Klaatu: спасибо, что они были не The Beatles!

В 1976 году случилось событие, которое почти на год запутало всех поклонников «Битлз». Дебютная работа никому не известных музыкантов, вышедшая на американском лейбле Capitol, благодаря одному журналисту оказалась в центре внимания меломанов и музыкальной прессы — и, возможно, из-за этого недополучила истинного признания. Но давайте по порядку.



Klaatu: спасибо, что они были не The Beatles!

Дебютный альбом группы Klaatu был выпущен в обложке, на которой было изображено улыбающееся солнце, восходящее над холмом, усыпанным грибами и бабочками, но на ней не было никаких указаний на имена музыкантов или продюсера. Загадка стала еще более загадочной, когда выяснилось, что никто из Capitol Records даже не встречался с группой.

Журналист Стив Смит, заинтересовавшийся релизом, внезапно сложил два и два и получил пять. В статье, вышедшей в Providence Journal, он изложил свою версию: дескать, Klaatu — это «Битлз», и что альбом этот на самом деле есть не что иное, как анонимно выпущенное продолжение битловского Revolver.

    Его «доказательства» были неубедительными; сказать точнее — высосанными из пальца. Смит руководствовался тем, что:
  • Capitol Records был американским лейблом битлов;
  • на обложке альбома Ринго Старра Goodnight Vienna барабанщик битлов был изображен в виде инопланетянина Клаату, персонажа культового фантастического фильма 1951 года «День, когда Земля остановилась» (группа и впрямь была названа в честь него);
  • название трека группы Sub-Rosa Subway пересекалось с названием альбома группы Пола Маккартни Wings
  • Red Rose Speedway.
  • ну и альбом, что греха таить, отчасти напоминал по звучанию «Битлз».

В итоге всей этой суматохи треки Sub-Rosa Subway и Calling Occupants Of Interplanetary Craft стали небольшими, но хитами, а после того, как второй из них спели The Carpenters, он попал в американский топ-40. Надо сказать, что Ричард и Карен мудро сохранили дух оригинала, приправив, впрочем, его коду вдохновенным хард-роковым гитарным соло. Тем временем журнал Rolling Stone назвал Klaatu «Ажиотажем 1977 года»; к этому моменту было продано уже более 600 000 копий альбома.

На самом же деле Klaatu представляли собой трио студийных музыкантов из Торонто. Костяк группы составляли Джон Волощук и Ди Лонг; впрочем, собственную яркую индивидуальность группа обрела после прихода в ее состав барабанщика и вокалиста Терри Дрейпера. Ни у кого из этой троицы не было сколько-нибудь значимой родословной, но все они в изобилии обладали талантами. Пока скандал набирал обороты, Klaatu находились в Англии, записывая свой второй альбом. Они очень любили свое дело и не очень — читать прессу. Они знали о возникшей вокруг них шумихе, но не придавали ей значения — возможно, прочитав в британском еженедельнике New Musical Express статью c издевательским названием «Глухой идиот-журналист распускает слухи о «Битлз». Тем временем менеджеры Capitol Records пытались развеять слухи, но их двусмысленные заявления только запутывали ситуацию. Наконец, Дуайт Дуглас, программный директор вашингтонской радиостанции WWDC проверил записи в американском Бюро регистрации авторских прав и узнал настоящие имена музыкантов…

Дальнейшая история Klaatu оказалась несколько странной. Их второй альбом, записанный с участием Лондонского симфонического оркестра, получил премию Juno как «Лучший альбом года». Лейбл Capitol даже решил заказать анимационное видео на песню A Routine Day, что превратилось в проект полнометражного мультфильма — но он так и не был выпущен. Вышедший в 1980-м альбом Endangered Species, записанный с привлечением известных студийных музыкантов, оказался провальным; лейбл в итоге от группы отказался. Выпущенный в Канаде финальный релиз, Magentalane (1981), вернул Klaatu к первоначальному саунду, но время было упущено. Расширенный до секстета состав даже отправился на гастроли, однако в апреле 1982-года Ди Лонг, который не любил выступать вживую, покинул группу. Klaatu официально распались в августе того же года.

…Группа несколько раз воссоединялась в 1980-е, 1990-е и нулевые, ненадолго, в основном выступая на ковентах своих фанатов, регулярно проходящих в Канаде. Терри Дрейпер записал несколько сольных альбомов, но, будучи человеком здравомыслящими, вернулся к своему кровельному бизнесу, которым занимался еще до начала музыкальной карьеры, а потом стал еще и ресторатором. Впрочем, музыканты продолжают следить за судьбой своего наследия: после нескольких не удовлетворявших их изданий альбомов группы на CD в 2011 году Klaatu объявили о создании собственного лейбла Klaatunes. На сегодня на нем переизданы ремастированные версии четырех альбомов.

А в истории поп-музыки канадское трио навсегда останется группой, неожиданно для самой себя подхватившей знамя ливерпульской четверки, удачно осмыслив ее наследие и в какой-то степени даже наметившей гипотетический вектор, по которому могло пойти развитие битлов… впрочем, все это досужие домыслы. Так или иначе, Klaatu сделали конец 1970-х несколько веселей и интересней, чем эти годы могли быть, и за это им огромное спасибо.

И то, что они не оказались Маккартни, Ленноном, Харрисоном и Старром, даже еще и лучше.



Рок на виниле в нашем каталоге


Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", январь 2024 г. www.salonav.com

Эту статью прочитали 1 034 раза
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий