О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Компакт-кассеты: старый/новый тренд или возрождение формата?
Фото James Davies / CC BY
Как справедливо заметил немецкий философ, история имеет тенденцию повторяться – иначе как можно объяснить повторную вспышку интереса к виниловым пластинкам? Далее события развивались вполне логично: начал набирать популярность родственный ему ленточный формат, катушки, а затем и компакт-кассеты. Судя по ажиотажу на форумах, росту спроса на ленточные носители и подержанные топовые кассетные деки, уже сейчас можно говорить о новом «старом» тренде в аудиофильской (и не только) среде.
Вполне вероятно, что такой ажиотаж сдобрен изрядной порцией ностальгии по «золотому веку» аудио и во многом обязан людям, заставшим тот период времени, однако, с другой стороны, кассетомания начинает привлекать молодое поколение меломанов. Итак, вспомним, что представляет собой стандартная компакт-кассета, попытаемся определить, какие у нее шансы на повторное выживание и зададимся вопросом, кто в наше время продолжает производить этот уникальный продукт.
История и причины появления компакт-кассет
В начале 60-х годов главным носителем являлся винил, поскольку стоимость катушечных магнитофонов была несколько выше, к тому же возня с заправкой ленты и прочие неудобства отпугивали массового слушателя музыки. Оба формата не годились для использования вне помещений, к тому же аппаратура для их воспроизведения была довольно громоздкой, а пластинки, кроме всего прочего, чутко реагировали на вибрации. Мир нуждался в более удобном и компактном носителе.
Фото Daniel Schludi
Первая аудиокассета, вышедшая под наименованием Compact Cassette, была представлена компанией Philips в 1963 году в Европе и в 1964 году в США. Новый формат имел заметно худшие характеристики по сравнению с катушками или винилом, но отличался скромными размерами и практичностью: достаточно было вставить кассету в кассетоприемник и нажать кнопку Play. Такой «картридж» легко помещался в карман и быстро нашел себя в салоне автомобиля.
За удобство приходилось расплачиваться упрощенными характеристиками. К примеру, ширина ленты в кассете составляет 3,8 мм против 6,35 мм в обычной бобине. Большая ширина гарантирует увеличенное расстояние между дорожками каналов, что позволяет уменьшить показатель их взаимопроникновения (crosstalk). Кроме этого, кассета проигрывает по скорости движения ленты: 4,76 см/сек против 9, 19, 38 и даже 78 см/сек в стационарном «бобиннике».
Типы магнитных лент
В соответствии с требованиями IEC, Международной электротехнической комиссии, ленты делятся на четыре типа:
Первый тип (Type I) считается самым простым, наиболее доступным и, как следствие, самым массовым. Технология пленки Type I базируется на применении оксидов железа, в частности, в первых кассетах Philips был задействован оксид Fe2O3. По сути, это такой универсал-«оллраундер», который подходит, как для записи голоса (репортаж, интервью и т.п.), так и для музыки. Кассеты данного типа в большинстве случаев имели ленту коричневого цвета и надпись Normal Position, указывающую на то, что требуется нормальный, а не повышенный ток подмагничивания.
Лента типа 2 (Type II) имеет в своей основе диоксид хрома CrO2. Изобрела такую пленку компания DuPont, а пионером ее использования стала немецкая BASF. Далее права на Type II, благодаря стараниям DuPont, перекочевали к Sony, что подняло волну соперничества среди ее конкурентов в лице таких грандов, как TDK, Maxell и Fuji. В итоге появилась «псевдохромовая» версия Type II с особым видом оксида железа, к которому были добавлены частицы кобальта. По сути, Type II стал одним из наиболее популярных у аудиофилов форматом, так как при умеренной цене позволял получить довольно высокое качество звучания.
Ленты третьего типа (Type III), который обозначался как FeCr (такой «значок» можно встретить при выборе режима подмагничивания в некоторых старых кассетных деках), представляли собой нанесенный на основу слой оксида железа, который сверху покрывался диоксидом хрома. Кассеты с такой двухслойной пленкой выпускала компания Sony в середине 70-х годов. Однако с приходом 80-х Type III канул в лету.
Ленту четвертого типа (Type IV) без сомнений можно назвать топовым вариантом, так как при ее изготовлении использовался металлический порошок (Metal Powder), который наносился прямо на пленку. На кассетах с такой лентой красовалась надпись «Metal», а качество звучания было выше всяких похвал, так как Type IV обеспечивал наибольший динамический диапазон. Однако для его реализации требовались особые головки, которые могли бы стирать и записывать на такую ленту. Обычные ферритовые «головы» для этого, увы, не годились, поэтому для «металла» были изобретены специальные варианты: сендастовые, аморфные и т.д., которые обычно делались из магнитных материалов и даже использовали вставки из особых сплавов. Такие головки умели создавать сильное магнитное поле и легко справлялись с четвертым типом.
Производители ленты предпринимали попытки улучшить качество звучания/записи, экспериментируя с технологией нанесения слоя магнитных частиц. Вписываться в стандарт IEC получалось не всегда, поэтому изготовители кассетных дек вскоре стали устанавливать на свои модели регуляторы, позволяющие точно калибровать ток подмагничивания. Наиболее продвинутыми системами комплектовались топовые трехголовочные деки со сквозным каналом, позволяющие выполнить быструю и точную калибровку.
Где продаются кассеты?
Аудиокассета – товар специфический, поэтому в супермаркете практически не встречается. Что касается конкретных мест для приобретения оригинальных моделей с доставкой, то, в первую очередь, следует выделить интернет-аукцион eBay, японский online-аукцион Yahoo, а также хорошо известные отечественные Meshok.net и Avito.ru. Помимо этого, существует множество более мелких торговых площадок и специализированных форумов.
Дело в том, что кассеты выпускались огромными тиражами, поэтому достать фактически любую, даже запечатанную и в идеальном состоянии, за исключением уж очень редких экземпляров, сейчас не составляет большого труда. При покупке необходимо учесть условия хранения, то есть кассета не должна была подвергаться воздействию высокой температуры, холода и особенно высокой влажности, так как существует вероятность осыпания пленки. Еще один опасный момент заключается в том, что можно случайно оказаться владельцем китайских подделок, которые были особенно распространены в 80-90-х годах. При этом встречаются, как явные имитаторы с очевидно измененными буквами или шрифтами в названии, с узким «окошком» для ленты и упрощенным корпусом, так и более качественные варианты с разницей в мелких деталях или цветовом оформлении. Если кассета запечатана и продается наряду с большим количеством других от разных производителей, то вполне вероятно, что это оригинал из коллекции, которая хранилась в надлежащих условиях. Непосредственно перед записью свежеприобретенную кассету следует перемотать вперед и назад во избежание залипания пленки.
Время записи и длина ленты
Проще говоря, чем дольше проигрывается кассета, тем тоньше в ней лента. В арсенале Maxell и TDK были, соответственно, 150-минутные и 180-минутные модели, однако спрос на них был не слишком велик, так как тонкая пленка рвалась при малейшей неисправности лентопротяжного механизма магнитофона. В итоге, наибольшее распространение получили 90- и 60-минутные версии, причем у последних толщина пленки была больше, поэтому знающие меломаны записывали на них наиболее редкую и качественную музыку. С появлением компакт-дисков стали появляться 74-минутные варианты, соответствующие среднему времени звучания CD.
Фото Tobias Tullius
В поисках новых кассет
Ситуация с выпуском новых кассет пока оставляет желать лучшего. Все известные в прошлом фавориты больше не занимаются производством магнитной ленты. От таких именитых в прошлом японских брендов, как Maxell и TDK, остались одни названия, кассетный подбренд Axia, принадлежащий компании Fuji, исчез вовсе, а BASF в 1991 году выкупила выпускающее магнитную пленку отделение AGFA и создала «дочку» BASF Magnetics, которая в дальнейшем была приобретена корейцами из KOHAP, Ltd. и переименована в EMTEC Magnetics. Некоторое время под этой маркой выпускались кассеты, однако сейчас это уже дела давно минувших дней. На данный момент концерн BASF работает в химической промышленности, а также выпускает медоборудование.
Тем не менее, причины для оптимизма все же имеются. Первая из них заключается в том, что в США до сих пор здравствует основанная в 1969 году компания National Audio Company (NAC), которая выпускает около 18 миллионов кассет в год. Ранее NAC использовала свои старые запасы, однако, когда они иссякли, занялась собственным производством. Сейчас в ее каталоге представлены кассеты с пленкой первого типа FerroMaster C456. Ранее выпускались модели с лентой Type II, однако на данный момент «хромовые» запасы закончились. Ежедневно на фабрике National Audio Company заправляется в кассеты более 13000 км пленки.
Вторая перспектива связана с голландским производителем кассет De Bandjesfabriek. В 2014-2015 годах компания выпускала от 20 до 30 тыс. кассет в год, в основном это делалось для продажи студийных записей различных исполнителей. При этом De Bandjesfabriek использовала старые резервы пленки, которые, естественно, не безграничны. На данный момент компания выпускает чистые кассеты под названиями Analog Fidelity FE-60 и FE-90 (60 минут и 90 минут). В первой половине прошлого года голландцы протестировали 60-минутную кассету RTM FOX C-60, в которой использовалась уже новая пленка Recording The Masters, изготовленная французской компанией Mulann Industries. Расшифровать аббревиатуру FOX можно как Ferric OXide, то есть «оксид железа». Тем не менее, это не простой оксид, а Super Ferric.
При производстве такой пленки (Type I) применяются особые технологии, поэтому ей легко удается удерживать около +4-6 дБ во время записи, что является превосходным показателем даже для лент на основе диоксида хрома. Планов по выпуску кассет с лентой Type II или Type IV пока нет. Кассета RTM FOX C-60 располагает довольно простеньким прозрачным корпусом, который, тем не менее, отличается высоким качеством сборки, использует добротные детали (штифты из металла, качественные ролики) и обеспечивает тихую работу. Сейчас кассету FOX C60 Type I можно приобрести на сайте торговой марки Recording The Masters, принадлежащей Mulann Group. Сравнение новодела и кассетной классики можно посмотреть здесь:
Всё только начинается
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что возрождение интереса к кассетам состоялось. Об этом свидетельствуют специальные разделы продаж https://slyvinyl.com/category/genres-cassettes, где количество релизов исчисляется сотнями и включает в себя известные имена вроде Бьорк. К тому же мы можем видеть многочисленные мероприятия типа Cassette Store Day, которые проводятся в больших городах по всему миру по аналогии с Днем музыкального магазина (Record Store Day) – международным праздником, который проходит ежегодно в апреле.
Независимые группы и музыканты все чаще издают свои альбомы небольшими дополнительными тиражами на кассетах в качестве оригинальной альтернативы CD или Hi-Res-файлам. Разумеется, в данном случае речь идет о кассетах, как о форме мерчандайза, еще одном способе сувенирной коммуникации с любимым исполнителем. На фоне популярности винила востребованность еще одного формата физического носителя выглядит вполне логичной.
Самое главное препятствие, тормозящее прогресс в этом направлении, состоит в ограниченном числе производителей магнитной ленты, так как наладить выпуск полиграфии, упаковочных материалов и корпусов сейчас не составляет большого труда. Такое положение дел объясняется тем, что корпуса кассет имеют строгие стандартные размеры, а это создает сложности при производстве ленты, так как требуется специализированное оборудование, которое сейчас фактически не выпускается массово.
Хотелось бы верить, что на волне популярности кассет именитые производители Hi-Fi-техники вернутся к производству кассетных дек среднего и топового класса. Не сказать, чтобы данный продукт вообще исчез с прилавков, ведь выпускаются же новые модели, к примеру, двухкассетные TEAC W-1200 и Tascam 202mkVII или TASCAM CD-A580, позволяющие даже оцифровывать пленку. Однако хотелось бы более серьезных шагов в этом направлении.
Тем не менее, все только начинается, и сегодня можно с уверенностью говорить о том, что возвращение моды на компакт-кассеты состоялось.
Мы живём в культурной помойке, где нет ни исполнителей завораживающей музыки, ни потребности в музыке!
Много людей вообще удовлетворяются просто шумом из какого-то матюгальника! Часто замечал: стоит FM-приёмник, из него извергается шум (не настроенный на радиостанцию) и людям нормально! Они довольствуются этим шумом-хрипом! Что это?!!...
Спасибо.