О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Audiocore
Бренд Audiocore, созданный в 2009 году, входит в международную группу компаний World Audio Distribution, специализирующуюся на оригинальной продукции высокого уровня и инновационных решениях. Штаб-квартира World Audio Distribution находится в Риге (Латвия, ЕС). Audiocore – это комплектующие, компоненты и аксессуары со всего мира, отобранные известными инженерами звукотехниками.
Подробнее о бренде AudiocoreОбзоры товаров под маркой Audiocore (7)Официальный сайт Audiocorewww.audiocore.ru
«Киты» в океане High Fidelity. Обзор.
В стремлении предлагать потребителю товар за меньшую цену и не в ущерб качеству, мировая индустрия не вчера предложила решение, которое условно можно назвать принципом «икеи». Ну, или как-то иначе. В виде обращения производителя к потребителю принцип можно сформулировать так: мы предлагаем товар за относительно невысокую цену, но вам придется немного поработать кистью и отверткой. Другими словами, не погнушайтесь, «do it yourself»…Реализация данной модели на Hi-Fi-почве — это т. н. «киты» (Kit), DIY-наборы для сборки компонентов, подчас высокого уровня. Разумеется, инструменты в этом случае иные: паяльник, кусачки и т. д. Отношение людей к «китам» — в диапазоне от отторжения до разумного приятия. Cильным регулятором потребительских настроений здесь выступают медиа (сегодня это почти всецело интернет) и авторитет брендов. Вышеупомянутая тенденция проявляется в деятельности «Аудиомании», последовательно, в течение ряда лет работающей над снижением стоимости высококачественного звучания. Компания убеждает потребителя в том, что Hi-Fi и High End должны и обязаны быть доступнее. И, как видно, не без успеха.
В этой связи любопытно присмотреться и прислушаться к предлагаемым «Аудиоманией» наборам для самостоятельной сборки качественных акустических систем. Всего в прейскуранте компании представлены семь таких «китов» в ценовом диапазоне от 44 до 57 тыс. рублей. Сборка АС из комплектных частей не должна вызвать сложностей у людей, обладающих начальными навыками электромонтажа, тем более, что в помощь сборщику — подробная инструкция и готовые отвечать на вопросы специалисты «Аудиомании».
Как известно, уровень акустической системы определяется всеми аспектами и частями ее конструкции, но в первую очередь следует сказать о трех — о качестве инженерной разработки, динамиков и акустического оформления (корпуса). Часто в этом ряду фигурирует также качество изготовления.
На первый взгляд последнее замечание не должно иметь отношения к исследуемой теме, ведь мы говорим о наборах для самостоятельной сборки. Однако это не так. «Киты» как класс продукции могут вызывать мысли о том, что совсем не обязательно покупать готовый комплект, поскольку все можно сделать самому: подобрать динамики, рассчитать параметры акустического оформления по рекомендуемым производителем параметрам. Ну и дальше — листы MDF, ножовка, табурет… Здесь следует заметить, что качество изготовления акустической системы определяется, в первую очередь, тем, насколько аккуратно сделан ее корпус. Мне доводилось посещать производства крупнейших мировых акустических брендов в разных странах. Представители компаний предлагали самостоятельно собрать одну пару акустических систем на конвейере, в сущности, из имеющегося фирменного «кита», включающего корпус, динамики и т. д.; собранное изделие презентовали сборщику. Сам бренд ничуть не проигрывал от участия в работе случайного «гастарбайтера»: готовое изделие и выглядело и звучало ничуть не хуже тех, что тут же собирали местные специалисты. Корпуса из «китов» «Аудиомании» изготавливаются на том же рижском предприятии, откуда выходит продукция Arslab, Penaudio и ICE. Декорированные шпоном черного (тонированного) ясеня (Black Ash) кабинеты из MDF отвечают уровню изделий, производимых в Дании, Англии и других «хайфайных» державах. В домашних или гаражных условиях получить такой результат, думаю, невозможно.
Форма колонок — строгие прямоугольные призмы с минимумом геометрического «оппортунизма» (все-таки производитель и разработчики ставили перед собой цель удержать цену на довольно низком уровне). К последнему можно отнести некоторое сужение фронтальной плоскости лицевой панели за счет скосов боковых кромок стенки. Впрочем, данное решение имеет не только дизайнерский, но и технический смысл: более узкая передняя плоскость меньше провоцирует направленность звучания, а смягчение передних ребер предупреждает дифракционные переотражения. Как и в других колонках соответствующего уровня, передняя стенка «китовых» колонок — потенциальный приемник вибраций от динамиков и передатчик их в пространство комнаты — толще остальных (23 и 19 мм). Предприняты меры для армирования и демпфирования акустического оформления посредством распорок, битумных матов и звукопоглощающего материала. В задние плоскости аккуратно вклеены трубы ФИ из глянцевого пластика.
«Комплекты» разработаны лабораторией Юрия Фомина, чей высокий авторитет в соответствующей области неоспорим. Динамики всех наборов — это высококачественная продукция скандинавской марки SEAS, которая также вряд ли нуждается в развернутом представлении — эти головки явно, а подчас и неявно (под другими марками) используются во всем мире. Драйверы SEAS давно олицетворяют надежность, передовую инженерную и производственную дисциплину. Под руководством Ю. Фомина созданы АС, представляющие собой легкую нагрузку для усилителей с выходной мощностью 25–100 Вт. Импеданс громкоговорителей, как правило, не опускается ниже 7 Ом, лишь у некоторых драйверов доходит до 5 Ом. Под стать драйверам остальные комплектующие. Входные терминалы у всех колонок — винтовые WBT, фильтры Линквица-Райли на основе деталей Mundorf, Jantzen и Audiocore монтируются на платах из MDF путем навесного монтажа. Словом, все здесь укладывается в понятие «аудиофильский стандарт».
«Киты» оставляют если не простор, то уж точно немало места для творчества и экспериментов с целью тюнинга. Скажем, пространство позади динамиков можно дополнительно задемпфировать натуральной шерстью или каким-то иным материалом. Возможны альтернативы комплектным элементам фильтров, причем детали «негромких» марок могут оказаться предпочтительнее тех, что носят более звучные имена. Нетрудно превратить однопроводную колонку в двухпроводную (bi-wiring/amping).
Линейка «китов» имеет следующий вид (от условно нижнего комплекта до верхнего): KIT01, KIT01.1, KIT02, KIT02.1, KIT03, KIT04 и KIT05. Модельные ряд распадается на две части, по объему и габаритам корпусов. Для нижних четырех комплектов (KIT01, KIT01.1, KIT02 и KIT02.1) предусмотрены акустические оформления объемом 10,6 л c размерами (В х Ш х Г) 320 х 180 х 340 мм. Соответствующие параметры оставшихся трех наборов — 19 л и 370 х 220 х 370 мм. Корпуса разных размеров обусловили применение НЧ/СЧ-динамиков двух калибров: 5дюймов (125 мм) для младших АС и 6,5 дюймов (165 мм) для старших. Разумеется, все колонки двухполосные, с двумя динамиками.
Использованные в «китах» драйверы сведены в следующей таблице, в которой указана также стоимость комплектов. Хорошо видно разделение линейки продуктов на две ценовые группы, причем, стоимостные различия внутри групп незначительные.
KIT — НЧ/СЧ динамик — ВЧ динамик — цена (руб.)
KIT01 — CA15RLY (H1216-08) — 27TDC (H1149-06) — 45 424
KIT01.1 — CA15RLY (H1216-08) — 27TFF (H0831-06) — 44 383
KIT02 — ER15RLY (H1455-08) — 27TDC (H1149-06) — 45 016
KIT02.1 — ER15RLY (H1455-08) — 27TFF (H0831-06) — 44 766
KIT03 — U18RNX/P (H1571-08) — 29TFF/W (H1318-06) — 57 330
KIT04 — ER18RNX (H1456-08) — 29TFF/W (H1318-06) — 56 237
KIT05 — CA18RLY (H1217-08) — 29TFF/W (H1318-06) — 53 071
Как видно из таблицы, в разных сборках иногда фигурируют одинаковые НЧ/СЧ или ВЧ динамики; вместе с тем, пары драйверов никогда не переходят от одной сборки к другой. Так, одни и те же мидвуферы применяются в парах KIT01/KIT01.1 и KIT02/KIT02.1. Одинаковые твитеры видим в KIT01/KIT02 и KIT01.1/KIT02.1. Наконец, наборы 03, 04 и 05 экипированы одним и тем же высокочастотником. Выходит, в семи «китах» разработчик применил восемь наименований динамиков SEAS (пять НЧ/СЧ и три ВЧ).
Кратко скажу о каждой из головок. Все они относятся к актуальной серии SEAS Prestige.
Среди особенностей CA15RLY (H1216-08) — широкий частотный охват (50 Гц — 4 кГц) и 150-мм диафрагма из пропитанной бумаги. Звуковая катушка с покрытым медью алюминиевым проводом и крупный магнит гарантируют хорошую переходную характеристику, широкий подвес с центрирующей шайбой SEAS SpiderRing обуславливает значительную траекторию смещения подвижной системы с эффективной «прокачкой» воздуха, а литая металлическая корзина служит прочным основанием конструкции и минимизирует резонансы тыльной акустической волны.
В бумажную 150-мм диафрагму ER15RLY (H1455-08) производитель добавил длинные волокна тростниковой целлюлозы, причем пропитана только часть диффузора, примыкающая к подвесу. Магнит, звуковая катушка и корзина данной головки аналогичны соответствующим элементам CA15RLY. АЧХ стабильна на широком отрезке 50 Гц — 5 кГц, регистрирует максимум чувствительности (невысокий подъем) на 1 кГц. 6,5-дюймовый динамик U18RNX/P (H1571-08) спроектирован для установки в корпусах типа фазоинвертор и трансмиссионная линия. Диффузор изготовлен плетением из узких полос полипропилена. Длинная и легкая звуковая катушка с омедненным алюминиевым проводом обеспечивает значительное смещение при невысоких искажениях, а T-образный полюсный наконечник — невысокий уровень интермодуляции.
Мембрана ER18RNX (H1456-08) технологически идентична мембране динамика ER15RLY, только больше последней. Конструктивно близки также корзины, магнитные системы, подвесы и звуковые катушки головок (диаметр катушек — 26 и 39 мм). Рельеф опубликованных производителем АЧХ обоих динамиков обнаруживает плавный прирост чувствительности с максимумом в районе 1 кГц.
Диффузор CA18RLY (H1217-08) выполнен из пропитанной бумаги. Выдерживающая значительный разогрев звуковая катушка с омедненым алюминиевым проводом обеспечивает высокую номинальную мощность. Прочная металлическая корзина оптимизированной аэродинамической формы служит надежной основой элементам конструкции и вместе с центрирующей шайбой минимизирует резонансы.
В таблице сведены некоторые важные параметры использованных в наборах мидвуферов. Видно, что головки одинаковых размеров идентичны по ряду характеристик.
Твитер 27TDC (H1149-06) имеет купольный диффузор из ткани Sonotex с пропиткой (такая диафрагма нечувствительна к влажности воздуха), полимерный подвес Sonomax и задемпфированную тыловую камеру, которая позволяет проектировать низкую частоту раздела. Звуковая катушка с алюминиевым каркасом имеет отверстия для снижения шума курсирующих внутри нее воздушных потоков.
Купол 27TFF (H0831-06) сделан из Sonolex’а (у 27TDC — Sonotex). У головки более высокая кратковременная мощность, ниже компрессия на высоких амплитудах. Задемпфированная полость в полюсном наконечнике контролирует и несколько снижает частоту резонанса. Шасси твитера выполнено из пластика, армированного стекловолокном, а фронтальная часть динамика оптимизирует диаграмму направленности.
Твитером 29TFF/W (H1318-06) экипированы три верхних набора. Мембрана и подвес данной головки сделаны из Sonomex’а. Параметры данных элементов нормализованы посредством пропитки. Идущие от звуковой катушки гибкие проводники позволяют проектировать более низкую частоту раздела. Двухэлементная фронтальная пластина из эластомера выполняет функцию волновода и устраняет участие в формировании акустического поля крепежных винтов магнитной системы. Осевая АЧХ динамика регистрирует высоколинейный участок на широком частотном отрезке от 1,5 до 25 кГц.
Вот таблица ряда важных технических данных твитеров.
В рамках слуховой экспертизы семь акустических систем работали при поддержке CD-проигрывателя Atoll СD 100SE-2 и интегрированного усилителя Atoll IN300. Компоненты коммутировались кабелями Cold Ray Interconnect Line AG и ColdRay Loudspeaker Line CU. Электроника и акустические системы устанавливались на стойку и подставки Cold Ray.
Звучание «китовых» колонок оказалось лучше ожидаемого. Выяснилось, что в линейке отсутствуют аутсайдеры. АС двух групп — с корпусами и НЧ/СЧ-динамиками разных размеров — закономерно различаются по масштабу звукового изображения и параметрам баса. Внутри групп колонки демонстрировали звучание на уровне тонких, но важных оттенков музыкальной графики и колористики. Подчеркну, что звучание не различалось по принципу «хуже-лучше», и ни одна из систем не предъявила ничего, что объективно могло бы стать объектом критики.
Общее для звучания всех акустических систем — это высококачественная музыкальная сцена — прозрачная, с трехмерным объемом и ясно отображаемым сценическим сюжетом. Не припомню колонок даже за существенно более высокую цену, которые формировали столь выразительные стереообразы. Несомненны как превосходное сочетание пар динамиков во всех наборах, так и сбалансированность конструкции и звучания. Колонки звучат немного по-разному, разным людям может приглянуться та или другая модель. Вместе с тем, по итогам слуховой экспертизы я выявил своего фаворита.
Далее о звучании каждой пары.
Тональный рисунок KIT01 характеризуется приятным высветлением колорита, который характеризуется легкой прохладой, что, возможно, является следствием регистрируемого АЧХ аккуратного (около 2,5 дБ) подъема на 13-14 кГц (не нивелируется фильтрами). При прослушивании с надетыми защитными сетками эта особенность проявляется заметно слабее. Звучанию свойственна объемная, ясная и отлично детализированная музыкальная сцена с хорошо ощущаемой перспективой. Звучание KIT01 соответствует представлениям о звуковом стиле классического минимонитора ближнего поля (NFM). Это колонки кабинетного класса. Бас KIT01 не глубокий, суховатый, но хорошо структурированный, точный, отзывчивый. Несмотря на ограниченную глубину нижнего регистра, симфонический оркестр и другая музыка со значимым НЧ-содержанием передавались колонками не легковесно, с рельефным отображением микро- и макродинамического рисунка, в т. ч., в нижнем регистре — звучание KIT01 не лишено опоры.
KIT01.1 обладает более плотным и тонусным басом. В нижней середине звучанию свойственен приятный бархатистый, матовый оттенок. Тональный баланс нейтральный, отмеченная у KIT01 прохлада здесь не ощущается. Необходимо сказать о подкупающей естественности в передаче тембров и о, в целом, больших основательности и масштабе звучания. Первые два комплекта близки по рисунку и качеству музыкальной сцены.
Существенный вклад в звучание KIT02 вносит мидвуфер с диафрагмой из бумаги с волокнами камышовой целлюлозы. Драйвер определяет музыкальный стиль данной пары. Полоса, формируемая НЧ/СЧ-головкой, безупречно смыкается с частотным отрезком твитера, словно в колонке играют не два динамика, а один, широкополосный. Звучание KIT02 очень гармоничное, прекрасно детализированное и естественное. Тональный баланс близок к нейтральному.
Хотя пара KIT02.1 оснащена тем же НЧ/СЧ-динамиком, что и KIT02, ее звучание характеризуется приростом разрешения в нижнем и среднем регистрах, что, по-видимому, обеспечено кроссовером. В этом случае также можно констатировать живую музыкальную экспрессию, высокую прозрачность и ясность звукового изображения. Колонки прорисовывают динамический рельеф и тембровые краски изысканно и пластично, демонстрируют, пожалуй, оптимальный в данной группе «китов» баланс между звуковым анализом (представление деталей) и синтезом (общее музыкально-эстетическое пространство).
Колонки второй группы с более крупными корпусами и вуферами демонстрируют звучание более масштабное и басовитое. Рафинированные, точные и воздушные высокие частоты у KIT03 — следствие примененного здесь (а также в KIT04/05) твитера. Тональный баланс KIT03 очень ровный. Звучание можно аттестовать как инструментальное, точное, но без стерильности. Следствием этого, как мне кажется, является то, что наряду с такими достоинствами, как корректность, точность и строгость, звучанию недостает индивидуальности. Известно, правда, что такой набор качеств желателен для некоторых аудиофилов. Очень приятное впечатление произвел звуковой и музыкальный баланс акустических систем KIT04. Можно констатировать очень высокое качество представления всего аудиодиапазона, в первую очередь — среднего регистра, в котором совершенно не прослушиваются синтетические примеси (что встречается довольно редко даже в значительно более дорогой продукции). Колонкам можно поставить высший балл за вовлеченность и естественность представления любой музыки, главным образом, не электронной. KIT04 — фаворит автора настоящего обзора.
По звуковому стилю KIT05 располагается между KIT03 и KIT04. Эта пара превосходит KIT03 по живой музыкальной экспрессии, но и несколько проигрывает KIT04 по вовлеченности. Этот баланс между чувством и интеллектом многие признают оптимальным. На месте базовые качества, присущие всем комплектам: очень высокое качество музыкальной сцены, точность, строгость, широкий динамический диапазон.
Несколько слов о музыкально-жанровой специализации акустических систем. Как всегда бывает в случае компактных мониторных колонок высокого уровня (а именно таковые фигурируют в данном обзоре), их музыкальный репертуар ограничивается лишь типом компонента (полочная или минимониторная АС). Двухполосники, предназначенные для установки на подставках, объективно уступают напольным — в первую очередь трех- и более полосным — «коллегам» по глубине баса и динамике. Из сказанного следует, что из репертуара двухполосников частично выпадают некоторые музыкальные стили, например, тяжелые формы рока, записи большого соборного органа, крупных симфонических сочинений и некоторых других. Однако выпадают, подчеркиваю, именно частично: я не считаю, что «киты» — даже начальной группы — не способны выразительно преподносить симфоническую или органную музыку. Подавляющая часть музыки им под силу. Наибольшее впечатление произвело на меня, то, как колонки передают т. н. акустическую музыку, исполняемую на музыкальных инструментах классического семейства. Для себя я давно вывел правило: компоненты, успешно выполняющие сложные задачи, закономерно справятся с задачами менее сложными.
Всем рассмотренным «китам» свойственны солидный инженерный уровень, сбалансированность конструкций, высокое качество всех комплектующих — динамиков, корпусов, элементов кроссовера и т. д., — и, наконец, высокий музыкальный и аудиофильский потенциал. В активе на редкость привлекательное соотношение цена/качество. Как классифицировать эту продукцию: относить ее к Hi-Fi или к High End? Как известно, помимо звучания в High End есть другие не менее важные атрибуты. Это и оригинальный дизайн, и подчас премиальная отделка, и технологические ноу-хау (которые, правда, не всегда убедительны), и специфическая ментальная среда… Ну и, конечно, никакого DIY. Все это неотъемлемые черты High End, и это не может стоить дешево. Что мы видим в наборах, предлагаемых «Аудиоманией»? Классические решения и высококачественные комплектующие без технологических изысков и претензий на уникальность, декор качественный, но без излишеств, добротный труд разработчика... Но главное — это превосходное звучание. Так что исследованные «киты» следует отнести скорее к Hi-Fi. Но это Hi-Fi высококлассный, как говорится, Hi-Fi «без дураков».
Выше я упоминул о разном отношении к DIY — от отторжения до разумного приятия. Заключая обзор, можно констатировать, что «Аудиомания» предъявила веские аргументы в пользу не только разумного приятия, но и очевидного предпочтения соответствующей продукции.
Автор текста Артем Аватинян.
Отлично подойдёт любой из рассматриваемых вами вариантов.
Источником будет ПК. Музыка преимущественно электронная. От спокойной до самой что ни на есть :) Но на небольшой громкости.
Много работаю за компьютером, а основная система в другой комнате. Появилась идея использовать один из данных китов в паре с компактным усилителем и встроенным ЦАПом.
Спасибо.