О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2577Музыкальные и кинообзоры623Глоссарий
Как выбрать проекционный экран, статья. Портал "www.hifinews.ru"
Современные проекционные экраны это уже далеко не простыня на стене. И не смотря на то, что это не сложная электронная аппаратура, новички могут быть обескуражены количеством критериев, которые необходимо учесть при его выборе. "Ну, белый… висит на стене… что еще?" Оказывается, "еще" - это с полдюжины дополнительных критериев. Попробуем разобраться во всем этом многообразии.Яркая лампа проектора позволит сформировать изображение приемлемого качества на любой светлой поверхности - от белой стены до светлых обоев с ненавязчивым рисунком. Но если речь идет не об арт-инсталляции или рекламной задумке и хочется получить от проектора все, на что он способен, то лучше воспользоваться проекционным экраном.
Современные проекционные экраны это уже далеко не простыня на стене. И не смотря на то, что это не сложная электронная аппаратура, новички могут быть обескуражены количеством критериев, которые необходимо учесть при его выборе. "Ну, белый… висит на стене… что еще?" Оказывается, "еще" - это с полдюжины дополнительных критериев. Попробуем разобраться во всем этом многообразии.
Стационарные и мобильные
В первую очередь необходимо решить - будет ли экран установлен на одном месте раз и навсегда или он необходим для просмотра в разных помещениях. Если предполагается использовать экран в разных классах или аудиториях, кабинетах или презентационных - выбор мобильного решения будет предопределен. А это значит, что важными характеристиками экрана станут такие как вес конструкции, габариты в сложенном виде, удобство складывания-раскладывания. Возможно, эти характеристики и не выйдут на первое место, но то, что удельный вес указанных критериев выбора повысится - бесспорно. При выборе стационарной модели, нас не будут отвлекать эти параметры и на первом плане останется качество изображения.
Следует обратить внимание на то, что выбирая наименьший вес мобильного варианта, не стоит забывать о жесткости и устойчивости, а удобный и надежно фиксирующий в развернутом состоянии механизм - не слишком увеличивать габариты и тот же вес. Если заранее неизвестно, в каких помещениях придется мобильный экран разворачивать, то нужно подумать и о стойке, на которую его можно будет повесить. Обычно мобильный экран сворачивается горизонтально в тубус, служащий отвесом для его натяжения при подвесе. Есть и такие конструкции мобильных экранов, которые в развернутом состоянии сразу можно устанавливать на столе или на полу. В экранах такого типа, полотно сворачивается по вертикали в один из тубусов, служащих стойкой. Второй тубус-стойка содержит в себе механизм натяжения полотна, удерживающий экран от самопроизвольного сворачивания.
Есть простое правило надежности: чем меньше движущихся частей, тем надежнее. И если условия позволяют установить экран в помещении стационарно, то желательно так и поступить.
Варианты конструкций
О конструкциях мобильных экранов мы уже упомянули. В основном это сворачиваемые в тубус (вертикально или горизонтально) модели, которые удерживаются в развернутом положении гравитацией, пружинами или специальными механизмами. Они могут быть подвешены на стены, на специальные стойки или содержать опоры в своей конструкции.
Стационарные модели могут быть двух основных типов: сворачиваемые и зафиксированные в предварительно натянутом состоянии. Экраны первого типа напоминают мобильные варианты, но ввиду своей стационарности имеют некоторые особенности. Крепиться они могут как к стенам, так и потолкам. Разворачиваются как вручную, так и с помощью электроприводов - моторизированные варианты. Вес конструкции не так критичен, как в мобильном варианте, и удержать полотно экрана максимально плоским легче. Если два противоположных края экрана зафиксированы тубусом и планкой, то края, оставшиеся свободными, удержать ровными сложнее. После многочисленных сворачиваний, края недорогого экрана могут несколько растянуться и принять волнообразную форму. Растянуть "вытянутое" таким образом полотно легким мобильным тубусом сложнее, чем в стационарном варианте.
Если позволяет интерьер помещения, то лучшим решением будет установить "постоянный" экран - который не снимают и не сворачивают. Полотно такого экрана натягивается на специальную раму, что гарантирует абсолютную плоскостность и натяг на протяжении всего срока службы. Разнообразие конструкций, материалов и цветов рамы позволит вписать такой экран в любой интерьер. Для обратной проекции такой экран в большинстве случаев будет единственно возможным решением.
Направление проецирования
Кроме привычного всем прямого проецирования, когда проектор и зрители расположены по одну сторону экрана, применяется и обратная или рир-проекция (rear projection). В обратной проекции проектор расположен позади экрана, работающего на просвет. Именно на таком принципе работают привычные проекционные телевизоры или новые лазерные. Выбирая экран, необходимо учитывать для какого вида проекции он будет использоваться. Если для прямого проецирования экран может быть абсолютно непрозрачен и работать на отражение, то для обратной проекции используется другой тип полотна. Нельзя сказать, что во втором случае используется прозрачный экран - при полной прозрачности мы бы просто не увидели на нем изображения. Качественный экран для рир-проекции наоборот - чем темнее выглядит, тем лучше. Это позволяет получить яркое и контрастное изображение даже в менее затененных помещениях.
Сложность случая обратной проекции заключается в том, что позади экрана должно быть достаточно места для размещения проектора. Да еще и на необходимом от экрана расстоянии - для формирования изображения необходимого размера. Обычно это небольшая смежная затемненная комнатка, с проемом в стене, затянутым просветным проекционным экраном.
Не так давно появились экраны, поддерживающие оба типа проекции одновременно. Позиционируются они как "экраны с обзором в 360 градусов" и больше подходят для рекламных целей на выставках, чем для постоянного использования в офисе или дома. Ведь с одной из сторон изображение будет зеркальным, что не всегда приемлемо.
Формат и размеры
Проекционные экраны появились задолго до появления видеопроекторов - еще на заре рождения кинематографа. И это привело к такому разнообразию соотношения их сторон.
- Квадратный формат 1:1. Универсальный формат, позволяющий проецировать изображения, ориентированные как горизонтально, так и вертикально. На такие экраны проецировали фото-слайды, крепившиеся в квадратные рамки.
- Фото формат 3:2 (1,5:1). Как видно из названия, формат экрана соответствовал стандартному формату фотокадра.
- Видео формат 4:3 (1,33:1). Формат привычного телевизионного кадра стандартной четкости SDTV.
- Широкий формат 16:9 (1,78:1). Новый формат телевидения высокой четкости HDTV.
- Широкоэкранный формат 1,85:1. Распространенный формат художественных кинофильмов.
- Кинематографический формат 2,35:1. Самый широкий формат в кино, шире только в панорамных кинотеатрах.
Применительно к видео проекции имеет смысл говорить только о трех форматах - 1:1, 4:3 и 16:9. Более того, большинство современных видео проекторов не рассчитано на установку боком - нарушаются режимы теплообмена мощных проекционных ламп. Да и обычное видео, сформированное "вертикальным кадром", вряд ли где можно найти. Чаще всего это специальные рекламные или шоу-проекты, иногда - информационные табло. А значит, если экран нам нужен только для воспроизведения обычного видео, SD или HD, то остается выбрать между форматами 4:3 и 16:9.
Обычно, в таких случаях рекомендуют формат 4:3 как наиболее универсальный. "На экране формата 4:3 всегда можно отобразить изображение форматом 16:9, заполнив экран по ширине. А если у вас сворачиваемый экран, то его можно развернуть именно настолько, сколько необходимо для воспроизведения конкретного формата". Аргументы не бесспорные. Во-первых, если выровнять форматы по ширине, то размер отдельного пикселя SD увеличится в 2,67 раза относительно пикселя в формате HD. В случае выравнивания по высоте, увеличение составит всего в 1,88 раза. А ведь чем крупнее пиксель на экране, тем больше вероятность проявления зернистости картинки. Во-вторых, удержать мобильный экран развернутым не до конца - надо постараться. Если же экран стационарный и легко принимает любое промежуточное положение, то все равно придется приподнимать оптическую ось проектора в HD-режиме. Более разумным видится такое решение: выбирать формат экрана по основному формату проектора. Сам же формат лучше выбрать таким, чтобы он соответствовал вашим потребностям: 16:9 - если в основном предполагается просмотр широкоформатного видео (фильмы или HDTV) и 4:3 - если основным будет телевизионный формат.
Прим. авт.
Размер проекционного экрана обычно выбирают таким, чтобы ширина его была не больше половины расстояния от экрана до зрителя. Если в качестве источника сигнала выступает видео стандартного качества и есть опасения, что пикселизация изображения будет слишком заметной, то можно воспользоваться "правилом трех диагоналей" - размер диагонали экрана должен быть втрое меньше, чем расстояние от экрана до зрителей.
Матовые и глянцевые
Какой тип покрытия предпочесть? Экраны с матовым покрытием дают равномерное диффузионное рассеивание падающего на него света. Изображение хорошо видно под любым углом, экран освещен более равномерно. Такие экраны проще, дешевле и более универсальны.
Глянцевые экраны бывают зеркальными и обратного отражения (световозвращающие). Первые действуют как обычное зеркало: угол падения луча равен углу его отражения. Проектор располагается под потолком, а изображение отражается экраном вниз, к зрителям. Световозвращающее покрытие содержит отражающие микросферы. Отраженный луч возвращается в ту же точку, откуда был направлен на экран - проектор располагается на полочке перед зрителями. Оба типа покрытий приводят к уменьшению углов комфортного просмотра и увеличению неравномерности освещенности экрана. Взамен мы получаем более яркое и контрастное изображение, да такое, что говорят о коэффициенте усиления света экраном.
Подготовлено по материалам портала "www.hifinews.ru", август 2010 г. www.hifinews.ru