Клавирные упражнения Лан Лана. Обзор

Клавирные сочинения Баха, многие из которых признаны высшими достижениями музыкального гения, сам их создатель полагал всего лишь «клавирными упражнениями» («Klavierübung»).

LANG LANG BACH: GOLDBERG VARIATIONS

Среди многих забот Баха были обязанности педагогические. Пьесы чисто инструктивного назначения он писал для своих учеников в лейпцигской школе Св. Фомы, но, главным образом, для музыкального воспитания сыновей, а также для досуга своей жены («Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»), наконец, просто для удовольствия.

По случаю в 1741 году написана и «Ария с вариациями», вошедшая в четвертый том «Klavierübung». «Клавирные экзерсисы, состоящие из арии и различных вариаций, для клавесина с двумя мануалами сочинены Иоганном Себастьяном Бахом для развлечения ценителей музыки», – эта надпись сделана им самим на титуле партитуры; позже произведение получило название «Гольдберговских вариаций».

Сочинение имеет русские корни. «Вариации» написаны Бахом по просьбе его покровителя, русского посланника при Саксонском (Дрезденском) дворе графа Кайзерлинга. На службе у графа состоял Иоганн Готлиб Гольдберг, ученик Баха и его старшего сына Фридемана. По свидетельству Форкеля, первого биографа композитора, «граф сказал Баху, что был бы рад получить для своего Гольдберга клавирные пьесы нежного и несколько оживленного характера, чтобы они немного развлекли его в бессонные ночи». Ни один выполненный Бахом заказ не был оплачен так щедро, как этот: за «Вариации» Кайзерлинг преподнес тому золотой кубок, наполненный сотней луидоров.

32-тактовые «Арии» (взятые Бахом из вышеупомянутой «Нотной тетради А.-М. Бах») стоят в начале и конце произведения, служа обрамлением 32-х вариаций на проведенную в «Арии» линию баса; они прослоены канонами в последовательно увеличивающихся интервалах (от примы до ноны) и свободными полифоническими пьесами с постепенно усиливающимся виртуозным элементом. Развитие приводит к лирическому центру в 25-й вариации, а финальному проведению «Арии» предшествует шутливый Quadlibet на две незатейливые немецкие народные мелодии.

По словам китайского пианиста Лан Лана, «Гольдберговские вариации» – это музыкальный Эверест, который мечтают покорить многие музыканты. Дискография произведения довольно обширна. Среди ранних воплощений можно упомянуть клавесинную запись Ванды Ландовской. К «Вариациям» обращались и советские музыканты – можно вспомнить значительные работы Марии Юдиной и Григория Соколова. Вершинным же достижением следует считать легендарную запись Глена Гульда 1955 года – одну из лучших и самых влиятельных фонограмм классической музыки прошлого столетия вообще.

С самого начала «Арии» в исполнении Лан Лана и до того, как отзвучит последняя нота на второй стороне пластинки, ты ощущаешь, сколь глубоко и всесторонне эта музыка осмыслена и прочувствована интерпретатором. В игре артиста нет ни единой непродуманной, не пропущенной через сердце и фильтр самого взыскательного вкуса ноты. Пианист одухотворяет и, кажется, даже обожествляет баховский текст. И это приносит свои плоды: игру Лан Лана слушаешь, затаив дыхание, пианист как бы отключает все внешнее, концентрируя внимание слушателя на внутреннем, сущностном. Несомненно, Лан Лану удалось вписать значительную страницу в дискографию «Гольдберговских вариаций».

Самой высокой оценки достойно звучание пластинок, которое не оставляет желать лучшего.

Эту статью прочитали 3 436 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий