Какой будет инди-музыка, если «мейджоры» контролируют дистрибуцию и онлайн-витрины

Если говорить точнее, интернет-витринами и стриминговыми сервисами владеют технологические компании, однако они уже мало чем отличаются от крупнейших лейблов и считаются их полноправными конкурентами в музыкальной индустрии. В предыдущих материалах мы говорили о том, как все эти структуры вновь замыкают на себе бизнес-процессы — скупают инди-дистрибуторов и выстраивают собственные маркетинговые отделы для авторов и исполнителей, сотрудничающих со стримерами и лейблами на эксклюзивной основе. Сегодня продолжаем рассуждать, какие опции для развития в этом контексте остаются у независимых авторов и исполнителей, а главное — говорим о том, кого относить к их числу.



Европейские торговые развалы с виниловыми пластинками, на картонке написан ценник в 1 евро

Есть ли инди

Независимая дистрибуция музыки — не тот бизнес, который можно реализовать «в гараже» и заработать миллионы. Он не обладает высокой маржинальностью, а строить его нужно в атмосфере жесточайшей конкуренции. Поэтому большая часть инди-дистрибуторов видит будущее в кооперации с крупными лейблами, медиахолдингами или технологическими платформами. Даже если независимый игрок добивается существенных успехов в дистрибуции, он зачастую расширяет скоуп до функциональных возможностей и задач полноценного лейбла, чтобы открыть для себя дополнительные опции заработка и повысить уровень прибыли.

За счет сделок на этом рынке и цифровизации индустрии меняется само понятие независимой музыки. Одни считают, что инди-авторы должны обладать всеми правами на свои произведения, а другие убеждены, что им стоит не иметь дела с крупными лейблами, чтобы сохранить независимость. Третьи — просят сторонников инди-движения совмещать оба подхода.

Однако понять, как много музыкантов действительно соблюдают хотя бы одно из этих условий, весьма затруднительно. Такой статистики нет, да и данные по прослушиваниям на Спотифай, о которых мы говорили в прошлый раз, не отображают реальной картины происходящего на уровне отдельных авторов и исполнителей. Поэтому появляются новые трактовки инди-музыки.

Есть мнение

Альтернативный взгляд на определение независимых композиторов и музыкантов, предлагает шесть принципов, которым они должны следовать в своем подходе к ведению дел:

  • Контролировать данные, метаданные и аналитику прослушиваний.

  • Знать, каким образом формируются их доходы от творческой деятельности.

  • Понимать, как и за счет чего третьи лица и организации зарабатывают на этом.

  • Иметь возможность выбора дистрибутора и понимать, какие услуги он оказывает.

  • Изучать трансформацию музыкальной индустрии и новые бизнес-модели.

  • Обладать независимостью с точки зрения принятия творческих решений.

Музыкант за электронными клавишными

Подобная система координат расширяет понятие независимой музыки и уводит ее от простых ограничений к многофакторной системе оценки. В ней невозможно сразу выбить сто из ста баллов по каждому пункту, однако можно постепенно двигаться в этом направлении. Главное, что получает музыкант, стремящийся таким образом к независимости, это свобода выбора и возможность принимать самостоятельные решения относительно карьеры и будущего.

Сегодня мало кого можно завлечь многолетним контрактом с лейблом, предлагающим непонятные условия и незначительные выплаты. Наоборот, гораздо привлекательным выглядит самостоятельное развитие — продвижение, публикация треков и концертные туры за свой счет, но с полным контролем над происходящим, правами и заработком. Конечно же, этот подход не подразумевает легкой прогулки, но и ограничений тут практически нет: хотите — записывайте и распространяйте пластинки сами, либо заливайте все на Ютуб и берите деньги исключительно за выступления. Совмещать с эксклюзивами для стриминговых платформ тоже можно — решение об этом и о том, на какие задачи направить силы должны принимать сами авторы и исполнители. К счастью, мнение вышестоящих структур уже не являются определяющим. Но существенную роль все-таки играет то, как умело музыканты взаимодействуют со своей аудиторией.

Маркетинг

Не стоит думать, что независимая музыка каким-то образом нанесет ущерб интересам лейблов, корпораций и стриминговых площадок. Наоборот, инди-творчество все в большей степени походит предпринимательскую деятельность, а значит риски — вместе со всеми затратами на ранних этапах развития карьеры — музыканты берут на себя. Для более крупных игроков это возможность освободиться от обязательств, сократить штат сотрудников и объем инвестиций в молодых артистов, которые не определились со стилем, аудиторией и планами на жизнь.

Именно поэтому инди-сегмент не угаснет, а трансформируется вместе с преобразованием «верхушки айсберга» и скорее всего в ее интересах. Как будет продвигаться этот процесс, обсудим в следующих материалах в нашем Мире Hi-Fi.
Эту статью прочитали 3 042 раза
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий