О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Как в кино, но гораздо лучше. Обзор 4К-проектора Sony VPL-VW760ES
Если не принимать в расчетмощный VPL-VW5000ES, предназначенный для кинозалов, то перед нами нынешний флагман семейства 4K-проекторов Sony для ДК.
В сравнении с предшественником в нем используется новый лазерный источник света, который Sony называет Z-Phosphor. О том, в чем суть этой технологии, читайте во врезке, а здесь перечислим, в чем ее плюсы. Яркость до 2000 люмен, стабильность работы в течение всего времени службы, который почти на порядок превышает срок работы обычных ламп (кстати, весьма недешевых), возможность быстрого включения и выключения проектора. Кроме того, фирма обещает более точную цветопередачу, в чем нам еще предстоит убедиться собственными глазами. Пора распаковать и подключить аппарат.
Непритязателен на вид и прост в обращении
Выглядит проектор вполне обычно и комплектуется хорошо знакомым и удобным пультом ДУ. Стартует и выключается он действительно быстро, шума вентилятора не слышно даже в перерывах между просмотрами. Его настройка достаточно проста, однако несколько важных моментов стоит учесть.
Прежде всего удостоверьтесь, что источник действительно выдает видеосигнал формата 4K (желательно ничего в нем не улучшая), а проектор его принимает, так же как и расширенный цветовой режим HDR – иначе возможны ошибки в передаче яркости и гаммы изображения.
Для фильмов Full HD и SD также стоит установить вывод в исходном формате – пусть масштабированием картинки и коррекцией цвета займется процессор проектора, а конкретно технология Reality Creation, которая в большинстве случаев работает эффективно и безошибочно.
Что касается настройки проектора, то поскольку аппарат изначально хорошо откалиброван, вам не придется вносить существенных изменений. Для большинства материалов в формате 4K подойдет какой-то из режимов Cinema Film 1 или Cinema Film 2 – второй обеспечивает наиболее естественное, мягкое изображение, однако вам, возможно, понравится и первый вариант, особенно для очень резких и контрастных видео, выполненных преимущественно за компьютером.
Чтобы обеспечить наиболее плавное отображение сцен с панорамным движением камеры, предлагается задействовать обработку Motion Flow True Cinema. Для просмотра 3D-фильмов вам придется докупить необходимое количество радиоуправляемых очков с активным затвором.
Не разрешением единым…
Встроенный масштабирующий процессор превосходно справляется с Full-HD-сиг-налом, демонстрируя детальную и резкую картинку фильма «Великая стена». Но стоит поставить 4К-релиз фильма, и изображение значительно улучшается. Теперь азиатские просторы – это не просто залитые цветом контуры; песок и растительность отчетливо прорисованы и создают ощущение реальной природы. Детальность настолько высока, что можно разглядеть даже текстуру древка летящей стрелы, пущенной китайским воином.
Однако дело не только в разрешении. Благодаря расширенному цветовому охвату HDR не только темные сцены обретают большую убедительность, тонкие переходы тонов на лицах, оружии, ярких шлемах и убранстве войска воспринимаются более отчетливо и естественно. В изображении присутствует множество деталей, нюансов, но глазам при этом очень комфортно.
Проектору удается убедительно передать стилизованную под атмосферу 50-х годов цветовую гамму в фильме «По соображениям совести», имитация выглядит очень естественно именно благодаря умению Sony не перегревать цвета, сохраняя при этом достаточную контрастность и резкость в кадре.
Даже фильмы, изобилующие компьютерной графикой, например «Люди Икс: Апокалипсис»смотрятся скорее как «пленка», чем как «цифра» – напоминая в этом отношении в большей мере просмотр в классическом кинотеатре, чем посредством современного проектора. При этом на отчетливости спецэффектов это никак не сказывается, скорее наоборот, в некоторых эпизодах, где натурные съемки сочетаются с компьютерной графикой, можно заметить «халтуру» в работе соответствующих художников.
В целом можно сказать, что Sony предлагает проектор, который в сочетании с хорошим источником и экраном не то что не уступит, а уверенно опередит большинство кинозалов по части детальности и динамического диапазона, вместе с тем предлагая взору совершенно не цифровое, а привычное кинотеатральное изображение.
Как это работает? Z-Phospor
Вместо лампы в проекторах Z-Phospor используется лазерный источник света на ярких синих светодиодах. Он облучает вращающееся с достаточной скоростью колесо с цветными люминофорами, что дает в результате насыщенный белый свет. Такой источник обладает яркостью, сравнимой с той, что у мощных ртутных ламп, однако служит он в несколько раз дольше, около 20 000 часов. Его световые характеристики намного более стабильны, чем у лампы, яркость которой во время эксплуатации непрерывно снижается наряду с изменением спектра излучения. Наконец, проектор с лазерным источником мгновенно включается и выключается, в то время как лампе требуется время для выхода на рабочий режим и для остывания.
Спрашивается, зачем такие сложности: почему бы не использовать лазерные источники трех цветов вместо того, чтобы получать белый из синего, а затем снова делить его на базовые цвета? Дело в том, что только синий светодиодный лазер обеспечивает достаточный световой поток – ведь другие цвета получаются добавлением в светодиоды люминофора. Но последний частично поглощает возбуждающее излучение и в маленьком объеме мощного лазера перегревается. Инженеры Sony решили эту проблему, перенеся люминофор на охлаждаемое воздухом колесо, которое постоянно вращается, так чтобы лазер все время освещал разные участки, не создавая локального перегрева.
Кроме того, регулируя состав люминофора, наносимого на колесо, можно получить белый свет с нужным спектром, что гарантирует более точное отображение цветов проектором, чем при использовании стандартных светодиодов. Разумеется, характеристики люминофоров тоже потихоньку меняются (вспомним цветные кинескопные телевизоры) – чтобы скомпенсировать изменения после долгой службы, Sony предлагает автоматическую калибровку с помощью встроенного сенсора.
ЗА
Естественные, богатые оттенками цвета при отличной детальности.
ПРОТИВ
Ничего.
ВЕРДИКТ
Блестящие технические задумки и их тщательная реализация делают этот проектор одним из лучших для тонкого ценителя кино.
Подготовлено по материалам портала "What Hi-Fi?", январь 2018 г. www.whathifi.com