Как правильно выбрать проигрыватель винила

Все, что вам необходимо знать о вертушках.



Проигрыватель винила способен стать звездой любой системы. Усилитель можно назвать ее сердцем, а колонки – лицом, но именно источник оказывается тем, ради чего она изначально создается. Он диктует способ потребления музыки, и ни с каким другим компонентом вы не взаимодействуете так же часто, как с проигрывателем.

Это соображение оказывает на будущего владельца серьезное давление при выборе подходящей модели; глядя на необозримый спектр вариантов, начинаешь мечтать о том, чтобы через этот процесс тебя поскорее провела дружеская рука. Составляя этот обзор, мы стремились сделаться для вас таким наставником.

Мы расскажем о том, как определить бюджет и какие факторы нужно будет рассмотреть, каковы варианты с точки зрения функциональности и как настроить вертушку для получения наилучшего звука.

Итак, если вы задумались о покупке первого проигрывателя или решили сменить уже имеющийся на что-то более интересное, читайте наше полное руководство по покупке этого компонента системы.

Бюджет

Если до того, как зайти на эту страницу, вы провели какое-никакое исследование, то наверняка столкнулись с множеством проигрывателей-чемоданчиков типа «все в одном» с заманчиво низкими ценами, соответствующими их незамысловатой прямолинейности. Если вам нужен именно такой форм-фактор, обязательно проверьте прижимную силу картриджа: у многих моделей она составляет около 10 граммов, что в 4-5 раз выше оптимального уровня; такой прижим способен серьезно повредить виниловый диск.

Все модели такого рода, что нам доводилось послушать, звучали плохо. В любом случае, даже если вы твердо решили остановиться на системе «все в одном», вам придется докупить для нее хотя бы колонки (а лучше еще и стойки к ним).

Если вы начинаете с нуля и хотите собрать традиционную систему, то в дополнение к проигрывателю вам понадобятся усилитель, акустические и межблочные кабели, а также фонокорректор (если он не встроен в вертушку или усилитель).

При этом стоимость самого проигрывателя не должна намного превышать четверть совокупного бюджета. Ваша система в любом случае будет работоспособной, даже если вертушка значительно отличается по классу от колонок и усилителя, но качество звука окажется не на высоте. Нет смысла переплачивать за одно устройство; лучше распределить деньги более равномерно.

Конечно, есть немало вариантов традиционных систем из меньшего числа компонентов, которые порадуют вас отличным звуком. Как уже упоминалось, фонокорректор часто бывает встроен в проигрыватели и усилители – в этом случае можно подумать о покупке автономной модели позже, когда захотите обновить аудиотракт. В пределе можно ограничиться одним проигрывателем и парой активных колонок (и даже кабели не потребуются, если обе составляющие способны работать по беспроводному каналу).

Даже если остальная часть системы у вас уже есть, а кучка денег прожигает карман, стоит прикинуть, насколько проигрыватель выбранной ценовой категории будет соответствовать имеющимся компонентам.

Будет ли качество звучания ограничиваться возможностями усилителя или кабелей – в этом случае вам придется впоследствии потратить средства на их замену – или, возможно, вы вложили недостаточно для того, чтобы отличие от предыдущего проигрывателя стало явным? Вы всегда можете отложить покупку еще на несколько месяцев и накопить сумму побольше, или внести ряд менее дорогостоящих изменений, которые могут сильнее повлиять на звучание, чем вы ожидали.

Местные магазины помогут вам подобрать конкретные модели с учетом того, что у вас уже есть, и ваших личных потребностей. Но главное – помните, что при расчете бюджета на любой компонент аудиосистемы стоит принимать в расчет не только, как много денег сейчас есть в вашем распоряжении, но и всю систему в целом.

Оснащенность

Если сразу определить размер бюджета, это позволит сократить список проигрывателей, которые вы будете изучать в обзорах и, в идеале, слушать своими ушами. Кроме того, уменьшить число вариантов поможет составление перечня нужных вам в устройстве функций.

Проще всего начать с того, сколько скоростей вам понадобится. Каждый проигрыватель, который мы тестировали, был способен воспроизводить диски на 33⅓ и 45 оборотов в минуту, но 78 об/мин в начальной и средней категориях встречаются редко. В наши дни диски на 78 оборотов выпускают только самые большие оригиналы из числа артистов и лейблов – вы едва ли найдете их даже среди 10-дюймовых новинок – но эта скорость может быть нужна обладателям фонотек из старых записей или тем, кто вознамерился потратить состояние на жемчужины каталогов Discogs.

Обладатели коллекций пластинок с разными скоростями воспроизведения предпочитают избегать моделей с их ручным переключением. Термин «автоматический» в контексте проигрывателей винила может подразумевать несколько контекстов – вплоть до тонарма, выполняющего всю работу после нажатия одной кнопки – но в том, чтобы переключатель сам менял скорость по вашей просьбе, нет ничего плохого.

Определенные модели с пассиковым приводом не допускают такой возможности. Подробнее о разнице между пассиковым и прямым приводами вы можете прочитать в посвященном этому вопросу материале, хотя эта тема скорее относится к компетенции инженеров, думающих о создании проигрывателя с лучшим качеством звучания; для вас это может быть принципиально только в случае, если вы собираетесь выступать диджеем – в этом случае вам лучше выбрать прямой привод – или если выбранная вами модель с пассиковым поддерживает только смену скоростей вручную.

Гораздо важнее другие обстоятельства, от которых будет зависеть структура остальной части системы – такие как наличие фонокорректора и беспроводные функции. Первый вариант является достаточно распространенным, на рынке найдется множество проигрывателей с отменным звуком и встроенным фонокорректором.

Из-за физических ограничений винила исходный сигнал необходимо изменить, прежде чем его можно будет записать: при этом уровень НЧ понижается, а ВЧ – повышается.

Кривая эквализации, управляющая этим процессом, была много лет назад определена RIAA (Американской ассоциацией звукозаписи). Если вы когда-нибудь подключали проигрыватель непосредственно к линейному входу усилителя, то знаете, что звук получается очень тихим, а также слабым и ярким, без низких частот.

У каждого фонокорректора АЧХ имеет противоположный вид, так что уровень НЧ повышается, а ВЧ сглаживаются до требуемых значений. В результате получается ровный тональный баланс. Кроме того, фонокорректор усиливает звук. Уровень сигнала с картриджа может составлять всего одну тысячную вольта (к примеру, CD-проигрыватель на выходе дает 2 вольта), так что он требует масштабного увеличения, прежде чем его можно будет подать на линейный вход усилителя.

Встроенный фонокорректор может быть удобен, позволяя сэкономить немного денег тем, кому не нужен внешний модуль, и оставляет возможность последующего обновления, если выбранный проигрыватель способен выдавать сигнал в обход своего встроенного блока – в большинстве случаев это так и есть.

В последние пару лет появилась возможность заполучить удостоенную наград вертушку, вообще не нуждающуюся в усилителе, в лице Pro-Ject Juke Box E. В нее встроены предусилитель и усилитель мощности – остается только добавить пару АС. Единственная проблема с подобными устройствами заключается в сложности модернизации – как и с любым компонентом типа «все в одном» – но звучание Pro-Ject настолько сбалансировано, что вы едва ли соберете комплект из раздельных аппаратов, превосходящий его по соотношению цены и качества.

На Juke Box E даже можно пересылать файлы по домашней сети; однако чаще встречаются вертушки, которые сами отправляют сигнал на пару беспроводных АС. Проигрыватели с поддержкой Bluetooth и отличным звуком можно найти за очень скромную сумму; если же вам нужна беспроводная модель более высокого класса, выбирайте проигрыватели в категории свыше 100 тысяч рублей – такие как Cambridge Audio Alva TT. Это отличное решение, которое сэкономит место и избавит вас от кабелей, тянущихся по всей комнате.

Еще один фокус, которому индустрия винила научилась в XXI веке – это способность преобразовывать сигнал с винила в цифровые файлы. В каком-то смысле это нишевая функция – если ваша коллекция не состоит сплошь из раритетов, она наверняка уже представлена на крупнейших стриминговых сервисах – но она позволяет обойтись без повторной покупки той же музыки для прослушивания на смартфоне или портативном плеере. Такие модели, как Sony PS-HX500, даже способны перегонять сигнал с винила в High-Res-аудио, так что вам не придется мириться с низким качеством звучания своей аудиотеки.

Картридж

Возможно, задумываться о картридже поначалу не придется – практически все модели бюджетных и среднеценовых линеек поставляются с уже установленными головками звукоснимателя, так что вам потребуется только найти комплект, звучание которого понравится в целом – но замена этого элемента хороший способ недорогого апгрейда в будущем, и его стоит иметь в виду.

Работа картриджа заключается в снятии информации с канавки – точнее говоря, это функция иглы, которая изготавливается из очень твердого материала, обычно алмаза. Но не слишком радуйтесь – это промышленный, а не драгоценный камень.

Кончик иглы очень тонкий, он движется по канавке и следует всем ее извивам в процессе вращения диска.

Скорость колебаний и размах движения иглы преобразуются в частоту и амплитуду сигнала, который вы затем слышите через динамики. Это движение передается через кантилевер или иглодержатель – рычажок, к которому прикреплена игла – внутрь картриджа.

Есть два типа головок звукоснимателя: с подвижным магнитом и с подвижной катушкой. Принцип работы обоих основан на явлении электромагнитной индукции, при котором движение в магнитном поле приводит к наведению (индукции) тока.

Как легко понять из названия, в картридже одного типа для наведения тока движется магнит, а второго – катушка, а магнит закреплен. Таким образом, если речь идет о головке с подвижным магнитом, в ней крошечный магнит прикреплен к скрытому концу кантилевера; колебания наконечника иглы таким способом ей и передаются.

Изменяющееся поле магнита вызывает протекание тока в крошечных катушках, расположенных поблизости; этот сигнал выводится с противоположного конца картриджа и подается на усилитель или фонокорректор.

Головки звукоснимателя с подвижным магнитом обычно обладают более ровными электрическими характеристиками, что позволяет производителям разработать одну схему, подходящую почти всем. У тех, что с подвижной катушкой, все не так просто.

MC-картриджи с высоким уровнем выходного сигнала почти не отличаются от своих MM-собратьев, тогда как у низкоуровневых сигнал меньше в разы. Для оптимизации звучания фонокорректор должен иметь переменный коэффициент усиления. Для большинства MM-картриджей будет достаточно 40 дБ, MC-моделям необходимо от 50 до 70 дБ.

Движущиеся катушки также различаются по своим требованиям к сопротивлению, емкости и индуктивности – и все три параметра вместе составляют импеданс.

В общем случае в бюджетной категории проще найти хороший MM-картридж, поэтому не обязательно менять имеющийся, если только вы не планируете полноценное обновление на MC-альтернативу, которая подойдет к вашему проигрывателю. В любом случае убедитесь, что ваш фонокорректор совместим с выбранным картриджем.

В случае если этот элемент не установлен на ваш проигрыватель на заводе или если вы меняете его на другой, обязательно ознакомьтесь с инструкцией о том, как это делать, в руководстве пользователя и с нашим списком лучших моделей.

Компоновка системы

Создание системы всегда требует тщательного обдумывания, но еще актуальнее оно при выборе проигрывателя винила, когда требуется совместить еще больше компонентов.

Мы уже писали о том, как создать идеальную Hi-Fi-систему, но стоит отметить, что многие производители вертушек любят упирать на так называемый «теплый аналоговый звук» – на самом деле просто подчеркивая, что вы слушаете винил, а не цифровую запись.

Если вы предпочитаете именно такой характер, то все в порядке, но и в этом случае вам придется уделить больше внимания оставшейся части системы: например, из-за слишком большого акцента на нижнем участке среднего диапазона звук может стать грязным и неряшливым. Если вы хотите слышать в точности то, что хочет донести проигрыватель, постарайтесь обеспечить прозрачность всех других компонентов системы. Это немного похоже на отношения, где противоположные качества на деле взаимно дополняют друг друга.

На чем бы вы ни остановились, всегда стоит протестировать проигрыватель, который вы решили купить, вместе с системой, к которой вы собираетесь его подключить. Везти всю ее в Hi-Fi-салон (или просить в нем собрать аналогичную) может показаться утомительным, но только так вы сможете узнать, как будет играть вертушка в вашем доме – кроме того, у дилера вполне могут быть предложения, которые вы не рассматривали.

Настройка

У нас есть несколько материалов, посвященных тому, как настроить проигрыватель и как добиться от него наилучшего звучания, но есть несколько факторов, о которых стоит подумать еще до возвращения домой.

Самые важные из них – это местоположение и опора. Поверхность, на которую вы установите вертушку, должна быть совершенно горизонтальной, низкорезонансной и максимально удаленной от всех источников вибраций, включая АС.

Для жесткого бетонного пола оптимальной будет напольная стойка; однако на подвесном деревянном полу она усилит воздействие шагов. В этом случае мы рекомендуем специальную настенную полку; она позволит полностью устранить проблему топота. Только не забудьте о надежных болтах и креплениях, иначе последствия могут оказаться слишком разрушительными.

Большинство проигрывателей снабжены изоляцией какого-либо вида – от простейших резиновых ножек вплоть до продуманной системы полной подвески. Чем она лучше, тем менее капризна вертушка к месту установки. Модель любой конструкции всегда выигрывает от грамотного расположения и надежной опоры.

Что касается настройки, то многие вертушки вплоть до моделей High-End-класса теперь выпускаются практически полностью готовыми к работе; им требуется только задать параметры прижимной силы и антискейтинга, найти которые можно в документации к устройству.

Можно дополнительно приобрести весы для измерения прижимной силы, которые дадут вам более точную информацию о тонарме и позволят упростить подстройку в дальнейшем. Если повезет, можно найти приличные модели за скромную сумму – хотя, как и в случае любого другого Hi-Fi-компонента, поиск идеального варианта может привести к исчерпанию вашего банковского счета.

Правильность выбора и настройки проигрывателя традиционно проверяется в процессе прослушивания. И при поиске подходящей модели, и при выставлении значения прижимной силы с точностью до миллиграммов важно не забыть о главном – насколько вам нравится полученный звук.

Следуя вышеприведенным советам, вы повысите свои шансы на получение выигрышной комбинации.



Вся техника была протестирована в специальных комнатах "What Hi-Fi?"
https://www.whathifi.com/news/about-us

Подготовлено по материалам портала "What Hi-Fi?", сентябрь 2020 г.

Эту статью прочитали 19 038 раз
Статья входит в разделы:Как выбрать. Гид покупателя

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий