О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
JBL
Джеймс Буллау Лансинг (James Bullough Lansing), основатель компании JBL, родился 14 января 1902 года в Иллинойсе. Он был девятым из тринадцати детей. С ранних лет Лансинг увлекался электроникой и механикой. В десятилетнем возрасте он собственноручно собрал лейденскую банку (один из первых видов конденсаторов), которую использовал для шуток над товарищами. К двенадцати годам Лансинг уже мог собрать радиопередатчик, сигналы которого даже перехватили военно-морские силы, что привело к демонтажу устройства.
Подробнее о бренде JBLОбзоры товаров под маркой JBL (27)Официальный сайт JBLwww.jbl.com
Комплект акустики 5.1 JBL ES, обзор. Онлайн-журнал "AVREPORT.RU"
Колонки ES серии просто рождены для озвучивания боевиков и триллеров. Выступление огромного войска орков из «Властелина колец» передавалось с основательным тактильным эффектом, проще говоря, пол потряхивало с каждым шагом шеренг воинов.
Краткое описание
Главное достоинство комплекта – акцентированный бас, обладателями которого являются едва ли не все его «участники». Комплект АС JBL должен понравиться любителям динамичного звука в музыке, а также всем почитателям боевиков и триллеров.
Особенности
Серия ES именитого американского производителя JBL по правде должна была бы называться Northridge 2. Именно акустические системы этой линейки, названной в честь местечка, где располагается штаб-квартира фирмы, послужили прототипами колонок ES. Хотя от Northridge новая линейка унаследовала и состав, и общие черты дизайна громкоговорителей, разработчики JBL придумали много нового: например, в соответствии с возможностями новых форматов звукозаписи снабдили колонки гипертвитерами, сделали мелкие, но важные изменения в конструкции корпусов. Но расскажем обо всем по порядку. Фронтальные громкоговорители комплекта и по совместительству «старшие» модели серии ES90 имеют объемные, массивные корпуса из MDF, скрепленные в критических местах распорками. В определении «слабых» точек кабинета американцам помогли самые передовые технологии: сканирующий лазерный виброметр. Плавный, скругленный переход фасада громкоговорителя в верхнюю панель уменьшает дифракцию звука от края корпуса. Непараллельные боковые стенки препятствуют возникновению стоячих волн внутри кабинета ES90.
Подобно своим устаревшим аналогам Northridge E90, фронты укомплектованы двумя 200-мм вуферами с мембранами PolyPlas – эта технология JBL уже долгие годы служит фирме, помогая ей изготавливать недорогие, но достаточно качественные динамики. Материал PolyPlas – это специальное полимерное покрытие бумажных конусов, которое радикально увеличивает их жесткость, практически не добавляя им веса. Мембраны PolyPlas крепятся на гибких резиновых подвесах, увеличенные катушки динамиков имеют каркасы Kapton и моторы HeatScape: керамические магниты со стальными каркасами хорошо отводят от моторной системы избыточное тепло. СЧ драйвер опять повторяет модель Е90, он вдвое меньше басовика и имеет диаметр 100 мм, однако в техническом плане СЧ и НЧ динамики одинаковы, за вычетом одной детали: среднечастотной мембране требуется подвес с лучшими демпфирующими качествами, чем у резины, разработчики JBL остановили свой выбор на шелке. ВЧ-головка – тоже старая знакомая, она оснащена покрытым титаном куполом диаметром 19-мм и вставлена в «акустическую линзу» EOS (Elliptical Oblate Spheroidal). Вот тут и начинаются различия колонок ES90 и E90, у новых моделей волновод твитера сдвоен с еще одним «рупором», контролирующим дисперсию излучения гипертвитера. Этот ультразвуковой излучатель комплектуется кольцевой мембраной из полиэстера и неодимовым магнитом, «рупор» динамика ограничивает направление распространения звука 30-ю градусами в вертикальной плоскости и 60-ю в горизонтальной. Чтобы расширить возможности по установке громкоговорителей каждый динамик имеет магнитное экранирование.
Порт FreeFlow, стоявший у Е90 в нижней части передней панели, у ES90перенесен назад, там он поставлен рядом с коммутационным щитком с двумя парами универсальных клемм. Кроссовер колонок ES делается в соответствии с принципом SSP (Straight-Line Signal Path – Прямой Сигнальный Путь), основное достоинство этих фильтров – простота, сигнал проходит через схему с минимальным количеством элементов, обеспечивая наименьшие потери.
Громкоговоритель центрального канала ЕS25C сделан в едином стиле с фронтальными колонками: непараллельные верх и низ, сдвоенный ВЧ-излучатель. Кроме того он оборудован двумя СЧ/НЧ драйверами PolyPlas диаметром 130 мм. Корпус “центра” имеет фазоинверторный тип с задним расположением порта, двухкабельное подключение громкоговорителя не предусматривается.
Тыловые колонки ES20 выполнены в корпусах полочной конструкции типа фазоинвертор с задним расположением портов. Модели оснащены сдвоенным ВЧ излучателем и одним мид-вуфером PolyPlas диаметром 130 мм.
Вуфер аппарата имеет диаметр 300 мм, имеет диффузор PolyPlas и сопряжен с усилителем мощностью 400 Вт RMS (700 Вт на пике). В прошлой «жизни» (в предшествующей серии Northridge) 250-ый сабвуфер был оснащен скромнее и нес на борту 250-ваттный усилитель. Коммутация ES250P осуществляется без вариантов: присутствует только пара линейных входов. Ассортимент настроек стандартен: регуляторы громкости и частоты среза (50-150 Гц) дополнены переключателем фазы (0-180 грд.) и еще одним тумблером, отключающим встроенный кроссовер.
Дизайнеры JBL остановились на трех расцветках колонок ES: либо полностью черная отделка корпуса, либо варианты с боками под вишню или бук и черным фасадом.
Впечатление
Звучание ES90 отличается довольно ровным тональным балансом с небольшим акцентом на нижних частотах. В стерео поддержка сабвуфера колонкам не слишком-то нужна, они и сами достойно справляются с любым материалом, выдавая большое количество вполне контролируемого, глубокого баса. Колонки приятно подчеркивают область вокала, особенно мужского на нижней середине, симпатично, в теплых тонах воспроизводят «голос» саксофона. Верх, несмотря на наличие гипертвитера, не показался нам очень уж далеко и хорошо проработанным. Хотя основные тембры колонки воспроизводили четко, дисканты временами казались отрывистыми в послезвучиях, кроме того, вверху хотелось бы услышать чуть больше «воздуха». В целом, жанровая направленность ES90 осталась такой же, как у «старых» акустических систем Northridge – колонки «живее» и интереснее играют современную музыку, любят динамичные композиции, в которых они могут показать свои плюсы, главный из которых акцентированный бас.
Колонки ES серии просто рождены для озвучивания боевиков и триллеров. Выступление огромного войска орков из «Властелина колец» передавалось с основательным тактильным эффектом, проще говоря, пол потряхивало с каждым шагом шеренг воинов. Здорово воспроизводилась пушечная канонада из «Master&Commander», с впечатляющим грохотом воображаемые ядра крушили деревянную палубу парусника. Большое количество нижнего баса, которое давал комплект, всегда было по делу, сабвуфер комплекта не перегружался при встрече с инфранизами, колонки не гудели и почти не смазывали атаку при передаче сильных ударов. Даже полочные тыловики комплекта отметились упругим верхним басом и хорошей локализацией басовых источников позади зрителя, у нас совершенно не было впечатления, что НЧ образы размазываются по всей панораме действий. Хорошую артикуляцию звука комплект демонстрировал и на средних частотах: чего только стоил действительно яростный и страшный рык динозавра на фрагменте из «Jurassic Park», центральный громкоговоритель ES25C умеет очень выдвинуто передавать голоса героев эпизода, придвигая передний план событий вплотную к зрительским местам. Комплект здорово очерчивает ближние планы панорамы окружающего звука, очень четко акцентируя внимание зрителя на основных моментах и мощных спецэффектах, несколько хуже воспроизводились дальние планы, тут снова чувствовался недостаток воздушности панорамы.
Измерения
Нижняя граница по уровню -3 дБ у ES90 не хуже, чем у иных сабвуферов -- 35 Гц. В целом довольно ровная частотная характеристика колонок нарушается спадом чувствительности в области раздела полос кроссовера, локально выделяется также подъем чувствительности на границе верхнего и среднего баса. С учетом этих особенностей общая неравномерность АЧХ в диапазоне 35-18000 Гц составляет +4/-6 дБ. Импеданс колонок нигде не опускается ниже 4,2 Ом (120 Гц), на СЧ/ВЧ максимальное сопротивление равно 11,7 Ом. Фазоинвертор колонок настроен на частоту 33 Гц.
Небольшой «центр» ES25C оказался на редкость басовитым и заметно перекрыл (по нашим измерениям) свои паспортные данные: левая граница его рабочего диапазона составила 62 Гц (-3 дБ). АЧХ на рабочих частотах укладывается в +/-3,5 дБ вплоть до 20 кГц. Минимальный импеданс, равный 3,6 Ом, колонки имеют на верхней октаве, максимальный – 17,5 Ом на частоте 2,2 кГц. Фазоинвертор колонок настроен на частоту 60 Гц.
Поведение АЧХ ES20 напоминает характеристику фронтальных АС: равномерное повышение чувствительности с понижением частоты, локальный спад на частотах раздела кроссовера. Нижняя граница рабочего диапазона по уровню -3 дБ составила 70 Гц. Общая неравномерность АЧХ равна +/-4 дБ. Импеданс колонок не опускается ниже 4,9 Ом, повышаясь на нижних ВЧ до 15,2 Ом. Фазоинвертор ES20 настроен на частоту 68 Гц.
Нижняя граница диапазона сабвуфера ES250P равна 28 Гц (-3 дБ). Как обычно, протяженная полка на АЧХ возникает при большой полосе пропускания ФНЧ. В режиме с отключенным кроссовером правая граница рабочего диапазона по уровню +/-3 дБ составляет 120 Гц.
Подготовлено по материалам онлайн-журнала "AVREPORT.RU", 2013 г. www.avreport.ru