О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Как Вангелис стал легендой синтезатора в электронной музыке
Он нечто большее, чем создатель музыки для фильмов «Огненные колесницы» и «Бегущий по лезвию».
Греческий композитор Эвангелос Одиссей Папатанасиу, более известный миру как Вангелис, добился значительных успехов в области сочинения электронной музыки и музыки к фильмам.
За свою жизнь он выпустил 29 студийных записей, 28 сборников, 12 альбомов с саундтреками и 42 сингла. И все же большая часть его музыки к фильмам так и не была выпущена, а он часто говорил, что у него гораздо больше произведений «в архиве», чем он когда-либо выпускал.
Многие люди знают о нем только по его самым большим релизам, таким как тема из драмы «Огненные колесницы», саундтрек к фильму «Бегущий по лезвию», и его совместной работой с Джоном Андерсоном из Yes. Однако его творческая деятельность более глубока и разнообразна, и скоро вы о ней узнаете...
Самоучка
В детстве Вангелис познакомился с фортепиано, к которому отнесся с полной самоотдачей. С четырех лет он играл сам, никогда не брал уроков, как вспоминал позднее. «Мои родители пытались дать мне самое лучшее музыкальное образование, но я никогда не слушался учителей, поэтому я самоучка», — сказал он изданию «Melody Maker» в 1974 году. — «Кроме того, как только я начал играть, я начал сочинять, и за всю свою жизнь я никогда не играл чужую музыку».
Его самый ранний профессиональный опыт — участие в группе Aphrodite's Child, у которой было много хитов в конце 60-х. Тем не менее Вангелиса это не удовлетворяло: «Каждая запись, которую мы сделали, становилась номером один», — объяснил он «Melody Maker». — «Но я не мог выдержать давления, чтобы соответствовать тому, что все хотели от группы. Я был как в тюрьме».
Пока группа гастролировала, он сочинил и записал их последнюю пластинку, двойной альбом под названием 666, выпущенный в 1972 году. В нем мы впервые находим признаки артиста, которым ему суждено было стать. Его музыка отражала растущее движение прогрессивного рока. Это был один из первых выпущенных концептуальных альбомов. Выдающиеся треки The Four Horsemen и Altamont, напоминают Фрэнка Заппу в оркестровке.
Важной частью музыкального творчества Вангелиса является его склонность к импровизации. Клип начала 1971 года показывает его выступление на одном мероприятии, где он и художник спонтанно творили. Он использовал несколько ударных инструментов и небольшой магнитофон, а также орган Hammond L-100, самую первую модель Clavinet — Clavinet 1 — и Ondioline (затенен, но находится справа в установке).
Благодаря применению различных ленточных задержек он получает множество текстур от органа, которые звучат как струнные ансамбли и пэды синтезатора за годы до того, как эти инструменты появились.
После распада Aphrodite's Child Вангелис переехал во Францию, провел сеансы с различными поп-артистами и начал писать музыку для нескольких короткометражных фильмов.
Наиболее заметной среди них была серия документальных фильмов о животных, начавшаяся с L'Apocalypse Des Animau в 1971 году. Здесь мы слышим влияние восточной музыки, и палитра клавишных звуков композитора начала расти, хотя эта запись все еще была предсинтезаторной.
Во время своего пребывания во Франции Вангелис выпустил свой первый сольный альбом Fais que ton rêve soit plus long que la nuit в 1971 году (запись трудно найти, поскольку она была выпущена только во Франции и Греции) и второй сольный альбом (считающийся его первым коммерческим) в 1973 году, получивший название Earth. Выдающийся трек с этого релиза — Let It Happen, где мы слышим добавление электрического пианино Fender Rhodes и немного синтезаторов.
В поисках Немо
Перенесемся вперед на несколько лет. Вангелис переехал в Лондон и построил свою первую студию, получившую название Nemo. Именно здесь он создал самые успешные музыкальные композиции в своей карьере. И его список оборудования рос в геометрической прогрессии, когда он начал серьезно изучать синтезаторы.
В эти годы он выпустил уже ставшие классикой альбомы, такие как Heaven and Hell (1975 год) и Albedo 0.39 (1976 год). Особенно на последнем мы можем услышать явное использование синтезаторных тембров и секвенсоров: в частности в выдающихся треках Pulsar и Main Sequence.
Два других альбома, записанных в Nemo за это время, — Spiral и China. Spiral ознаменовал собой первое появление синтезатора, благодаря которому Вангелис больше всего стал известен: Yamaha CS-80. Об этом он рассказывал в интервью журналу Electronics and Music Maker в 1984 году: «Это самый важный синтезатор в моей карьере, и для меня это лучший дизайн аналогового синтезатора, который когда-либо был».
Обсуждая это более подробно с редакцией сайта Amazona.de в декабре 2016 года, он сказал: «Чтобы играть на CS-80, нужно действительно выступать. Это означает, что вы должны научиться играть. Именно то, что вам нужно делать с обычным инструментом».
О его любви к этой модели синтезатора ходили легенды, за свою жизнь он владел восемью из них! Есть редкий видеоклип, в котором он демонстрирует на что способен CS-80.
На Spiral так много отличных треков! Присмотримся внимательнее к некоторым из них. В Spiral и 3+3 хорошо используются секвенсоры наряду с живыми клавишными, в то время как To The Unknown Man является лучшим примером очень мелодической, чувственной композиции, которая стала визитной карточкой Вангелиса.
China был смелым релизом для своего времени, вобравшим в себя влияние тембров китайских музыкальных инструментов и композиционных стилей. Было продано более 60 000 копий, что сделало его одним из самых больших хитов Вангелиса. Есть классный клип Вангелиса, записанный во время создания альбома. Также стоит отметить треки Chung Kuo, Yin and Yang и Himalaya.
В 1979 году с Вангелисом связались по поводу его музыкального произведения L'Enfant, попросив использовать его в качестве главной темы фильма «Огненные колесницы». Он сказал режиссеру, что пьеса не совсем подходит (хотя фильм уже был смонтирован с этой музыкой), но он сочинит новую, которая будет идеальной.
Он вернулся со своим теперь уже культовым треком, и вы можете услышать, как он сохранил пульс предыдущей композиции, но привнес гораздо больше величественности. Впоследствии саундтрек получил премию «Оскар» — впервые это произошло с электронным музыкальным произведением.
Вскоре после этого режиссер Ридли Скотт связался с Вангелисом и попросил его создать электронную и авантюрную музыку для нового фильма «Бегущий по лезвию». Саундтрек, который Вангелис создал для этого фильма 1982 года, стал легендой в области озвучивания фильмов: он сочетает уникальные синтетические текстуры, величественные тона медных духовых CS-80 и реальные звуки, управляемые с помощью недавно приобретенного клавишного семплера E-MU Emulator.
Основная тема является классикой, однако (что удивительно) студия отказалась выпускать электронную партитуру Вангелиса и переработала ее для традиционного оркестра. Оригинальная композиция не выпускалась до 1994 года.
Также стоит выделить треки Blade Runner Blues, Tears In Rain и End Titles. Вы найдете отличный анализ этой музыки на сайте Nemo Studios.
Да, мужик
Учитывая, что большая часть музыки Вангелиса была художественно-инструментальной, некоторые могут удивиться, обнаружив его партнерство с вокалистом Yes Джоном Андерсоном. Говорят, что Андерсон услышал ранний альбом Вангелиса L'Apocalypse Des Animaux в 1971 году и затем отыскал его, когда Yes искали замену Рику Уэйкману (до записи своего альбома Relayer).
Хотя Вангелис решил не присоединяться к группе, они нашли друг в друге родственные души и начали вместе писать музыку, а Джон впервые появился на альбоме Heaven and Hell (1975), где поет песню So Long Ago, So Clear.
В течение следующего десятилетия они создавали музыку как Джон и Вангелис, выпустив ряд классических альбомов с песнями, которые занимали высокие места в поп-чартах. Эти хиты включали I Hear You Now (1980), I’ll Find My Way Home (1981), He Is Sailing (1983) и Italian Song (1983).
В 90-х Вангелис продолжил свою успешную работу по созданию саундтреков , выдающимся стал фильм «1492: Покорение рая» Ридли Скотта. В нем мы можем услышать, насколько более оркестровой становилась его звуковая палитра.
Лучшие песни — главная тема и Monastery Of La Rabida. Он также продолжал выпускать сольные альбомы, в том числе Voices, в котором участвовала пара вокалистов — Кэролайн Лавель и Пол Янг.
Хоровая симфония под названием Mythodia была впервые исполнена на концерте в Греции в 1993 году. Позже Вангелис воскресил ее, когда подписал контракт с Sony Classical в 2000 году. Симфония была записана с симфоническим оркестром и хором, затем выпущена в 2001 году как альбом Mythodea с привязкой к экспедиции NASA на Марс.
Еще один концерт был проведен в Греции, где 224 музыканта и певца исполнили произведение вместе с Вангелисом.
Увлечение Вангелиса космосом и космическими путешествиями продолжалось. Он выпустил альбом Rosetta в 2016 году и посвятил его миссии космического зонда Rosetta 2004 года. Трейлер демонстрирует проект, в том числе множество отличных кадров, на которых Вангелис выступает на своей уникальной установке, а также любимом Yamaha CS-80. Его последняя запись Juno To Jupiter также была связана с космическими странствиями: на этот раз с путешествием NASA вокруг Юпитера.
Уникальным в работе Вангелиса стал релиз 2019 года под названием Nocturne: The Piano Album. Он состоит из ряда новых мелодий и импровизаций, а также переработок некоторых наиболее известных композиций автора, исполненных на фортепиано и синтезаторе. Эта красивая пышная запись демонстрирует его сильное чувство мелодии и романтическую натуру.
Музыкальный стиль Вангелиса
Вангелис отличался от других артистов, прославившихся созданием музыки с использованием синтезаторов в 1970-х годах. Прежде всего, он всегда выпускал оригинальную музыку, а не воссоздавал классические партитуры, как это было в те ранние дни (Венди Карлос, Томита и т. д.). Его электронные тембры, как правило, были теплее и пышнее, чем у Томиты, и он никогда не создавал вульгарных и слащавых звуков, которые слишком часто использовались в те ранние дни популярной электронной музыки.
По мере развития карьеры Вангелис проявлял в своей музыке явный романтический и мелодичный характер с красивыми чистыми мелодиями и пышными выразительными аккомпанементами. В то время как несколько его альбомов конца 70-х можно отнести к той же области, что и альбом французского синтезаторщика и композитора Жана-Мишеля Жарра (использование арпеджио и кратких мелодий), Вангелис вскоре продвинулся дальше в сторону своей откровенно романтической и почти оркестровой музыки.
Учитывая, насколько уважаемым был Вангелис как композитор, интересно отметить, что он не читал и не писал нот, и почти все его известные произведения были начаты, как импровизации. Он не отмечал фрагменты в фильмах; он просто аккомпанировал изображению.
О своем методе он рассказал в интервью радиостанции NPR в 2016 году: «Я предпочитаю, чтобы музыка была как можно более чистой. В большинстве случаев у вас есть первый единственный дубль, у вас даже нет наложений. Я не хочу говорить: «О да, это хорошо, это нехорошо, я должен сделать это снова». Я не хочу делать это снова. Я хочу сделать это один раз. Если вышло плохо, я сделаю еще один».
Не менее интересны его мысли о синтезаторе и его конструкции. «Он не заменяет акустические инструменты, он может делать разные вещи и может расширять возможности», — сказал он в интервью журналу Keyboard Review в 1992 году. — «Но, конечно, в первые годы существования синтезаторы могли издавать глупые странные звуки; они играли классическую музыку задом наперед — все это было настоящим маркетингом. Синтезаторы не для этого, они как-то ближе к природе. Хотя люди могут подумать, что выражение «ближе к природе» означает акустический инструмент, я в это не верю. Это настолько близко к природе, насколько это возможно. Неважно, какой инструмент вы используете. Люди говорят, что синтезаторная музыка очень холодная. Но дело не в синтезаторе. Ну, отчасти виноват синтезатор, если это плохой инструмент, но в основном это зависит от музыканта, который за ним стоит. Разница в том, что с акустическими инструментами у исполнителя есть возможность вложить эту драгоценную вещь, которую мы называем душой. Но это то, что я пытаюсь сделать и с синтезаторами».
По мере того как синтезаторы перешли от аналогового синтеза к использованию семплированных волновых форм и цифровому синтезу, Вангелис смог более точно воссоздать тембры привычного оркестра, его музыка больше двигалась в этом направлении. Он продолжал изучать различные синтезаторы на протяжении всей своей карьеры, а это почти окончательный список оборудования, которое он использовал на протяжении многих лет:
http://elsew.com/data/synths.htm
В середине 90-х он разработал собственную настройку для контроллера, которая позволяла ему вызывать пресеты в различных синтезаторах с помощью больших кнопок и пользовательских обозначений на них. Alyseum создал эту нестандартную MIDI-систему на основе спецификаций, запрошенных Вангелисом, специально для его исполнительских задач. Он использовал 17 педалей (16 громкостных и 1 сустейн), что позволяло ему играть вживую, свободно переключая звуки и слои.
Это видео показывает его выступление с использованием системы; обратите внимание, как он использует множество педалей для постепенного появления и исчезновения нужных звуков в реальном времени.
На некоторых фотографиях, сделанных в его студии за несколько лет до его кончины, у него под рукой было несколько совершенно новых инструментов. К ним относятся Korg Opsix и Modwave, ASM Hydrasynth, Moog Matriarch и Moog One, а также Arturia PolyBrute и некоторое оборудование серии Eurorack. Он никогда не переставал изучать новые звуки и инструменты.