Как появление системы записи нот изменило саму музыку

Роб Уэйр (Rob Weir): Система записи определяют связь между композитором и музыкантом. Чем подробнее музыкальная нотация, тем сильнее влияние композитора на выступление. Чем менее подробна запись, тем больше у исполнителя свободы действия.

Изначально музыкальная нотация была не очень подробной, но с течением времени ее точность стала расти. Например, в музыке начала эпохи Возрождения не существовало обозначений для темпа или динамики – выбор оставался за исполнителем.

В музыке Барокко использовался генерал-бас – прием, когда музыкант импровизировал, основываясь на определенных аккордах, как сейчас делают современные джазовые исполнители.

Во времена Бетховена темп задавали с помощью метронома, но даже это оставляло место для импровизации, например, в каденции.

Теперь посмотрите на симфонии Малера, написанные на границе XX века. На каждой странице оставлено огромное количество подробных заметок.


Ивон Карутерс (Yvonne Caruthers): Ответ Роба затрагивает несколько важных тем. Должна добавить, что благодаря музыкальным записям студенты могут обучаться, используя опыт прошлых поколений («открытие» Мендельсоном Баха).

Типы нотации у разных композиторов отличаются друг от друга – как различается и их отношение к нотной записи. Бетховен часто писал партии концертов для фортепиано с оркестром, но не делал подробную записи партии, которую играл сам. Зачем тратить на это время? Она была у него в голове, и он знал, как ее играть. Чтобы этот концерт мог сыграть другой оркестр с другим пианистом, Бетховену все же приходилось записывать партию пианино.

Некоторые композиторы записывали все выступление в виде эскиза партитуры для фортепиано, оставляя оркестровку напоследок (или просили кого-нибудь доделать работу за них), другие – подробно записывали полную версию.

Роб привел в пример симфонию Малера как одно из подробно записанных музыкальных произведений, я же считаю, что наиболее подробно свои сочинения записывал Барток. В конце каждой пьесы для фортепиано он уточнял время на ее проигрывание. Это означало, что если исполнять пьесу строго в заданном темпе, ее длительность составит столько-то секунд (или минут). Это был ответ Бартока на появление экспрессивных исполнителей, которые слишком свободно, по его мнению, изменяли произведения.


Дэвид Ли (David Leigh): Я считаю, что музыкальная нотация сильно повлияла на историю музыки.

Музыка, в отличие от текста в книге, записывается с помощью сокращений. Чтобы понять книгу, достаточно прочитать ее вслух или про себя – порядок, в котором расположены слова, влияет на наше с вами восприятие – мы можем представить себе происходящие события. Что касается музыки, то просто «прочитав» ноты, нельзя получить полное представление о мелодии. Тот факт, что у музыкантов есть специальный набор «стенографических» символов, невероятно важен.

Давайте рассмотрим три способа визуализации музыки, и то, как бы изменилось наше представление о ней, если бы они стали основной формой нотации.

Спектрограмма – представляет соотношение длительности, частоты и амплитуды звука. На картинке ниже представлена спектрограмма простой мелодии, сыгранной на скрипке.

Вот спектрограмма выступления Рашель Гилмор (Rachele Gilmore), которая исполняет каденцию в арии куклы Олимпии из оперы «Сказки Гофмана»:

Очевидно, что этот способ записи хорошо отражает манеру исполнения, но слабо передает высоту звука и ритм. Другими словами, если бы композитор записывал произведения таким образом, то тратил бы очень много времени, уточняя в какой именно тональности нужно играть каждую ноту. Эта система не очень подходит для точной передачи высоты звука и ритма.

Так все исполнители будут звучать почти одинаково. В теории, существовало бы одно идеальное выступление, и все бы равнялись на него. Именно поэтому мы не используем такую систему, но если бы мы все-таки её использовали, то наше представление о музыке было бы совсем другим.

«Гвидонова» рука. Ее использовали в двенадцатом веке, но не для записи музыки, а для обучения.

Суть этой системы в том, что с её помощью можно передавать звуковые переходы, используя язык жестов. Она способствовала развитию контрапункта, популярной музыкальной концепции того времени, так как позволяла строить гармоники очень простым и удобным способом.

«Гвидонова» рука в основном использовалась в многоголосом пении и редко применялась для стандартизации ритма и создания сложных гармоник. Если бы музыка представлялась в таком виде, то импровизировать стало бы проще, и, скорее всего, мы бы не увидели блок-аккордов, которые так популярны сегодня.

«Стандартная музыкальная нотация». Другими словами – то, чем мы сейчас пользуемся.

В сравнении с другими системами, описанными выше, эта имеет четкие обозначения длительности звуков. В ней точно определены их высота и тональность мелодии, а также даются указания относительно характера последней, но строго в рамках заданного ритма. Информация об уровне экспрессивности исполнения передается фигурально и зависит от контекста.

Система не конкретизирует, насколько громким должен быть «форте», или как мягко должен звучать «пиано», что означает «дольче» или «тэнуто». В данной системе у исполнителя меньше контроля, чем в других, но это не мешает импровизировать.

Интересно то, что все могло быть совсем не так. Когда эта система была сформирована, написанной музыки было не так много, и композитор всегда присутствовал при исполнении своего произведения. Исполнителю давалась возможность импровизации, однако система записи четко обозначала силу звука и ритм, тем самым не допуская ошибок в интерпретации.

Сейчас это не так актуально, но мы продолжаем использовать эту систему – она открыла нам ту музыку, которую мы знаем сегодня.

Стоит сказать, что поп-музыку редко записывают подобным образом, потому что те элементы, которые описывает стандартная нотация, в ней не используются. Нотная запись современной классической музыки содержит очень много заметок, касающихся мелодии и ритма (то есть того, что может контролировать композитор), потому что методы обучения музыке остались прежними.

Если, скажем, композиторы начали бы записывать музыку, используя спектрограммы, то обучать исполнителей пришлось бы совсем другим способом. Написанная музыка тоже сильно отличалась бы от существующей.

Эту статью прочитали 10 728 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий