О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2581Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Stax
Японская компания Stax была основана в 1938 году, а в 1951 году появилось само название Stax.
Подробнее о бренде StaxОбзоры товаров под маркой Stax (11)Официальный сайт Staxwww.stax.co.jp
Комплект Stax: наушники SR-009 и ламповый усилитель для наушников Stax SRM-007t II, обзор. Онлайн-журнал "AVREPORT.RU"
STAX SR-009/SRM-007tII – элитный комплект знаменитой японской компании, составленный из «старших» электростатических наушников фирмы и топового усилителя. Да, цена кусается, но она оправдана тем, что на сегодняшний день этот комплект STAX задает высший стандарт качества звучания стереосистем с наушниками.Уже несколько десятилетий имя STAX прочно ассоциируется с электростатическими наушниками, дорогими на фоне «динамических» конкурентов, но взамен предлагающими меломану настоящее звучание с качеством High End. Японская компания STAX – одна из старейшин аудио индустрии, была образована еще в 1938-ом году, хотя прославленное имя получила не сразу – только в 1950-ом. Знаковое событие, предопределившее дальнейшее технологическое развитие компании, произошло в 1954-ом, когда под маркой STAX был выпущен электростатический твитер. Напомним в общих чертах суть электростатического излучателя: тончайшая мембрана (обычно майларовая), заряженная от высоковольтного блока питания, подвешивается между двумя решетками-статорами, несущими положительный и отрицательный заряды. Аудиосигнал, предварительно пройдя мощный повышающий трансформатор, подается на статоры. Таким образом, между статорами формируется изменяющееся во времени электрическое поле, в котором заряженная мембрана начинает совершать колебательные движения с частотой аудиосигнала и излучать звук. Диафрагма электростатического излучателя столь легкая, что под действием минимального сигнала мгновенно приходит в движение. К тому же она способна почти сразу же останавливаться при исчезновении сигнала. Поэтому электростатические излучатели не имеют равных в передаче звуковых переходных процессов и микродинамики. Кроме того, диафрагма колеблется под действием сил, равномерно распределенных по всей поверхности, а не приложенных к одному месту, как в динамических головках.
В 1960-ом STAX адаптировала электростатическую технологию для наушников, создав свои первые модели SR-1из семейства Earspeaker и специализированные усилители SRA-4S/6S. Тут надо отметить, что для наушников STAX требуются особые усилители – это одно из ограничений «электростатов», нуждающихся в высоковольтном блоке питания для зарядки диафрагмы и управления статорами, например, в современных «Стаксах» используются линии с напряжением до 580 В.
В дальнейшем STAX попробовала себя на разных направлениях аудио индустрии, с переменным успехом разрабатывая тонармы, фоно-картриджи, полноразмерные электростатические АС, цифро-аналоговые преобразователи и CD-проигрыватели, однако в начале 90-ых годов прошлого века компания сосредоточилась на том, что у нее лучше всего получается – на серии электростатических наушников Earspeaker и сопутствующих усилителях.
В принципе, любые модели STAX смело можно причислить к аудио технике класса High End, но сегодня мы расскажем об элите элит – стерео системе, состоящей из флагманских электростатических наушников SR-009 и топового усилителя SRM-007tII. Обе модели выполнены с бескомпромиссным качеством и по лучшим на сегодняшний день технологиям STAX, соответственно и стоимость у этой пары экстраординарная – около 370 тысяч рублей!
Флагманы семейства Earspeaker - электростатические наушники STAX SR-009
STAX SR-009 сместили с позиции «царя горы» предыдущих лидеров SR-007mkII, которые являются доработанной версией моделей SR-007, выпущенных еще в конце 90-ых. Хотя внешне «девятки» похожи на «седьмые» модели – например, их роднит привлекательные круглые излучатели, вместо громоздких прямоугольных форм классических «электростатов» STAX младших моделей – конструктивно в SR-009 много самых современных решений, потому и цена на флагманы скакнула почти в два раза, относительно модифицированных «семерок».
Эксклюзивность STAX SR-009 начинается с «обертки» – наушники поставляются в деревянном ящичке из дерева ценной породы. В моделях применена новая, более тонкая и легкая мембрана из высокомолекулярного полимера, толщина которой не превышает 2 мкм. Этот материал был выбран не только ради лучшей скорости отклика, но и для улучшения тональной верности звучания и расширения динамического диапазона. Также впервые использованы многослойные электроды MLER (Multi-Layer ElectRodes). Решетки электродов-статоров состоят из трех металлических пластинок, каждая из которых изготавливается с помощью фотолитографического травления, а затем получившиеся заготовки стыкуются друг с другом на атомарном уровне методом термической диффузии. В этом сложном и продолжительном процессе достигается наилучший контроль нужных для статоров параметров: жесткость структуры, отсутствие резонансов в слышимой звуковой области и хорошая проницаемость для акустических волн.
Чашки излучателей с машинной точностью делаются из фрезерованного алюминия. Большие амбушюры обтянуты мягкой и приятной на ощупь натуральной кожей ягненка, они полностью охватывают уши и очень удобны, не вызывая дискомфорта даже при длительном прослушивании. Двойное оголовье состоит из несущей плоской дуги, а для тонкой настройки наушников под размер головы пользователя применяется стягивающий кожаный ремешок. Ремешок крепится к основной раме с помощью двух скользящих замков, обеспечивающих фиксацию положения в 10 разных позициях. От излучателей к усилителю идет плоский кабель с 6-проводниками, каждый из них имеет толстую изоляцию из поливинилхлорида, внутри несколько посеребренных жил из сверхчистой меди 99.9999%.
Референсный усилитель STAX SRM-007tII
Усилитель STAX SRM-007tII выполнен по гибридной схеме: входной каскад собран на полевых транзисторах, каскад мощности – ламповый, сделан на двойных триодах 6FQ7 (по две лампы на канал). От «кончика носа до хвоста» вся схема усилителя – балансная. Улучшения по сравнению с предыдущими моделями STAX позволили расширить рабочую полосу SRM-007tII до 100 кГц.
На передней панели усилителя находятся два фирменных 5-штырьковых гнезда для подключения электростатических наушников STAX, три круглые, снабженные индивидуальными индикаторами, кнопочки для выбора источника сигнала и большой регулятор двойного назначения. Эта оригинальная ручка на самом деле состоит из двух частей: вращаясь как целое, она регулирует громкость, а независимый поворот двух ее колец будет подстраивать баланс каналов.
Заглянув на обратную сторону прибора, видим, что вход за номером три является балансным и выполнен на разъемах XLR, два других входа – несимметричные и обеспечены привычными разъемами RCA. Особенность входа номер один – наличие параллельного ему выхода, который можно использовать для записи или для перенаправления сигнала на внешний предусилитель.
Впечатления
Прослушивание системы STAX SR-009/SRM-007tII проходило в салоне «Нота+». Для прослушивания использовались следующие вспомогательные компоненты: проигрыватель dCS Puccini, межблочные кабели Groneberg TS-Premium Interconnect RCA, сетевые кабели Groneberg TS-Premium Powercable. Редакция AVREPORT.RU благодарит специалистов салона за помощь в проведении данного теста.
Связка STAX SR-009/SRM-007tII дает удивительно подробный звук, пожалуй, даже стереосистемы с High End компонентами и напольной акустикой за несколько десятков тысяч долларов не смогут раскрыть детализацию записей на средних частотах с большей точностью. Особый кайф – слушать на «Стаксах» сложные оркестровые фрагменты или же «запутанную» электронику, аранжировки которых изобилуют разными подводными течениями, японцы ненавязчиво распутывают все нити, бережно обращаются с музыкальной информацией, открывая слой за слоем все более мелкие нюансы до тех пор, пока не исчезнет любая недосказанность, до финального уровня проработки.
Еще одна сторона детальности STAX: в их интерпретации многие хорошо знакомые и вроде бы полностью «разгаданные» фонограммы, переставшие удивлять уже годы тому назад, получают новую «жизнь». Часто даже несвязанные напрямую с музыкой мелочи вроде шелеста нотных тетрадок, шорохи, замирающее эхо в концертном зале, переходящее в мгновения мертвой тишины, создают во время прослушивания дополнительный эффект присутствия. У референсных «Стаксов» этот момент вовлечения слушателя в музыку проявляется особенно сильно, система умеет почти мгновенно, с первых нот, захватить внимание.
Тональный баланс звучания системы STAX – очень ровный, характер – совершенно нейтральный, к такому даже приходится некоторое время привыкать, по привычке к критическому прослушиванию выискивая какие-то значимые окраски, а их нет! Тембры инструментов и голосов воспроизводятся с замечательной естественностью и натуральным, подробнейшим рельефом. Только в самом верху наблюдается некоторое обрезание дискантных шлейфов, но это практически неизбежное ограничение всех наушников, и динамических и электростатических, связанное со спадом чувствительности на последней октаве. Зато SR-009 вплоть до спада дают очень ровное звучание тарелок и других обертонов высокочастотных инструментов, что говорит о гладком поведении АЧХ на ВЧ.
Бас электростатических акустических систем часто считают их слабым местом, однако про STAX SR-009 так не скажешь. Бас играется с шикарной фактурой и скоростью. Низкочастотные образы получаются собранными, вещественными, имеют почти осязаемые очертания. Динамика звучания, и это касается не только баса – совершенно свободная, на форте не заметны признаки ломкости звука даже на большой громкости. В новых «электростатах» STAX не видно явного снижения чувствительности при понижении частоты, да и артикуляция остается ровной вплоть до нижней октавы. Впрочем, по сравнению с лучшими образцами динамических наушников бас SR-009 все же можно назвать суховатым, нижний и средний бас у них не идеально энергичен, ударам бочки и большого оркестрового барабана слегка не хватает полновесной мощи.
Особая статья звучания «старшей» системы STAX – построение музыкальной сцены, виртуальное пространство которой оформляется для наушников просто великолепно. У автора выдалась возможность сравнить «сценостроительные» таланты «Стаксов» и еще одной стереосистемы: Audiovalve Eartube + Grado GS1000. Эта пара, составленная из немецкого усилителя и американских динамических наушников, также имеет эксклюзивный статус, хотя по стоимости ей далеко до референсных компонентов STAX. Сравниваемый комплект обладает замечательным звуковым почерком с красивейшим, воздушным верхом и обширным стереообразом, но тягаться со «Стаксами» не может – японцы дают больше: пространство заметно дальше распахнуто по ширине, яснее показана перспектива, прозрачнее края и глубина изображения, точнее локализация. Автору ранее не доводилось видеть столь мастерски прорисованную музыкальную сцену в системах с наушниками.
Резюме
STAX SR-009/SRM-007tII – элитный комплект знаменитой японской компании, составленный из «старших» электростатических наушников фирмы и топового усилителя. Да, цена кусается, но она оправдана тем, что на сегодняшний день этот комплект STAX задает высший стандарт качества звучания стереосистем с наушниками.
Подготовлено по материалам онлайн-журнала "AVREPORT.RU", 2013 г. www.avreport.ru