О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Сейчас в продаже
ELAC
Немецкая компания ELAC имеет долгую историю и проверенные временем традиции поддержания высочайшего качества продукции. Будучи основана в 1926 году, компания изначально работала в области гидроакустики, лишь после Второй мировой войны поменяв специализацию и начав разрабатывать и выпускать аудиотовары для домашнего применения.
Подробнее о бренде ELACОбзоры товаров под маркой ELAC (203)Официальный сайт ELACwww.elac.ru
Колонки ELAC BS 312. Обзор hifiplus.com
Как гласит старинная пословица, бочку в наперсток не перельешь. Или, говоря словами мистера Скотта из фильма «Звездный путь»: «Но я же не могу изменить законы физики, капитан!» А вот компания ELAC своей серией 300 выражает несогласие с этим безапелляционным утверждением. Похоже, что ей удалось сотворить невозможное и извлечь полноценные басы из крошечных корпусов колонок – таких, как BS 312.
На первый взгляд, у BS 312 много общего с другими моделями ELAC, тем более что фирма уже давно пропагандирует идею маленьких АС с неожиданно масштабным звучанием. На этот раз она соединила твитер JET 5 – свою версию преобразователя воздушного потока – со 115-миллиметровым СЧ/НЧ-динамиком с диффузором AS-XR, также собственного производства. Располагающие тыловым портом фазоинвертора и одной парой клемм АС с миниатюрными корпусами из экструдированного алюминия будут лучше всего играть, будучи установленными на специальные стойки, разработанные для некоторых колонок ELAC. Они небольшие и на удивление увесистые, а качество их конструкции практически безупречно. Но на первый взгляд, ни одна из этих составляющих не предвещает выдающихся талантов BS 312.
Однако присмотримся повнимательнее. Рабочим элементом ленточного твитера JET 5 является сложенная гармошкой лента, которую приводит в движение ряд неодимовых стержневых магнитов. Для изготовления такой детали необходим высокоточный процесс, выполняемый специалистами высокой квалификации: стоит сместить одну из складок на долю миллиметра – и твитер становится практически бесполезным. Эта процедура требует твердой руки, острого глаза и бесконечного терпения; впрочем, ее выполнению помогают промышленные роботы. В результате удается обеспечить эффективность, мощность и вынос частоты слома базового колебательного режима далеко за пределы рабочего диапазона динамика (около 50 кГц) – триединый залог высокого качества ВЧ-излучателя. Вариаций на тему устройства, предложенного Оскаром Хейлом, относительно немного: подобные конструкции применяют компании Adam, Audiovector, Burmester, Mark & Daniel, а также новички в этой области – MartinLogan и Yacht Audio; заметим по секрету, что некоторые из них покупают твитеры JET 3 у ELAC.
Под ВЧ-динамиком располагается 115-миллиметровый мидвуфер с диффузором типа AS-XR, разработанный специально для BS 312. При изготовлении этой мембраны с затейливой конструкцией типа «сэндвич» внешний алюминиевый слой приклеивается к бумажному конусу, образуя рельефную поверхность в виде характерной картины из треугольников, напоминающей огранку бриллианта. Такая структура повышает жесткость вогнутого купола, что приводит к снижению резонансов и окраски звука.
Я видел, как этот динамик на испытательном стенде звучал с невероятно высокой громкостью – такой, которая не просто привела бы к слому обычного диффузора НЧ-динамика, а разнесла бы его в клочья – притом без малейшего признака утомления. Способность взять рекордный вес, как будто это последняя попытка в жизни, – вот что позволяет этим АС претендовать на победу в состязании с колонками, пятикратно превосходящими их по размерам.
Разделительный фильтр выполнен на двух небольших печатных платах, расположенных в задней части колонки, прямо за клеммной колодкой для однокабельного подключения. Частота раздела полос приходится довольно высокую отметку в 3,2 кГц – иначе говоря, на верхнюю границу области максимальной чувствительности человеческого слуха; а сам кроссовер оснащен катушками индуктивности с воздушным сердечником и высококачественными конденсаторами с логотипом ELAC. Даже внутренняя проводка выглядит более качественной, чем в среднем в этом сегменте.
Стойки можно считать практически неотъемлемой частью данных колонок. Они подходят к нескольким моделям ELAC (купив их, вы получите несколько упаковок и пару верхних плит). Из верхней панели этого аксессуара для АС выступают три острых шипа из нержавеющей стали, на которые насаживается пластина с отверстиями, прикрепленная к нижней стороне BS 312. Эта конструкция гораздо устойчивее, чем кажется (хотя мысль о том, что 7,5 килограммов балансируют на длинных направленных вверх шипах, вызывает тревогу, колонки сидят на них по-настоящему прочно), и работает на удивление эффективно. Таким способом, пластина, прикрученная к BS 312, по-видимому, понижает центр тяжести АС и уменьшает уровень вибрации, а все прочие детали отделены от всех остальных.
Этим колонкам равно необходимы и качество, и количество. Им требуется усилитель с очень чистой подачей, особенно в области средних и высоких частот, а также высокой мощностью. Компания ELAC является дистрибьютором усилителей Primare в Германии, которые отлично подходят к ее АС – также как и Norma REVO IPA-140, протестированный в прошлом выпуске HiFiPlus и импортируемый британской торговой фирмой. Мне понравились также результаты подключения данной модели к усилителю Devialet 170, хотя характер этой комбинации оказался достаточно прямолинейным и слишком явно подчеркивал сухость, присущую в некоторой степени АС ELAC. Тем не менее, BS 312 необходимы именно такие уровни мощности и четкости усилителя; обеспечив их, вы всегда будете довольны звучанием.
Кроме того, им требуется особая тщательность при установке. Это точный инструмент для прослушивания, и его позиционирование должно быть не менее аккуратным. Выравнивание по уровню предполагается по умолчанию (высокие, направленные вверх шипы позволяют без труда обеспечить горизонтальное положение колонки), однако правильное размещение в комнате также жизненно важно. Сочетание «голосовой коррекции» (при которой вы определяете идеальную первоначальную конфигурацию АС, громко разговаривая и вслушиваясь в изменения голоса в зависимости от расстояния от стен) и небольшого разворота внутрь в ходе точной настройки сработало на пятерку. Хотя колонки никоим образом не являются направленными (они представляют собой почти точечный источник), стереопанорама значительно улучшается, если повернуть их примерно на 20° от акустической оси. Наконец, их нужно отодвинуть достаточно далеко от стен, что необычно для столь компактных конструкций, которым, как правило, требуется подкачка НЧ с помощью задней стены.
По сути, это две АС в одной. BS 312 можно установить в достаточно большом помещении, получив изрядный «вау-фактор» – ваши друзья будут поражены тем, источник какого масштабного звука скрывается в паре таких маленьких коробочек. Они способны заполнить им почти любую комнату, независимо от ее площади. Однако не хуже они проявляют себя в небольших помещениях, где их миниатюрные габариты дают очевидное преимущество.
Если говорить о больших пространствах, сильный звук из маленьких АС всегда оказывается неожиданностью; но эта модель еще меньше, чем множество других, а ее звучание еще мощнее, чем у многих конкурентов. Не менее поразительна и глубина НЧ. По правде говоря, даже такие глубокие басы не доведут владельцев напольников до апоплексического удара, и BS 312 не станут оптимальным вариантом для любителей стиля даб – но нижняя часть НЧ-диапазона намного шире, глубже и насыщеннее, чем кажется теоретически возможным при столь компактной конструкции и притом в относительно больших помещениях.
Впрочем, объем НЧ не отвлекает внимания от прочих талантов АС ELAC. Качество воспроизведения низов превосходное; прослушивая классическую версию виолончельного концерта Элгара с солирующей Жаклин Дю Пре (EMI SACD), я ощутил размашистость ее инструмента и мощь оркестра. Кроме того, АС играют очень громко; не просто «очень громко для маленьких колонок», а именно так с любой точки зрения, при этом без заметных провалов или тональных сдвигов, если только регулятор не вывернут почти до упора вправо.
Еще один ключевой аспект звучания BS 312 – это скорость. Они чертовски быстрые. Чтобы не путаться в определениях, подчеркну, что «чертовски быстрые» означает «обладающие отменной реакцией при воспроизведении пиковых сигналов», а не «пронзительные верха способны содрать краску с мебели». На самом деле, это чрезвычайно тонально сбалансированные колонки, а твитер JET 5 отличается особой гладкостью создаваемых ВЧ. Каждый звук подается точно и честно. Явственней всего это проявилось в композициях Teardrop группы Massive Attack и особенно Where is my Mind от Pixies, которые могут звучать либо динамично, либо визгливо; в исполнении BS 312 именно первое свойство было представлено в избытке.
Надо сказать, что в маленькой комнате колонки чувствуют себя более комфортно. Их габариты хорошо вписываются в геометрию пространства, а подход к формированию НЧ позволяет получить по-настоящему высококлассный звук. В небольшом помещении они расцветают; как бы ни были они хороши в огромных залах, именно в ограниченном объеме они играют идеально сбалансированно. В этих условиях мощь звучания становится менее важной (хотя по-прежнему впечатляет), а на первый план выходят масштабность и текстурность. Как раз в такой обстановке эти ELAC являют тот самый фокус с исчезновением, о котором так часто говорят, но его так редко доводится испытать на себе. Им присуща чарующая непосредственность, на ней и основывается их талант создавать поистине удивительный звук; и к моменту, когда ощущение «не могу поверить, что они на такое способны» начинает сглаживаться, в вашем распоряжении остается целая коллекция дисков для прослушивания.
Большие колонки привлекают своей непринужденной энергичностью, однако крошечные BS 312 доказывают, что талантливому Давиду под силу сокрушить Голиафа. Истинная сила моделей ELAC – это сочетание прозрачности и глубокого понимания музыки, и вам придется переслушать множество записей, потому что все ваши альбомы зазвучат по-новому. Настоятельно рекомендуем.
Технические характеристики
Особенности | Двухполосные, фазоинверторные, полочные |
Динамики | твитер JET 5, 115-миллиметровый СЧ/НЧ-динамик с диффузором AS-XR |
Частотный диапазон | 42 Гц – 50 кГц |
Чувствительность | 87 дБ |
Номинальное сопротивление | 4 Ом |
Минимальное сопротивление | 3,4 Ом на частоте 280 Гц |
Габариты (В х Ш х Г) | 20,8 x 12,3 x 27 см |
Вес | 7,2 кг |
Отделка корпуса | черный или белый глянцевый лак |
Автор: Алан Серком