О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
«Клубный дом» за 4 млрд — стоит ли он этих денег
Clubhouse успел не только поучаствовать в харассмент-гейте и скандале, связанном с информационной безопасностью пользователей, но и стал причиной для нового витка споров вокруг модерации аудиоконтента. Так или иначе, в России соцсетью интересовались не более месяца — потом тяга к ней практически полностью угасла. Однако в мире ситуация иная — хайп вокруг проекта набирает обороты, а инвесторы уже оценивают его стоимость в четыре миллиарда долларов. Разбираемся, действительно ли Clubhouse стоит этих денег.
Громкие разговоры
Как замечают журналисты BBC, за год с небольшим соцсеть привлекла внимание огромного количества знаменитостей и известных деятелей из мира ИТ. В пользовательских эфирах поучаствовали Канье Уэст, Илон Маск, Марк Цукерберг и другие выдающиеся персоны. Да и спектр обсуждаемых тем стал шире. Если на старте проекта это были аудиочаты западных инвесторов и представителей стартап-тусовки, то сейчас в Clubhouse можно поговорить о чем угодно. Но стоит ли продукт с такими возможностями четыре миллиарда долларов?
Инвесторы, продолжающие вкладывать средства в его развитие, полностью убеждены в этом, хотя всего три месяца назад капитализация аудиосоцсети только-только подбиралась к миллиарду. Пробить этот барьер помогли инвестиции от фонда Марка Андрессена и Бена Хоровица — сумма составила сто миллионов долларов за долю в проекте. А в следующем раунде к числу инвесторов присоединился венчурный фонд Юрия Мильнера DST Global.
Так капитализация соцсети быстро достигла оценки Instagram, которую в 2012 году приобрел Facebook — как раз за миллиард долларов. В этом контексте слухи о продаже проекта одному из крупных игроков на рынке соцсетей мало кого удивляли, однако подобная сделка так и не состоялась. При этом потенциальная стоимость Clubhouse выросла в четыре раза.
Трезвая оценка
Феноменальные темпы роста капитализации сервиса не могут не вызывать вопросы. Тринадцать-четырнадцать миллионов пользователей — определенно не та аудитория, за которую имеет смысл говорить о таких суммах. В Discord чуть ли не в двадцать раз больше зарегистрированных пользователей. Вместе с этим остается загадкой и потенциальная бизнес-модель Clubhouse — зарабатывать на аудиорекламе сложнее, чем кажется на первый взгляд: системе нужно понимать контекст, проводить модерацию аудиозаписей и договариваться с ведущими авторами платформы — напимер, чтобы добавлять рекламные вставки к их трансляциям.
Помимо финансовой составляющей команде проекта предстоит укрепить рубежи с точки зрения информационной безопасности. Стоит признать, что пока Clubhouse латает дыры весьма оперативно, но проблем от этого меньше не становится. Буквально пару недель назад на одном из хакерских форумов появилась база с профилями 1,3 млн пользователей соцсети. Обошлось без слива платежных данных, но от этого разработчикам не легче — даже такие утечки бьют по репутации и негативным образом отражаются на планах по привлечению инвестиций.
Да и как справедливо заметил один из резидентов сообщества Hacker News, серьезно относиться к сумме в четыре млрд стоит только тогда, когда кто-либо из потенциальных покупателей выложит эти деньги на стол и будет готов закрыть такую сделку. До этого момента можно лишь оценивать уровень публичной игры инвесторов, желающих перепродать доли в проекте по более высокой стоимости, в том числе и гораздо более низкой по сравнению с заявленной.
Что дальше
Нельзя исключать, что хайп вокруг Clubhouse вызван «искусственными» усилиями пиарщиков. Да и динамика роста капитализации соцсети со столь низким числом пользователей, похоже, выдает желание ряда инвесторов избавиться от этого актива, пока его основной функционал не скопировали конкурирующие платформы. Последние, к слову, заняты именно этим, и в следующих материалах мы расскажем, какие аудиофичи они предлагают аудитории.