О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Клавирные упражнения Лан Лана. Обзор
Клавирные сочинения Баха, многие из которых признаны высшими достижениями музыкального гения, сам их создатель полагал всего лишь «клавирными упражнениями» («Klavierübung»).Среди многих забот Баха были обязанности педагогические. Пьесы чисто инструктивного назначения он писал для своих учеников в лейпцигской школе Св. Фомы, но, главным образом, для музыкального воспитания сыновей, а также для досуга своей жены («Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»), наконец, просто для удовольствия.
По случаю в 1741 году написана и «Ария с вариациями», вошедшая в четвертый том «Klavierübung». «Клавирные экзерсисы, состоящие из арии и различных вариаций, для клавесина с двумя мануалами сочинены Иоганном Себастьяном Бахом для развлечения ценителей музыки», – эта надпись сделана им самим на титуле партитуры; позже произведение получило название «Гольдберговских вариаций».
Сочинение имеет русские корни. «Вариации» написаны Бахом по просьбе его покровителя, русского посланника при Саксонском (Дрезденском) дворе графа Кайзерлинга. На службе у графа состоял Иоганн Готлиб Гольдберг, ученик Баха и его старшего сына Фридемана. По свидетельству Форкеля, первого биографа композитора, «граф сказал Баху, что был бы рад получить для своего Гольдберга клавирные пьесы нежного и несколько оживленного характера, чтобы они немного развлекли его в бессонные ночи». Ни один выполненный Бахом заказ не был оплачен так щедро, как этот: за «Вариации» Кайзерлинг преподнес тому золотой кубок, наполненный сотней луидоров.
32-тактовые «Арии» (взятые Бахом из вышеупомянутой «Нотной тетради А.-М. Бах») стоят в начале и конце произведения, служа обрамлением 32-х вариаций на проведенную в «Арии» линию баса; они прослоены канонами в последовательно увеличивающихся интервалах (от примы до ноны) и свободными полифоническими пьесами с постепенно усиливающимся виртуозным элементом. Развитие приводит к лирическому центру в 25-й вариации, а финальному проведению «Арии» предшествует шутливый Quadlibet на две незатейливые немецкие народные мелодии.
По словам китайского пианиста Лан Лана, «Гольдберговские вариации» – это музыкальный Эверест, который мечтают покорить многие музыканты. Дискография произведения довольно обширна. Среди ранних воплощений можно упомянуть клавесинную запись Ванды Ландовской. К «Вариациям» обращались и советские музыканты – можно вспомнить значительные работы Марии Юдиной и Григория Соколова. Вершинным же достижением следует считать легендарную запись Глена Гульда 1955 года – одну из лучших и самых влиятельных фонограмм классической музыки прошлого столетия вообще.
С самого начала «Арии» в исполнении Лан Лана и до того, как отзвучит последняя нота на второй стороне пластинки, ты ощущаешь, сколь глубоко и всесторонне эта музыка осмыслена и прочувствована интерпретатором. В игре артиста нет ни единой непродуманной, не пропущенной через сердце и фильтр самого взыскательного вкуса ноты. Пианист одухотворяет и, кажется, даже обожествляет баховский текст. И это приносит свои плоды: игру Лан Лана слушаешь, затаив дыхание, пианист как бы отключает все внешнее, концентрируя внимание слушателя на внутреннем, сущностном. Несомненно, Лан Лану удалось вписать значительную страницу в дискографию «Гольдберговских вариаций».
Самой высокой оценки достойно звучание пластинок, которое не оставляет желать лучшего.