О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2581Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Как связаны занятия музыкой и достижения в учебе
Многие утверждают, что прослушивание музыки и игра на инструментах развивают когнитивные способности. Однако последние исследования в этой области говорят, что это не так.
Попытки найти ответ
Одними из первых о влиянии музыки на обучаемость заговорили греческие философы. Платон утверждал, что музыкальные науки раскрывают в человеке его внутренние моральные качества и пробуждают желание учиться. Аналогичной точки зрения придерживался Аристотель — по его словам, музыка взывает к эмоциям, поэтому подготавливает ум к принятию новых знаний.
Много лет спустя научное сообщество стало рассматривать этот вопрос не только с философской точки зрения. Научная группа из Японии и Великобритании изучила результаты более 50 исследований, проведенных с 1986 по 2019 год и посвященных тому, как умение играть на музыкальных инструментах влияет на мышление. Во время анализа специалисты заметили большое количество ошибок, связанных с интерпретацией эмпирических данных, и сделали вывод, что умение играть на инструментах не улучшает когнитивные способности.
Занятия музыкой развивают исключительно музыкальные навыки — за пределы этой области эффект не распространяется. Свою работу ученые опубликовали в престижном журнале Memory & Cognition. В свою очередь, представители Американской академии наук отмечают, что игра на музыкальных инструментах помогает развить отдельные функции мозга, связанные с распознаванием звуков и речи, но тоже говорят, что она не влияет на когнитивную составляющую.
Такие выводы подтверждает исследование, проведенное психологом Генном Шелленбергом (Glenn Schellenberg) из Университета Торонто еще в 2013 году. Он оценил успеваемость 130 школьников в возрасте от 10 до 12 лет. Ученики, занимавшиеся в музыкальной школе, действительно имели более высокие оценки. Однако Шелленберг также обнаружил, что их успеваемость не связана с умением играть на гитаре или фортепиано. Психолог отметил, что главную роль сыграли социальные факторы. Родители этих школьников имели высокий достаток, были образованы и уделяли особое внимание воспитанию, поэтому дети лучше учились.
Эффект Моцарта
Аналогичные исследования проводят не только сред тех, кто занимается музыкой, но и тех, кто просто любит её слушать. Так, французский медик Альфред Томатис (Alfred Tomatis) в своей книге «Почему Моцарт?» утверждал, что звуки определенной высоты способствуют развитию мозга, и его можно тренировать с помощью произведений Моцарта. Доказать гипотезу на практике взялись три специалиста из Калифорнийского университета. Они провели эксперимент — участникам предложили ответить на вопросы из теста на уровень IQ после прослушивания «Сонаты для двух фортепиано ре мажор K. 448» Моцарта и после отдыха в тишине. Результат получился интересным — у респондентов наблюдалось значительное улучшение пространственного мышления: на 8–9 баллов.
Работа ученых привела к рождению термина «эффект Моцарта».
Ты то, что ты слушаешь
Ряд специалистов утверждает, что существует зависимость между уровнем интеллекта и предпочитаемым музыкальным жанром. Несколько лет назад группа ученых из университета Британской Колумбии опросила более 1600 респондентов из разных социальных категорий.
Как и в ситуации с не обнаруженной зависимостью между успеваемостью учащихся и занятий музыкой, наибольшее влияние оказывает не сам факт прослушивания композиций, принадлежаших определенному жанру, а социальные факторы и общий уровень благополучия и достатка. Причинно-следственные связи между образованностью и тем или иным жанром действительно не выявлены.