О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Коммутационные превратности. Часть-1. Статья. Портал "www.av-tribune.ru"
Еще в далеком 1985 году я приобрел себе по весьма хорошей цене Японскую двухкассетную деку. Но, как я уже писал в заметке про «винил» меня сильно раздражают шумы и помехи в сигнале.Поясню на всякий случай, что понимание шумов в классической радиотехнике совершенно иное, нежели в обычной жизни
Автор: Бочаров Сергей.
Может ли кабель влиять на качество звука?
Итак, попробуем проанализировать степень влияния межблочных кабелей на качество передаваемого по ним звукового сигнала. А в качестве введения в эту весьма непростую тему я хочу рассказать один интересный случай из моего личного опыта.
Еще в далеком 1985 году я приобрел себе по весьма хорошей цене Японскую двухкассетную деку. Но, как я уже писал в заметке про «винил» меня сильно раздражают шумы и помехи в сигнале. Поясню на всякий случай, что понимание шумов в классической радиотехнике совершенно иное, нежели в обычной жизни. Шумом является паразитный сигнал, который не несет никакой полезной информации. Таким образом, если, слушая музыку на концерте, вы одновременно с ней слышите разговор ваших соседей сидящих рядом, то это не является шумом. Ибо заключает в себе ту самую информационную составляющую. Можно возразить, сказав, что вам эта информация не нужна, но сейчас я говорю о теории.
Но вернусь к теме. Итак, дека работала очень хорошо, но иногда в звуковом тракте были слышны небольшие наводки питающей сети, тот самый 50 герцовый фон. Именно это обстоятельство заставило меня «произвести вскрытие» магнитофона и изучить возможность его доработки. Но, как говорят патологоанатомы «вскрытие показало» весьма высокое качество сборки аппарата, и казалось, что это тупик. Визуально все входные узлы были экранированы. Проверка фильтрующих конденсаторов в цепях питания показала, что они не имеют утечек, и емкость их соответствует указанной. И тут я обратил внимание на кабель идущий от универсальной головки к усилителю.
Дело в том, что его конструкция сильно отличалась от хорошо знакомого мне экранированного кабеля отечественного производства. Вместо традиционной медной оплетки надетой «чулком», поверх изолированного проводника были просто свиты медные жилы и вся эта конструкция заключена в ПВХ оболочку. Честно сказать меня вся эта простота не слишком воодушевила. И подумав, я заменил это чудо «заграничной техники» нашим отечественным посеребренным экранированным кабелем. Отмечу, также, что в качестве диэлектрика в нем использовался фторопласт-4 (он же тефлон или политетрафторэтилен). Это высококачественный диэлектрик, с успехом применяемый в технике высоких и сверхвысоких частот.
Результат этой замены меня несколько озадачил. Скажу сразу, что от фона в деке мне удалось избавиться раз и навсегда. Но бонусом к этому, при прослушивании стало увеличение прозрачности звучания. В спектре моих записей ощущалось явное увеличение высоких частот. И звук приобрел ту самую воздушность и прозрачность. И все это от простой замены сигнального кабеля более качественным. Для большей объективности, я сравнил звучание своего аппарата с аналогичным, который был у моего друга, и не подвергался модернизации. И мы оба услышали разницу в подаче музыкального материала, таким образом, никакого самогипноза или прочей мистики тут нет. Все было подтверждено сравнительным тестом на одинаковом музыкальном материале.
Немного теории.
Теперь можно снова вернуться к вопросу, вынесенному в начало статьи. Из этого примера уже ясно, что те, кто отрицает влияние кабеля на качество звука, мягко говоря, грешат против истины. Да, безусловно, это влияние есть, и оно вполне объективно и так сказать осязаемо. И вот на этом месте я хочу немного углубиться в теорию, и пояснить чем это влияние может быть обусловлено с позиции физики.
Итак, начнем. Межблочный кабель представляет собой обычно либо коаксиальную конструкцию, либо разновидность витой пары или полосковой линии. Любое из этих устройств характеризуется такими параметрами, как активное сопротивление, которое весьма мало. Плюс к этому имеется реактивная или комплексная составляющая, поскольку кабель обладает собственной емкостью и индуктивностью. Проблема не в том, что эта составляющая есть, проблема в том, что реактивное сопротивление, как известно из школьного курса физики зависит от частоты передаваемого сигнала. И поэтому считать его постоянной величиной нельзя. Даже и это не так плохо, дело еще в том, что индуктивность и емкость кабеля оказывают влияние на фазу сигнала, вызывая ее изменение, причем эти флуктуации носят также частотнозависимый характер. И в общем случае могут быть нелинейными. Проконтролировать этот процесс весьма сложно. А в свою очередь неконтролируемые фазовые сдвиги вызывают тот самый эффект перемещения инструментов по сцене, который сильно раздражает слух.
Продолжая теоретизировать дальше, можно к этому добавить, что любой кабель представляет собой своеобразный полосовой фильтр и в придачу линию задержки «в одном флаконе». Поскольку, как я уже отмечал выше, обладает распределенной индуктивностью и емкостью. Причем с учетом импульсного характера звучания некоторых музыкальных инструментов (быстрое нарастание и спад атаки звука) эти свойства кабеля могут играть весьма важную роль, а если длина соединителя большая, то пренебрегать ими и вовсе нельзя. В этом случае уже стоит обратиться к теории длинных линий. И вспомнить такие параметры, как неоднородность линии, затухание, волновое сопротивление и коэффициент отражения. Ведь мы можем вместо крутого фронта и среза импульса получить растянутые и искаженные сигналы. Да еще и с различными высокочастотными переходными процессами, которые высшими гармониками просто испортят весь звук.
Определяем границы.
Теперь попробуем обозначить условия, для которых описанные выше эффекты следует учитывать. Конечно, свойства кабеля как длинной линии актуальны при большой длине соединителя. Если это вам кажется невозможным, то есть инсталляции, где используются кабели длиной и в 10 метров.
А вот для короткого межблочника до 1 метра эффекты длинной линии явно будут не столь существенны. Здесь уместно вспомнить старую присказку: «Севшая на танк муха, безусловно, увеличит его массу, но вопрос насколько, и можно ли этим изменением пренебречь». Конечно, если речь не идет о каком-нибудь изделии сомнительного качества, у которого диэлектрик, и проводник изготовлены с нарушением технологических норм и стандартов.
Эффект полосового фильтра может, проявляться как на низких, так и на высоких частотах и связан он опять же с собственной емкостью и индуктивностью изделия. Но, как и в предыдущем случае если речь идет о качественной продукции, то в звуковом диапазоне частот никакой фильтрации и «обрезки» сигнала быть не должно. Исключая конечно явный брак. Свойства кабеля, как линии задержки не так страшны сами по себе. Гораздо большую опасность представляет возникающий в этом случае эффект дисперсии. Под ним понимают изменение времени прохождения сигнала по кабелю в зависимости от его частоты. И конечно чем длиннее кабель тем сильнее этот эффект будет выражен. Дисперсия может серьезно навредить звучанию струнных инструментов в высокочастотной области вызвав к примеру эффект рассыпчатости.
Подводим итоги.
Ну, сейчас наверно пора вспомнить, что следует понимать под звуковым диапазоном. До недавнего времени это был интервал частот 20 Гц- 20 кГц. И, как правило, все производители кабелей гарантируют работу своей продукции в нем.
Но сейчас есть данные, что человек способен воспринимать и более высокие частоты. Последние исследования в психоакустике доказывают возможности людей на уровне подсознания фиксировать колебания в диапазоне 120-150 кГц, в определенном эмоциональном состоянии. Но, сколько человек реально «слышит» в таком широком диапазоне, и каково должно быть это эмоциональное состояние? Увы, на этот вопрос ответа пока нет. Но этот результат сам по себе для нас весьма важен. Ведь именно он объясняет тот факт, что изменения в окраске звука фиксируют не все потребители, а только определенная часть. И можно еще немного поразмышлять на эту тему. Здесь нужно попытаться для себя ответить на несколько простых вопросов.Во первых являетесь ли вы профессиональным музыкантом, дирижером или звукорежиссером? Именно люди этих профессий обладают способностью слышать мельчайшие звуковые нюансы, так сказать профессиональная подготовка обязывает. Если же вы относитесь к той категории людей, которая называется среднестатистической, то, скорее всего ваши музыкально-аналитические способности гораздо скромнее. Хотя при определенной тренировке в основном прослушивая на концертах живую классическую музыку, аналитические навыки вашего слуха вполне могут быть развиты выше среднего уровня. Второй весьма важный вопрос - это ваши музыкальные предпочтения. Если вы не слишком любите классику, а предпочитаете «попсу», то гнаться за академически точным звуком, смысла нет. И, наконец, самый важный вопрос, я его специально оставил так сказать на «сладкое». Какой бюджет вы выделяете на приобретение аппаратуры? Если вы хотите все сделать по высшему разряду, и способны выложить за акустику и усилитель несколько сотен килобаксов, то конечно сам бог велел при этом не экономить на межблочниках. И уж потратить на них несколько килобаксов это, как сказано в известном фильме «святое дело». Такое вложение окупиться с торицей, ведь высокое качество звука не будет иметь даже шансов на искажение плохим кабелем.
Но таких людей в целом меньшинство, а в основном средний покупатель не обладает безграничным размером кошелька. А ему хочется и денег потратить в меру, и качество получить хорошее. И вот тут уместно сказать о самом главном, если вместо покупки кабеля за баснословную цену, вы купите более качественную акустику или усилитель, то шансов, что вы услышите отличный звук, будет гораздо больше, чем при обратном варианте.
Ловить мельчайшие нюансы звука, заменяя межблочные кабели целесообразно начинать тогда, когда вы уже исчерпали все другие возможные пути борьбы за качество. Повторюсь еще раз эффект от замены активных узлов будет гораздо больше.
Отмечу, что данный тезис справедлив для случая, когда у вас уже есть нормальный, качественный межблочный кабель, а не самодельный «шнурок» купленный на ближайшем рынке за сто рублей, или кабель, прилагаемый к вашему плееру в комплекте. Ведь комплектный кабель не предназначен для работы, а служит только для ускорения процесса проверки аппарата в магазине. И придя, домой можно его смело спрятать подальше, чтобы глаза не мозолил.
Коммутационные превратности. Часть-2.
Подготовлено по материалам журнала "www.av-tribune.ru", март 2009 г. Коммутационные превратности. Часть-1.