О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Как выбрать домашний театр для фильмов и музыки, статья. Портал "www.hifinews.ru"
Выбор аудиокомпонентов относится к одной из наиболее сложных задач, с которыми приходится сталкиваться любителям домашних театров. На первый взгляд кажется очевидным, что если купить высококачественные компоненты, они одинаково хорошо будут звучать и при прослушивании музыки и просмотре фильмов. И это, в целом, действительно так. Более качественная система будет более достоверно воспроизводить подаваемые на вход звуковые сигналы, независимо от источника. И, все же, не всегда все так просто.Выбор аудиокомпонентов относится к одной из наиболее сложных задач, с которыми приходится сталкиваться любителям домашних театров. На первый взгляд кажется очевидным, что если купить высококачественные компоненты, они одинаково хорошо будут звучать и при прослушивании музыки и просмотре фильмов. И это, в целом, действительно так. Более качественная система будет более достоверно воспроизводить подаваемые на вход звуковые сигналы, независимо от источника. И, все же, не всегда все так просто.
Первым делом нужно выяснить, что для вас важнее в домашнем театре: музыка или кино. Естественно, самое время подумать об этом до покупки системы. Ответьте себе на несколько вопросов:
- Вы и ваша семья чаще слушаете музыку или смотрите фильмы?
- Вы слушаете музыку, как фон в процессе работы или любите посидеть перед колонками, погрузившись в звуковую ауру?
- Есть еще и эстетические соображения относительно предпочтительного дизайна модели и ее соответствия интерьеру.
- В какой степени эти факторы влияют на ваше решение о покупке? Будьте объективны. Если вы меломан, у которого не хватает времени, чтобы слушать музыку, но ваша семья будет ежедневно использовать аудиосистему при просмотре ТВ и кино, стоит соответствующим образом планировать и покупку.
Да здравствуют различия!
Некоторые люди спешат заявить, что хороший звук это хороший звук, и точка. Действительно ли, что, в целом, требования к звучанию музыки и фильмов разные? И да, и нет. Самые лучшие музыкальные записи и саундтреки к фильмам имеют аналогичные требования к акустическим системам, такие как широкий динамический диапазон, тембральная верность и пространственные характеристики, чтобы воссоздать естественное объемное звучание. Тем не менее, аудио сигналы фильмов и музыкальных записей действительно отличаются в том, как они записываются и обрабатываются в студии, как выравниваются частотные характеристики.
Для начала, современные фильмы отличаются практически неограниченным динамическим диапазоном; диалог подмешивается к центральному каналу, тыловые эффекты могут быть обволакивающими или направленными, чрезвычайно высокими могут быть требования к глубине басов. Почти каждый фильм, выпущенный за последние 20 лет поддерживают многоканальный звук.
С другой стороны, большая часть музыкальных записей динамически сжимается, и глубокие басовые эффекты могут пропадать. В домашнем кинотеатре основная задача сабвуфера заключается в воспроизведении потрясающих помещение низкочастотных эффектов. При воспроизведении музыки сабфуфер должен обеспечивать точные легко настраиваемые басы, которые прекрасно сочетаются с остальными колонками. И, в то же время, чрезвычайно мало новых музыкальных записей доступных в оригинальной многоканальной записи, стерео по-прежнему правит балом в музыкальном мире. Чтобы получить чрезвычайно убедительную визуализацию и фокусировку источников звука, глубину звуковой сцены всего из двух колонок, они должны быть образцово сконструированы.
Широкий динамический диапазон саундтреков к фильмам требует потенциально возможной повышенной громкости. Производители акустики и электроники считают, что покупатели домашних театров, как правило, любят звук погромче в кино, чем при прослушивании музыки. Это повышает требования к источнику питания для домашнего театра ориентированного на музыкальную загрузку. Для домашнего кинотеатра, звук играет вспомогательную роль, так видео и экранные эффекты способны захватить львиную долю вашего внимания, поэтому вы можете пропустить или не замечать мелкие звуковые недостатки. Но способность музыкальной системы увлечь слушателя зависит в первую очередь от качества звука, поэтому очевидно, что в этом случае тональная верность и звуковая целостность гораздо более важны.
Различия в требованиях к аудиосистемам для воспроизведения музыки и фильмов приведены для того, чтобы помочь при выборе домашнего театра, который, понятное дело, будет у большинства пользователей выполнять роль и музыкального центра, и акустической системы домашнего кинотеатра. Необходимо лишь учесть первоочередную задачу для вашей покупки при воспроизведении звука.
Размер имеет значение
Прежде чем выбирать колонки или электронику для аудиосистемы, внимательно осмотрите вашу комнату. Если он большая, скажем порядка 2500 кубических футов или больше, и вы жаждете полномасштабного звукового восприятия при воспроизведении фильмов и прослушивании музыки, можно подумать о покупке полноразмерной многоканальной акустики с отдельным аудио усилителем, вместо встроенного в аудио/видео ресивер. Большие напольные колонки могут выдавать значительную звуковую мощность, как правило, играют они громче и с меньшими искажениями, чем маленькие мониторы, даже те, которые используются совместно с сабвуфером. Они звучат мощнее и более динамично, чем комплекты из сателлитов и сабвуфера. В тщательно разработанных трехполосных колонках низкие, средние и высокие частоты звука более органично объединяются в целостную звуковую картину, что редко можно встретить в комплекте акустики с отдельным сабвуфером. И даже если вы будете лишь несколько раз в год на полную катушку использовать возможности такой акустики, чтобы произвести впечатление на своих приятелей, приятно, когда есть такая возможность. Я полагаю, что это аналогично покупке автомобиля Porsche для ежедневных поездок. Хотя вы и редко разгоняетесь свыше 80 миль в час, хорошо, когда есть возможность ускориться до 180. Такая возможность не из дешевых и в автомобилях, и в аудиотехнике.
Mark Casavant, вице-президент по разработке компании Klipsch Group заявляет о необходимости в больших помещениях большого запаса по мощности и / или очень эффективных динамиков. «Если Вы хотите получить пиковый уровень звука в меcте прослушивания 105 децибел (опорный уровень саундтреков) при объеме помещения более 3000 кубических футов, потребуется очень производительная система", сказал он, отметив, что требования, предъявляемые к сабвуферам в больших помещениях также могут быть экстремальными. Есть смысл подумать о двух или более сабвуферах. Casavant считает, эффекты объемного звучания могут быть довольно тонкими, и несколько сабвуферов помогут лучше их прочувствовать.
Если вы очень любите кино, от размера помещения будет зависеть насколько большие колонки придется купить для системы объемного звучания. Для большого пространства могут понадобиться дополнительные тыловые колонки, чтобы лучше заполнить комнату звуком, хотя, возможно, последние усовершенствованные режимы объемного звучания, подобные Dolby Pro Logic IIz или Audyssey DSX и не требуют дополнительных источников звука.
На первый взгляд производители громкоговорителей заинтересованы в продвижении более многоканальных аудиосистем. Когда я спросил Casavant, какие системы домашних театров, 7.1 или 9.1-канальные, предпочитают покупатели, он, как и другие производители аудиоколонок, заявил, что основной объем продаж составляют 5.1 канальные системы. Ни один представитель не рекомендовал семь или более канальные системы для относительно небольших помещений.
С другой стороны, в небольшой комнате вам никогда не придется почувствовать буквально потрясающую мощь, система из небольших сателлитов, сабвуфера и приличного среднего ценового уровня аудио/видео ресивера должна быть адекватной как для домашнего кинотеатра, так и для музыки. Таким образом, размер помещения и объем возможностей взаимосвязаны между собой и должны быть увязаны с производительностью и стоимостью вашей системы. Большие помещения позволяют использовать в них системы с более высокими потенциальными возможностями, в сравнении с системами для небольших помещений, обладающих умеренной ценой и потенциалом.
Ценовой баланс вашей акустики
Не удивительно, что выбор колонок с предпочтением для музыки или фильмов, пожалуй, самый важный момент при выборе системы домашнего театра. Старший вице-президент Definitive Technology Пол DiComo сказал, что, по их обследованиям, даже когда люди говорят, что они будут смотреть фильмы 80 процентов времени, они обращают внимание и на музыкальные возможности своей будущей системы. Но даже при выборе самых лучших аудиоколонок придется пойти на неизбежные компромиссы. При этом проблемы тонального баланса и плоской АЧХ, как правило, более актуальны для ориентированных на прослушивание музыки покупателей.
Если вы в первую очередь собираетесь использовать домашний кинотеатр для просмотра фильмов, подумайте о покупке более дорогой колонки для центрального канала, выберите ту, которая по тембру согласована с остальными колонками. Если вас больше волнует музыка, вложите больше денег в передние левую и правую колонки. А, если вы только временами смотрите фильмы, можете подумать об отказе от сабвуфера и использовании широкополосных напольных колонок.
Как только вы определите, что вам нужно, не делайте ошибку выбирая покупки лишь по бренду производителя. Некоторые люди, справедливо или нет, связывают аппаратуру отдельных производителей больше с фильмами или музыкой. Но выбор конкретной модели немаловажен даже среди ассортимента одной компании.
Вот гипотетический комплект музыкальной акустики от Definitive Technology. Я бы выбрал башенные колонки BP-8080ST ($ 1499 каждая), которые имеют встроенные сабвуферы. В качестве небольшой центральной колонки CS-8040HD ($ 499), и пару Promonitor 800 для объемного звучания ($ 145 каждая).
Для более ориентированной на кинотеатр системы, по примерно одинаковой стоимости, подойдет следующий комплект. Намного меньшие напольные колонки BP-8020ST ($ 599 каждая), центральная колонка со встроенным сабвуфером CS-8060HD ($ 699); SR-8080BP для объемного звучания ($ 349 каждая) и сабвуфер SuperCube 1 ($ 1199).
Цены на эти две системы Def Tech довольно близки, но звук каждой из них тяготеет к домашнему кинотеатру или музыкальной системе. В бюджетной музыкальной системе уделяется большее внимание передней стерео паре и меньше внимания уделяется центру и тыловым колонкам. В этом примере колонки, именно, Definitive Technology взяты совершенно произвольно. Вы можете таким же образом подобрать комплекты для фильмов и музыки у любого производителя.
Тем не менее, я обнаружил, что колонки Klipsch особенно хорошо подходят для домашнего кинотеатра, основываясь на моем опыте общения с их акустическими системами THX Ultra2, Reference RF-83 и многими другими. Одной из основных причин этого являются их динамики. Колонки Klipsch оснащены рупорными динамиками, которые отличаются повышенной чувствительностью и удивительным динамическим диапазоном. Поэтому они отлично подходят для воспроизведения обладающих широким динамическим диапазоном саундреков фильмов. Рупоры, конечно, используются практически во всех кинотеатрах, но не все обладают необходимой чувствительностью и направленностью излучения.
Бас в вашем помещении
Герметичная конструкция сабвуфера, как правило, обладает превосходными характеристикам, лучшими, чем портированная (с отверстием фазоинвертора). Портированные фазоинверторы часто настроены так, чтобы производить более впечатляющий бас за счет настоящей глубины во всем НЧ диапазоне. Такие конструктивные компромиссы, как правило, делают герметичные сабвуферы более предпочтительными для аудиофилов, которые ценят (я надеюсь) настоящий бас. Но есть еще много особенностей в конструкции хорошего сабвуфера. Самый лучший совет, слушать сабвуфер (и другие колонки), прежде чем купить.
Большинство сегодняшних сабвуферов используют фазоинвертор или пассивные излучатели, которые выполняют аналогичную функцию, но вы найдете и закрытые модели среди колонок Atlantic Technology, Bowers & Wilkins, Hsu Research, Monitor Audio, NHT, Paradigm Reference, Revel, SVS, Thiel и др.
Ресивер или усилитель?
Хороший аудио/видео ресивер стоимостью $ 3000 или менее экономически наиболее эффективное решением для домашнего кинотеатра или музыкальной аудиосистемы. Маловероятно, что большая акустическая система, которую вы покупаете сегодня, устареет к 2021 или 2026 году, чего нельзя сказать про покупку электроники для домашнего театра, ввиду пересмотра сегодняшних стандартов HDMI, появления новых форматов объемного звучания, систем обработки звукового сигнала и сетевых технологий. Появление новых интерфейсов и технологий может сделать самый современный аудио/видео ресивер реликвией через пять лет или даже раньше.
На протяжении многих лет компания Parasound предлагает целый ряд высокопроизводительных процессоров объемного звука и многоканальных усилителей, но недавно они прекратили выпуск систем обработки звука. Как небольшая компания, Parasound больше не может каждый год выдавать новые модели с незначительно переработанной и обновленной функциональностью, как это делают Denon, Onkyo, Pioneer, Sony, Yamaha, из года в год обновляющие линейки своих ресиверов. Вот почему президент Parasound Ричард Шрам рекомендует покупать ресивер, оснащенный всеми необходимыми вам интерфейсами и технологиями обработки объемного звука, с тем чтобы потом подавать сигнал с предварительного выхода ресивера на один из усилителей мощности Parasound.
Давайте попробуем разобраться, почему Parasound или любой хорошо сконструированный отдельный усилитель сможет звучать лучше, чем встроенный в ресивер усилитель, даже из топовой серии. Независимо от того, насколько дорог и совершенен ресивер, в его корпусе, скорее всего, недостаточно места для установки огромного трансформатора и здоровенных конденсаторов в цепях питания, которые вы увидите в корпусных усилителях мощности. В этом случае не обойтись без компромиссных решений в конструкции. Следует помнить также, что основные электронные блоки для обработки низковольтных сигналов неуютно чувствуют себя рядом с пульсирующими магнитными полями, которые излучает усилитель мощности. Все это может оказать отрицательное влияние на звучание.
Планируя использовать ресивер лишь как процессор объемного звучания необходимо помнить о необходимости наличия у него выходов предусилителя для всех пяти основных каналов театра. Это позволяет подавать декодированый ресивером объемный звук в виде аналоговых сигналов на входы всех пяти каналов усилителей типа 5 х 250 ваттной модели Parasound 5250 v.2 ($ 2850). Многие ресиверы стоимостью $800 и более имеют предварительные выходы, а усилители подобные Parasound обеспечат значительную мощность и качество звука, каких вы не добьетесь от ресивера со встроенными усилителями. Конечно, вы также можете выбирать и из других, менее дорогих усилителей, например, Emotiva, Marantz, Outlaw, Rotel, и т.д. Хотя сегодня появляются новые энергосберегающие технологии и для усилителей, они, вероятно, кардинально не изменятся в ближайшие годы. Таким образом, разумной является покупка хорошего усилителя, который, скорее всего, переживет три или четыре поколения ресиверов в течение одного - двух десятилетий.
Поводя итоги
Использование относительно недорогих ресиверов для обработки сигнала совместно с хорошим усилителем обеспечит превосходную производительность домашнего кинотеатра и качественное воспроизведение музыки. Для системы, которая обеспечит наилучшее качество звучания музыки и фильмов, вы можете подобрать наиболее высококачественные процессоры объемного звука.
Дуг Хендерсон, вице-президент B&W Group (Bowers & Wilkins) так говорит о преимуществах отдельного усилителя над ресивером. «Усилитель обеспечивает более высокое звуковое разрешение и позволяет управлять более мощными динамиками». Он также отметил, что высококачественные звуковые процессоры имеют более сложные блоки питания, чем ресиверы, что, в целом, повышает качественные характеристики. Хендерсон процитировал также Джона Бауэрса (из Bowers & из Wilkins): "Лучший громкоговоритель не тот, который дает больше, а тот который теряет меньше». Такой же подход может быть применим и к электронике. Таким образом, высококачественный процессор объемного звука, имея примерно такие же особенности и функциональность, как ресивер стоимостью от $ 1000, может давать лучший звук, чем ресивер. Есть еще проблема качества сборки и компонентов. Если первоклассные усилители изготавливаются из самых качественных компонентов, разработчикам ресиверов приходится создавать продукты в гораздо более ограниченных финансовых условиях. Хендерсон сказал, что процессор объемного звучания Rotel RSP-1570 ($ 2199) превосходит в цене любой из двух ресиверов Rotel RSX-1560 ($ 2599) или RSX-1550 ($ 1,999). Конечно, к такому процессору нужен и соответствующий усилитель мощности, цена на усилители Rotel начинается с $1299.
Заключение
В статье приведено достаточно материалов для размышлений, на основе которых, можно надеяться, вы сделаете более осознанный выбор при планировании будущих покупок. Ниже представлены примеры нескольких вариантов комплектации музыкальных или ориентированных на кино систем из разных ценовых диапазонов. Выбор основан на собственном опыте, прослушивании и информации, почерпнутой из некоторых серьезных обзоров.
Конечно, если ваш бюджет достаточно велик, при тщательном выборе вы действительно сможете скомплектовать по-настоящему превосходно звучащие домашний кинотеатр или музыкальный центр. Возможно, вы даже сможете насладиться оптимальным звуком музыки и фильмов, собрав две разные системы домашнего театра, каждый в своей комнате. Что здесь можно сказать? Неплохо быть богатым.
Типичный домашний музыкальный центр класса хай энд:
- Процессор объемного звучания Cary Audio Cinema 11a ($4 000);
- Предварительный стереоусилитель Pass Labs XP-20 ($8 000);
- Усилители (моноблоки) Pass Labs XA100.5 ($8 000 каждый);
- Акустическая система Magnepan 20.1, CC5, Magneplanar 1.7 ($17 990) или Thiel CS3.7 ($18 790).
Типичный домашний кинотеатр класса хай энд:
- Процессор объемного звучания Classé CT-SSP ($8 000), усилитель Classé CT-5300 ($9 000);
- Система домашнего театра Klipsch Palladium P-39F ($31 500).
Типичный домашний кинотеатр среднего класса:
- Аудио/видео ресивер Pioneer Elite SC-37 ($2 200);
- Акустическая система Dynaudio DM 2/6 ($2 650).
Типичный домашний музыкальный центр среднего класса:
- Процессор объемного звучания Marantz AV7005 и усилитель MM7055 ($2 700);
- Акустическая система GoldenEar Technology TritonCinema Two ($3 495).
Типичный бюджетный домашний кинотеатр:
- Ресивер Onkyo TX-SR309 ($299);
- Сабвуфер/сателлиты Energy Take Classic ($600).
Типичная бюджетная музыкальная система:
- Ресивер Denon AVR-1912 ($530);
- Сабвуфер/сателлиты Pioneer SP-PK21BS ($399).
Материал взят с Hometheater (перевод с английского - hifiNews.RU)
Подготовлено по материалам портала "www.hifinews.ru", сентябрь 2012 г. www.hifinews.ru