О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Камера обскура: четыре новых альбома с классикой
Давайте поговорим о камерном жанре. Трио, квартет, квинтет — вот это все. Весна 2019-го принесла много прекрасного в этом поле: канонический квинтет Шостаковича, единственную запись Евгения Кисина с Emerson String Quartet, a также совсем не камерного, раблезианского Брукнера.
Камерная музыка считается самым трудным жанром, причем для всех. Композитору приходится изобретать что-то, чтоб получился плотный текст для малого количества инструментов. Музыкантам — играть идеально и на пределе, поскольку спрятаться не за кем. Слушателю — следить за всеми линиями, ибо тут каждая нота — как слово в коротком рассказе. Зато в этом жанре рождаются настоящие шедевры.
Evgeny Kissin & Emerson String Quartet «The New York Concert. Mozart, Faure, Dvorak»
Проект с интригой: запись единственного концерта в Карнеги-холле пианиста Евгения Кисина и Emerson String Quartet. Первый — бывший советский вундеркинд, а ныне просто мировая звезда, виртуоз и так далее; вторые — из главных мировых камерных коллективов. Они никогда не работали вместе, а в прошлом году, так сказать, «доросли» друг до друга или, скорее, срослись.
Нужно заметить, что Кисин вообще очень редко играет камерный репертуар и участвует в камерных составах. Так что его «туса» с «эмерсонами» — это событие уже на уровне идеи. Концерт пятерых в гигантском зале удался: по отзыву обозревателя The New York Times от энергии музыкантов у зала «сорвало крышу».
Теперь мы можем послушать его в записи, насладиться красивейшими произведениями Моцарта (Первый фортепианный квартет соль-минор), Форе (Первый фортепианный квартет до-минор) и Дворжака (Фортепианный квинтет №2 Ля-мажор). На бис — изюминка, «Скерцо» из Фортепианного квинтета соль-минор Шостаковича.
В интервью музыканты «Эмерсона» говорили, что сразу нашли какую-то особую химию взаимодействия с пианистом. А Кисин прямо-таки блистает, музыкант-феномен: как был светлым вундеркиндом, так им и остался.
Artemis Quartet, Elizabeth Leonskaja «Shostakovich: String Quartets Nos 5, 7 & Piano Quintet»
Продолжая тему «звездный квартет плюс звездный пианист». Это, врать не буду, не новый альбом — вышел он 15 марта. Но в наши обзоры не попадал по концептуальным причинам. А пропустить его было бы не правильно.
Грандиозная работа знаменитого своей виртуозностью, качеством, перфекционизмом — и так далее — коллектива Artemis Quartet и их давней соратницы, выдающейся пианистки русского происхождения Елизаветы Леонской. Она — патриарх (матриарх?) русской фортепианной школы, и именно ей, между прочим, сам Иосиф Бродский посвятил стихотворение с таким финалом: «Чем пластинка черней, тем ее доиграть невозможней».
Шостакович — нервный, мятущийся, совершенно космополитичный и абсолютно русский. Вышеупомянутый соль-минорный фортепианный квинтет начинается ударно-бравурной фразой фортепиано, которая все накручивается и никак ни во что не разрешается — как страх Шостаковича перед советской властью и как бы предчувствие кошмарного будущего мира.
Триумфальная премьера Квинтета прошла в 1940 году с квартетом имени Бородина и самим Шостаковичем за роялем. Кроме того, здесь — непохожие друг на друга выдающиеся Пятый и Седьмой квартеты, а также более поздние сочинения (1952 и 1960 годов, соответственно).
Belcea Quartet «Janáček & Ligeti Quartets»
Английский струнный квартет под руководством скрипачки румынского происхождения Корины Белчи — опять-таки, один из самых крутых камерных коллективов в мире. В середине 90-х были очень амбициозными молодыми людьми — эдакие виртуозы, которые все могут — хоть современное, хоть все квартеты Бетховена. Здесь играют квартеты европейских композиторов двадцатого века, а именно чеха Леоша Яначека и венгра Дьордя Лигети.
Два квартета Яначека — ускользающе-прекрасная мелодика, фольклор плюс модернизм, создающие щемящую атмосферу. Квартет «Крейцерова соната» вдохновлен, конечно же, одноименным рассказом Льва Толстого. Сочинение Лигети (написано композитором еще в Венгрии, до эмиграции в Австрию) — штука, конечно, пожестче. Ну это же Лигети — его произведения в фильмах Стенли Кубрика все слышали.
В этом конкретном квартете, который играется одним куском без пауз, но насчитывает 17 (!) частей, Лигети, как считал он сам, продолжает идеи камерной музыки другого великого венгра, Белы Бартока — меломаны даже дали произведению странно-лестное прозвище «Седьмой квартет Бартока».
Стоит сказать, что Belcea Quartet прекрасно понимают с какой преемственностью имеют дело, поскольку более десяти лет назад записали двойной CD со всеми квартетами Бартока, и профильная критика приняла его с восторгом. Впрочем, и новый диск уже начинает собирать похвалы.
Münchner Philharmoniker & Valery Gergiev «Anton Bruckner: Symphony No. 8»
Сравнение классических произведений крупной формы с архитектурой ужасно банально, но невозможно отделаться от мысли, что Восьмая симфония Антона Брукнера — это эдакая «Саграда Фамилия» композитора.
Монументальное амбициозное произведение, которое композитор сочинял после оглушительного успеха Седьмой — уже практически в статусе гения. Симфония существует в трех версиях, на этой же записи — та, что считается наиболее «родной», редакция музыковеда Леопольда Новака.
Специалисты говорят, что у Валерия Гергиева Брукнер — «свой», что питерский дирижер с мировым именем несколько вольно обходится с темпами и акцентами. Но это — Гергиев, ему все можно.
А произведение прекрасное, тут прихотливо перемежаются совершенно противоположные мотивы: пышные и минималистичные до тишины, пасторальные и резко-угловатые, романтика, пафос и грандиозный плавный хорал в третьей части.
Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", май 2019 г. www.stereo.ru