О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2559Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Как развивалось домашнее аудио — от песенных вечеров до первых механических проигрывателей
Поговорим о том, как менялась культура музыкального потребления и какие технологические новшества этому поспособствовали. Свой рассказ (из нескольких частей) мы начнем с XVII века — тогда, чтобы послушать музыку дома, приходилось играть её самостоятельно.
Традиции музицирования
Музицирование долгое время было популярным видом развлечений как в России, так и за её пределами. В Западной Европе культура семейного музицирования начала развиваться в XVII веке.
Также в то время стали популярны концерты в аристократических салонах — например, в семье Шопена. Отец композитора играл на скрипке, а его мать — на рояле. На так называемые «шопеновские четверги» приходили многие друзья композитора: как ученые, так и художники.
В Россию культуру музыкальных салонов привез император Петр I. Его указ «Об ассамблеях» от 1718 года послужил толчком к развитию светских развлекательных традиций, подобных тем, что уже царили на Западе. Дворяне начали организовывать любительские оркестры, чтобы, на радость гостям, исполнять актуальный европейский репертуар. Романсы и ноктюрны звучали в музыкальных гостиных разных семей, а лирическая музыка стала неизменной частью ритуалов светского ухаживания.
Механические «самоиграйки»
Учитывая социальное неравенство XVIII века неудивительно, что такой вид деятельности, как домашнее музицирование, был доступен исключительно состоятельным гражданам. Однако к концу XIX века ситуация стала меняться. Фортепиано стали популярны среди представителей среднего класса. При этом у тех, кто не желал играть, появились новые способы послушать музыку в гостиной.
Пожалуй, самым бюджетным из этих способов был полифон, изобретенный немецкими инженерами из Polyphon Musikwerke в 1870 году. Аппарат представлял собой своеобразную музыкальную шкатулку со сменными дисками. Они поставлялись на европейский, англо-американский и российский рынки. В основном на них были записаны различные классические композиции и духовная музыка.
Со временем полифоны вышли из употребления. Компания-разработчик Polyphon Musikwerke присоединилась к Deutsche Grammophon и уже под именем Polydor занялась производством грампластинок. Этот лейбл по сей день остаётся одним из самых влиятельных в индустрии.
Вторым инструментом, получившим популярность на рубеже веков, стало механическое пианино. Одно из первых таких устройств разработал Эдвин Вотей (Edwin Votey) в 1895 году.
Система была оборудована «считывателем» перфорированных лент с записанными композициями. Поначалу прорези делались вручную, но в начале XX века появилась техническая возможность запечатлеть на перфорированной бумаге игру настоящих пианистов. К молоточкам рояля подключалось специальное устройство, протыкающее ленту при нажатии клавиши музыкантом.
Владельцы механических пианино смогли слушать знаменитых исполнителей не выходя из дома. На лентах для механических пианино до наших дней дошло множество уникальных музыкальных артефактов. Есть записи выступлений Дебюсси, Рахманинова, Скрябина и их современников.
Были и другие инструменты для домашнего музицирования — например, дисклавир. Это — автоматизированный клавишный инструмент, разработанный Yamaha в 1982 году. Механические компоненты приводились в действие с помощью электромеханических соленоидов и оптических датчиков, подключённых к светодиодам.
Но устройства, подобные механическому пианино, были громоздкими и дорогостоящими. Владеть ими мог себе позволить далеко не каждый. Поэтому в конце XIX века начали появляться аудиосистемы, более ориентированные на широкий рынок — в том числе фонографы и граммофоны. Подробнее об этом историческом периоде мы поговорим в следующем материале.