О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сейчас в продаже
Penaudio
Penaudio – финский дух и природная музыкальность. История.
Подробнее о бренде PenaudioОбзоры товаров под маркой Penaudio (90)Официальный сайт Penaudiohttps://penaudio.fi
Колонки Penaudio 6.6 CX 20th Anniversary Edition / min.news
Известная финская компания и одноименный бренд АС Penaudio были основаны в 1999 году Сами Пенттилой. Отсюда и название Penaudio – оно расшифровывается как «Аудиосистемы Пенттилы».
Первой моделью и одним из самых знаменитых произведений Penaudio стали колонки 7.6 CX. Они оснащены коаксиальным динамиком; объем корпуса составляет 7,6 литра, поэтому в название модели включено число 7,6, а CX – это сокращение от Coaxial. Одной из причин создания Пенттилой бренда Penaudio стало то, что в 1998 году он купил пару довольно дорогих колонок – KEF Reference One – на деньги, полученные за летние подработки, однако они играли не так, как ему хотелось. Сами привык к прослушиванию концертных записей и живых выступлений. И он захотел спроектировать колонки, способные воссоздать очарование сцены, что в конечном итоге мотивировало его к основанию собственной компании. Так что в 1998 году Пенттила купил у Gradient Labs гору деталей, а также коаксиальный модуль и приступил к разработке АС.
Обычно частота раздела полос кроссовером между твитером с металлическим куполом и СЧ-динамиком устанавливается на относительно низком уровне, однако Сами обнаружил, что в таком случае звучание выходит не идеальным. Так получилось, что ему довелось протестировать 140-миллиметровый коаксиальный динамик SEAS с твитером из шелка, и он моментально в него влюбился. В то же время, поскольку частота раздела полос была слишком низкой, и звучание недотягивало до идеала, Сами подумал: почему бы не поднять ее повыше? Это изменение привело к желаемому результату, и звук стал естественным. Пенттила продолжал работать с этим коаксиальным модулем и, наконец, утром мартовского дня 1999 года закончил создание прототипа первой пары своих колонок. Это была модель 7.6 CX, получившая массу восторженных отзывов окружающих о качестве звучания. Весной 1999 года Сами заказал 10 пар корпусов для 7.6 CX, а затем собрал кроссовер и всю конструкцию. Он возил 7.6 CX на продажу в один магазин за другим и неожиданно добился значительного успеха, который заложил основу для будущего взлета Penaudio.
В 2019 году к своей двадцатой годовщине компания выпустила колонки серии 6.6 CX – во-первых, чтобы отметить этот знаменательный день, а во-вторых, чтобы отдать дань уважения новаторскому подходу 7.6 CX. Как следует из названия, АС линейки 6.6 CX имеют объем 6,6 литра и также оснащены коаксиальным модулем. Базовая конфигурация излучателей серии CX представляет собой коаксиальный модуль SEAS, состоящий из дюймового твитера с мягким куполом и 4,5-дюймового СЧ-динамика с алюминиевым диффузором. Когда речь заходит о коаксиальных динамиках, большинство меломанов в первую очередь вспоминает бренды Tannoy и KEF. Главное преимущество такого излучателя заключается в том, что он может имитировать точечный источник звука, что благоприятно сказывается на фокусировке и качестве музыкальной сцены. Так получилось, что раньше мне редко доводилось слушать колонки с коаксиальными динамиками. Поэтому меня, естественно, заинтересовала серия 6.6 CX – а еще потому, что это единственная линейка АС Penaudio с таким модулем, и мне хотелось узнать, чем она отличается от остальных. В серию 6.6 CX входят три модели: помимо базовой 6.6 CX выпускаются также более изысканные и сложные 6.6 CX 20th Anniversary Edition и 6.6 CX 20th Anniversary Limited Edition. Главным героем этого очерка является юбилейная 6.6 CX 20th Anniversary Edition (далее «6.6 CX 20»).
В версии 6.6 CX 20 используются корпуса исключительно знакового для Penaudio типа: изготовленные из многослойных плит. Видно, что они собраны из двух разных видов шпона, уложенных и заламинированных в шахматном порядке. Компания выбрала этот материал не ради эффектной внешности, а исключительно с целью повышения качества звучания. Корпус, изготовленный из единственного материала, обычно не лучшим образом ведет себя с точки зрения резонансов, поскольку каждому соответствует фиксированная резонансная частота. Penaudio использует взаимодействие нескольких материалов для нивелирования резонансов корпуса, и достигнутый эффект доказывает исключительную целесообразность такого подхода. Для создания плиты многослойной структуры тонкая березовая фанера переслаивается другими, средней плотности, а затем они скрепляются благодаря давлению и высокой температуре. При изготовлении колонок поперечные срезы такого материала выполняются по одному для каждой панели корпуса. Все эти операции производятся вручную, что отнимает много времени.
Корпуса Penaudio в основном имеют конструкцию типа «сэндвич»: внешний слой передней панели представляет собой тонкую пластину из плиты многослойной структуры, под ним располагается средний слой, представляющий собой толстую плиту MDF, а внутренний – такой же, как внешний. Помимо этого, Penaudio также добавляет в конструкцию битум, звукопоглощающий хлопок и другие демпфирующие материалы, благодаря чему уровни резонансов корпуса оказываются чрезвычайно низкими, а фирменный звук – чистым и прозрачным. На корпусе юбилейной версии 6.6 CX можно увидеть памятную табличку, посвященную 20-летию компании, и клеммы WBT 0705CU. Частотный диапазон 6.6 CX 20 – от 50 Гц до 25 кГц (+/-3 дБ); это лучше, чем у колонок LS 3/5A аналогичного размера. Учитывая калибр СЧ/НЧ-динамика и габариты корпуса, понятно, что достичь такого показателя было явно не просто. В процессе тестирования я использовал интегрированный усилитель Hegel H120 c выходной мощностью 75 Вт/канал (на 8 Ом), чего вполне достаточно для 6.6 CX 20. Источником выступил Atoll CD200.
Первой в эфир вышла знакомая мне песня Ferry. Как только я ее запустил, то сразу же четко «увидел», что малый барабан находится слева, а справа располагается электрический бас. Многие фанаты принимают его за большой турецкий барабан; на самом деле справа есть и малый, но большинство людей его не замечают, потому что он подает голос лишь несколько раз тихонько в начале, а затем на заднем фоне нет звука, из-за чего он неразличим. Однако многие сегодняшние системы способны воспроизвести только большой барабан, а некоторые фанаты даже рассматривают этот инструмент как основу для проверки возможностей системы. Когда об этом думаешь, буквально опускаются руки. Но теперь 6.6 CX 20 может четко продемонстрировать тональные характеристики и позиционирование различных инструментов, несмотря на компактные габариты, а также исправить многие прежние отклонения в понимании узловых моментов. Таланты этой модели не ограничиваются упомянутым в начале этого абзаца фактором. В ходе дальнейшего прослушивания я смог не только ощутить великолепие подключившихся к процессу гитары и скрипки, но и оценить их игривое позиционирование: гитара находится в середине музыкальной сцены в начале, скрипка там же – в более поздний момент, звуковые образы обеих четко различаются и до, и после смены местоположения, не пересекаясь. В самом конце песни гитара уходит от середины сцены вправо, а скрипка – влево. Можно сказать, что эти маленькие хитрости, разыгранные звукорежиссером на пульте в процессе микширования, не могут ускользнуть от острых глаз 6.6 CX 20 – и это также отражает преимущества коаксиального модуля.
Деревянная флейта в начале композиции The Butterfly Lovers в версии Лю Юньчжи совершенно очаровательна – и в ней определенно слышится дерево, тогда как некоторые другие твитеры придают ей легкий металлический призвук. Оживленное пикколо имитирует веселый крик птицы, а мягкий, плавный и чистый голос кларнета рисует картину нежной весны и моросящего дождя. У скрипки изысканный и благородный характер – с гладкой текстурой, четкими линиями и выдающейся прозрачностью. Композицию Лю Юньчжи Blessings of Love я раньше слушал на определенной модели АС, и мне всегда казалось, что она подается более «богато» – но в версии 6.6 CX 20 она изумительно прозрачна, и я полагаю, что спасибо за это следует сказать настройке корпуса Penaudio для нижнего диапазона. Что я называю «богатым» звучанием? Проще всего описать его при помощи различий в характере весенних месяцев. Колонки с полнокровным звуком чем-то напоминают март, когда небо слегка хмурится, а сквозь тучи поблескивает луна – тогда как версия 6.6 CX 20 больше похожа на солнечный и ветреный май. В то же время подача скрипки также отражает преимущества коаксиального типа динамиков – а именно, согласованность с партией фортепиано. Оно отменно интегрировано, и скрипка парит на его фоне. Напротив, при прослушивании некоторых колонок с неудачной конструкцией кроссовера есть момент, когда скрипка переходит в высокую позицию – и тогда становится очевидным, что ее звук исходит из твитера, а партия фортепиано – из СЧ-динамика, из-за чего эти инструменты кажутся «отделенными» друг от друга.
Послушайте «Триумфальный марш» из оперы «Аида», представляющий собой грандиозное симфоническое произведение. При своих конструкции динамика и компактных габаритах 6.6 CX 20 не могут сравниться величественностью с большими колонками, однако эта музыкальная тема все равно воспринимается во всей полноте: прямо передо мной уверенным и решительным шагом идет победоносный полководец, вернувшийся из похода. Приближающаяся издалека группа медных духовых с левой стороны музыкальной сцены гордо воспевает в унисон величие боевых побед – но при этом она не подавляет мягкость струнной группы, а также яркие краски гонга и барабанов справа от центра. Эта вещь звучит великолепно и поистине вдохновляюще.
Маленькие колонки Penaudio 6.6 CX 20 напоминают мне знаменитые LS 3/5A. Эти две модели роднит главное: их звук прекрасен. И пусть у LS 3/5A он мягкий и полнокровный, а у 6.6 CX 20 – прозрачный и практически лишенный аромата, 6.6 CX 20 превосходят LS 3/5A по трем параметрам. Во-первых, это точность формирования музыкальной сцены, четкость позиционирования, прозрачность и слаженность, что определяется характеристиками блока динамиков 6.6 CX 20 и конструкцией корпуса. Во-вторых, 6.6 CX 20 проще в управлении и подборе партнеров. И, наконец, они менее капризны при размещении и будут отлично работать, стоя вплотную к стене или даже в углу.