобная надежная и нареканий не вызвала.
Во время прослушивания были проверены разные варианты коммутации, задействованы небалансный, балансный и цифровой выходы у ПКД и входы у предварительного усилителя Krell Illusion II Preamplifier, но в итоге пришли к выводу, что наилучшее звучание в нашем случае было при использовании аналогового небалансного подключения CD-плеера к предварительному усилителю. В теории, усилитель должен показать лучшее звучание при работе через балансные входы, но у использованного в тесте CD-плеера небалансный выход имеет преимущество по качеству воспроизведения. Между предварительным усилителем и усилителем мощности использовали только балансное соединение.
Так как предварительный усилитель Illusion II и усилитель мощности Duo 300 использовались только в связке, то в нашем обзоре мы будем рассматривать их как единый усилитель Krell.
Для начала, обращу внимание, что, несмотря на то, что усилитель был частично прогрет, его включали до нас и слушали, он потребовал хорошего «прогрева». После покупки надо запастись терпением примерно на две недели и не давать волю эмоциям, а методично кормить его хорошей музыкой. Это принесет свои плоды. Мы не знали об этой его особенности и попытались провести тестирование сразу – не получилось. Усилитель явно изменялся «на глазах» и пришлось дать ему несколько дней на приход в чувство.
Сразу, т.е. еще до реального «прогрева», отметили, что усилитель Krell прекрасно передаёт пространство, объёмность звучания, это очень заметно при прослушивании записей акустической музыки с «живыми» инструментами (Bill Evans Trio). При этом пространство зала и сцены не ограничено ни с какой стороны и заполнено без разрывов. Такая точность передачи пространства сохранялась в течение всего «прогрева» и не испортилась после. Впечатления первого дня на этом можно завершить.
Далее были опробованы разные виды АС. Усилитель прекрасно справился со всеми тремя акустическими системами. С малыми (AS-9) и большими (AS-10) полочниками усилитель подружился сразу и характер звучания на НЧ сохранялся. Для прослушивания сложных динамичных произведений мы перешли на большие полочники, у них запас по мощности практически совпадает с возможностями усилителя мощности.
На больших уровнях звучание усилителя мощное, несколько размашистое, масштабное, очень убедительно прозвучал орган из саундтрека к фильму Interstellar. Вообще усилитель очень хорошо подходит для мощной, энергичной музыки, например для прослушивания саундтреков к фантастическим фильмам (Interstellar, Gravity), для симфонических «полотен» (увертюра 1812 Чайковского и 5-я симфония Шостаковича, органная и симфоническая версии «Плясок смерти» Сен-Санса).
После прогрева подача усилителя стала «быстрой», динамичные композиции стали звучать нормально, т.е. без задержек и торможений, но без избыточной скорости, которую так же надо считать недостатком. Одним словом, скорость в подаче соответствовала материалу и жанру музыки. Макродинамика (громкие и тихие фрагменты в финальной части 5-й симфонии Шостаковича) — отлично.
Сам усилитель (и через аналоговый вход и через цифровой вход) чуть-чуть подчёркивает сибилянты, но не критично, однако заметно (Unkompressed World vol. III трек 5 и vol. II трек 1). При этом это подчеркивание происходит без искажений, а как некоторый акцент. По динамике этого подкрашивания, можно предположить, что после месяца работы данный эффект пропадет. Мало того, он не будет заметен на АС с шелковым твиттером. Отлично локализуются КИЗ (кажущиеся источники звука) в пространстве.
Bill Evans Trio “Waltz for Debby” трек 10 — звук яркий, насыщенный, прекрасно слышно весь зал, в котором делалась запись: столики, люди беседуют, едят, слушают музыку, как и вы. Контрабас стоит слева почти как живой. Атмосфера зала дорогого ресторана располагает к прослушиванию и хочется подозвать официанта и заказать бокал вина. Хороши и размеры инструментов, они протяженные и создают впечатление реальных.
Yello “Touch” трек 14 — звук глубокий, очень детальный, прекрасно передаются стереоэффекты в записи. Тембральная наполненность звука обволакивает. Хочется слушать. Искусственная сцена заполняет всю комнату и начинается от ваших колен.
Римский-Корсаков «Испанское каприччо» запись фирмы «Мелодия» с Федосеевым — роскошное, богатое, детальное звучание с прекрасной передачей многоплановой звуковой сцены. Кажется, что оркестр можно «потрогать» руками.
Pink Floyd “The Dark Side Of The Moon” – прекрасное разрешение, мощная основа звука, красивые тембры инструментов, отличная передача звуковой сцены и стереоэффектов. Однако пока еще сохраняются мелкие особенности при передаче голоса.
Всё что касается инструментальной музыки, будь то джаз или БСО, звучит прекрасно, очень детально и одновременно музыкально.
Сцена трехмерная, есть ранжирование инструментов по высоте, глубине и азимуту. Инструменты стоят на местах и не пытаются сдвинуться. Размеры инструментов реальные, не утрированные, но и не раздутые. Отличная передача баса. Любая басовая партия прорисована деталями и доставляет удовольствие. Однако, в некоторых случаях, басовые инструменты чуток раздуты, хотя это многие воспримут как достоинство. Усилитель очень хорошо контролирует акустику (время от времени мы переключались между различными АС, указанными в начале отчёта, с любыми из них были хорошие результаты звучания).
Гитара Антонио Форционе — слышно каждый перебор струн, никакой каши, множество мелких деталей в записи. Так же и при прослушивании записи B-Tribe - “5” - гитара просто изумительная, пространственные планы прекрасно передаются, очень натурально звучит текущая вода. Прекрасно звучит ф-но, с хорошей передачей обертонов и послезвучий (Yuja Wang, Danse macabre Сен-Санса обработка для ф-но).
Mavis Staples – One True Vine – ровное, приятное звучание с хорошей сценой и разделением планов, но хотелось бы чуть больше макродинамики, видимо надо подождать окончательного прогрева. Хорошая тембральная проработка голоса.
Усилитель оказался критичен к положению сетевых вилок. В «правильном» положении звук становится заметно более чётким, тембрально правильным. К сожалению, на штатном сетевом кабеле усилителя мощности нет обозначения нейтрали (N) и фазы (L). Потому мы не смогли сделать выводы, соответствует ли лучшее положение вилок их правильному подключению. Остается посоветовать провести тесты и выбрать наилучшее положение. Оно весьма заметно и не на уровне самовнушения.
Как мы отметили вначале, усилитель требует хорошего прогрева после приобретения. По нашим оценкам, окончательно можно судить о звуке усилителя только по прошествии двух недель эксплуатации. Примерно через три дня звучание усилителя смягчилось. Постепенно ушла излишняя яркость, особенно заметная на женском вокале. Передача голоса перестала раздражать и мы смогли перейти к записям, содержащим вокальные партии. Встроенный ЦАП предварительного усилителя практически сравнялся тембрально с тем, что дает ЦАП ПКД Sony (доработанный). Скорость «прогрева» усилителя оказалась несколько выше, чем у ЦАП-а, который дольше всех выходил на свой звук.
Попробовали заменить балансные кабели, соединяющие предварительный и оконечный усилитель на те, что нам предоставили в комплекте, тоже авторские, сделаны в Германии. Видимо такое сочетание со всей остальной кабельной обвязкой от Сергея Павлова оказалось неудачным, проявилось бубнение на НЧ и впечатление, что к усилителю подключили ревербератор на басу. Потому весь тест проводился с монобредовой кабельной обвязкой.
После прослушивания мы провели измерения мощности потребления компонентами усилителя, что бы составить некоторое представление о его внутренней работе.
Предварительный усилитель в режиме Stand By потребляет примерно 2 Вт, а в рабочем режиме 58 Вт. Эта мощность никак не изменяется ни от сигнала ни от времени, из чего можно сделать вывод, что предварительный усилитель работает в классе А, собственно как и положено и как описано на сайте производителя.
Оконечный усилитель в режиме Stand By потребляет 3 Вт. Сразу после включения он потребляет 158 Вт, а после прогрева снижается до 148 Вт. Под сигналом на средней громкости мощность изменяется и достигала в нашем случае 178 Вт. Полученные данные соответствуют данным на сайте производителя и согласуются с конструктивными параметрами усилителя.
В качестве вывода хочется отметить, что из-за того, что звучание усилителя Krell постоянно менялось по мере прогрева и даже по завершению теста происходили изменения, нельзя однозначно сказать, какие у него будут проявляться тонкости звучания по окончании прогрева и сколько времени этот прогрев должен продолжаться. Как минимум несколько дней усилитель должен работать на музыкальном сигнале, пока можно будет сделать первые выводы о его реальном «голосе». По полученному опыту и динамике изменений, можно сделать выводы, что у этой связки усилителей большой потенциал. Его «любимые» жанры это сложные многоплановые симфонические произведения с большим динамическим диапазоном, масштабные произведения, орган, камерная музыка. Также очень интересно слушать концертные записи рока и джаза. Несколько менее интересной была передача женского вокала. Но и это решаемый вопрос, за счет подбора подходящих акустических систем с не яркой верхней серединой.
Подготовлено по материалам портала "Soundex.ru", октябрь 2016 г. www.news.soundex.ru