О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Как построить Hi-Fi-систему и не запутаться в проводах. Развенчиваем мифы и подтверждаем легенды о кабелях
Даже в беспроводной системе найдется место кабелям. Действительно ли они так влияют на звук, что им можно поручить доводку аудиотракта до желаемого уровня качества? И сколько денег на это разумно потратить?
Начнем с заявления: кабели действительно влияют на звучание системы. Если бы это было не так, то не процветало бы по всему миру столько компаний, разрабатывающих и выпускающих этот вид Hi-Fi-продукции, кстати, весьма высокомаржинальной. Как говаривал Авраам Линкольн, можно долго обманывать немногих, можно недолго обманывать многих, но нельзя бесконечно обманывать всех…
К слову, Hi-Fi длительное время не обращал внимания на кабели, соединяющие компоненты системы. Если считать, что этот, с одной стороны бизнес, а с другой – страсть для любителей музыки и аудиоаппаратуры, ведет свое начало с конца 50-х годов, когда появился формат стерео, то 20 лет владельцы стереосистем обходились обычными электрическими проводами. И только в 1976 году Боб Абрахам, основатель компании QED, догадался предложить особый продукт для передачи звукового сигнала, выпустив акустический кабель QED 79 как раз с таким числом жил. Многими именно г-н Абрахам признается отцом-основателем «кабелеплетения» как Hi-Fi-отрасли.
Поэтапно и без суеты
Так как же относиться к этим аксессуарам, сколько денег выделять на их приобретение, и как много усилий тратить на выбор наилучших для вас и вашей системы?
Начнем с того, что кабели можно условно разделить на качественные и аудиофильские. Первые – честно проводят сигнал, стараясь как можно меньше его исказить по дороге. Многие из второй категории при этом еще и умудряются придать некий оттенок или «аромат» звучанию. Как нетрудно догадаться, последние стоят дорого, часто неоправданно дорого, но вот с их помощью как раз и создается легенда о том, что правильным подбором электрических соединителей компонентов можно существенно улучшить или поправить звучание системы.
Итак, чтобы получить максимально качественный звук у вас дома, прежде всего следует позаботиться об акустических свойствах того помещения, где вы планируете получать удовольствие от прослушивания музыки.
Далее самое сложное – определение формата системы (классическая, беспроводная с сетевым источником, «все в одном», с телевизором и т.д.) и подбор компонентов. Если у вас уже сложился ее образ – по советам и примерам друзей или обзорам в профильных изданиях – то может получиться так, что аппаратуру придется покупать в разных магазинах или заказывать через Интернет. Тогда подбор кабелей целиком ляжет на ваши плечи.
Проще, если все найдется в одном Hi-Fi-салоне, располагающем комнатой прослушивания и грамотными продавцами. Они предложат необходимые кабели по разумным ценам – как правило, суммарно не превышающим 10% от стоимости системы.
Хайли-лайкли, как нынче говорится, в подготовленном помещении у вас дома вы с нею получите вполне качественный звук, соответствующий ее ценовому сегменту. Если же он не совсем такой, как вы ожидали, то последнее дело пытаться что-то поправить путем замены кабелей.
Прежде всего, стоит подвигать колонки для определения их наилучшего местоположения и подыскать для себя точку оптимального прослушивания, затем, и это ближе к нашей теме, обратить взор на подачу электропитания. Даже Hi-Fi-система бюджетного уровня наверняка станет играть лучше, если между стенной розеткой и ею поместить доступный сетевой фильтр или более солидный и функциональный сетевой фильтр/кондиционер – для более дорогого аудиотракта.
Стоит также посмотреть, какой музыкальный контент вы используете для прослушивания. Возможно, в вашей фонотеке не столь же качественные записи, как в салоне – к примеру, какой-нибудь плоский Uriah Heep образца 1978 года, а не тестовые диски, в выгодном свете представляющие любую аппаратуру – или вы наскоро включили интернет-радио, тогда как в шоуруме вам демонстрировали работу системы с использованием Hi-Res-аудио.
Если же опять что-то не нравится, значит, ошибка носит системный характер. К примеру, колонки слишком велики и «басовиты» для вашей комнаты. Тогда стоит воспользоваться законом и в течение двух недель вернуть неудачную покупку продавцу.
Десять процентов и хорошие отзывы
В случае, когда вы собираете систему, не имея возможности предварительно прослушать ее, то при покупке кабелей следует ориентироваться на те же 10% общей стоимости. Выбрать торговую марку помогут обзоры в прессе и отзывы в Интернете, а у крупных и известных производителей, как правило, есть линейки продуктов на всякий кошелек, да и качество гарантировано.
Бюджетные электронные компоненты порой поставляются с проводами «нонейм» в комплекте. Не бросайтесь сразу в магазин, чтобы их заменить, однако найдите способ взять «на примерку» что-то брендовое. Вполне возможен существенный прирост качества изображения и/или звука; особенно это касается цифровых кабелей.
Колонки могут располагать двумя парами клемм, то есть быть готовыми для двухкабельного подключения к усилителю (по схеме bi-wiring). Этот вариант тоже стоит опробовать, прежде чем покупать специальный кабель, поскольку улучшение звучания не гарантировано.
В целом же очень важно, чтобы все соединения были надежными, как в механическом, так и в электрическом планах. Это значит, что разъемы должны быть хорошими и правильно подсоединенными к проводу, а если используется неразделанный акустический кабель, то его концы стоит залудить или обжать. Звучание системы не должно меняться при замене правого кабеля на левый – и наоборот. Если это происходит, значит какой-то из них проблемный. Наконец, как и компоненты системы, эти аксессуары требуют некоторого времени на прогрев.
Действительно, улучшают
Все вышесказанное относится к бюджетному и чуть выше сегментам Hi-Fi, в которых разумно использовать просто качественные кабели. Если же Hi-Fi-система стоит дороже, то и 10% выливаются в солидную сумму, за которую можно приобрести более высококлассные модели.
Пока сверхпроводники не стали доступными для аудиовидеотехники, компоненты продолжат соединять обычными кабелями, в которых, как никто не будет спорить, происходит деградация сигнала. Производители этой продукции разработали множество технологий, позволяющих снизить потери и уменьшить искажения. А слух человека, тем более тренированный – настолько тонкий инструмент, что способен замечать разницу в звучании при совсем мизерных отличиях в сигналах.
Особенно хорошо она заметна на более дорогих, а значит, как правило, и высококлассных компонентах, способных демонстрировать более высокую детальность, лучшую динамику и безупречную тональную сбалансированность. Соответственно, и аудиосигнал должен проходить по кабелям, связывающим аппаратуру и АС, не теряя музыкальную информацию и не напитываясь шумами и помехами. Более технологичные модели лучше обеспечивают беспрепятственный транзит, но и стоят они дороже. Так что в каком-то смысле кабели могут улучшить звучание и изображение, а точнее вывести его на тот уровень качества, который заложен в самой аудио- и видеоаппаратуре.
Просто фантастика
Ну и наконец, мы поднимаемся на тот фантастический уровень Hi-Fi-мира, где деньги не играют своей сдерживающей роли при подборе системы. Здесь давать советы не имеет особого смысла: этим делом занимаются либо профессионалы, нанятые ее будущими владельцами, либо люди, одержимые аудиофильской страстью, которые руководствуются только собственными предпочтениями.
В ход идут не только кабели, но и многие другие аксессуары: дорогостоящие стойки, опоры под компоненты, кондиционеры и регенераторы сетевого электропитания, разнообразные «очистители» для цифровых сигналов и т.д. И все это в большинстве случаев работает, а многочисленные обзоры в прессе вполне адекватно отражают их влияние на звук.
Так что вполне возможно, заменив один из имеющихся комплектов кабелей на другой, получить иной, более подходящий под настроение или жанр музыки оттенок звучания. В итоге довольны все: и аудиофилы, которые вообще-то слушают не музыку, а звук, находя в этом истинное наслаждение, и бизнесмены от Hi-Fi, пожалуй, самые безобидные из всех, продающие чистое удовольствие без побочных вредных последствий.
Несколько полезных советов
Кабели влияют на звук, позволяя вывести его качество на уровень, заложенный в компоненты системы, но бесполезно с их помощью пытаться поправить какой-то серьезный недостаток, к примеру, неровный тональный баланс
Правило «десяти процентов» рекомендуют даже производители кабелей. В нашем мире качество определяется ценой; в ряде случаев дорогие модели могут улучшить звучание бюджетных компонентов (довести его до кондиции), но стоит ли это затраченных денег? Лучше заменить что-то в самой системе
Музыкальный контент в форматах Hi-Res-аудио становится все доступнее. Именно на его воспроизведение и стоит ориентироваться при формировании аудиотракта. Даже очень хорошие кабели не обеспечат аналогичного прироста качества звучания
Аудиофилам советов не даем – они руководствуются только своими пристрастиями. Однако очень дорогие кабели, действительно, способны порадовать новыми оттенками и нюансами в звучании
1. Подскажите для подключения акустической системы по методу "Bi-Wiring" к усилителю лучше использовать плетенные кабеля или прямые (парные).
2. Концы кабеля можно пропаять с серебро содержащим оловом или лучше скрутка и обжимание?
3. Диаметр кабеля желательно при расстоянии колонок от усилителя --1,5 - 2 метра - 2,5мм или 4мм?
https://gizmodo.com/james-randi-offers-1-million-if-audiophiles-can-prove-305549 Даже за миллион долларов не соглашаются на тест))
они не отличают Баскова от Паваротти, а Анну Нетребко от Джесси Норман, но это уже для летучих мышей, дельфинов, кошек и аудиофилов не важно.
Пробовали по-разному. И тут как пойдет. Может получиться весьма неплохой кабель, а может откровенное безобразие. Так же много зависит от системы. В какой-то можно уловить разницу, в какой-то нет. Я уже описывал случай, когда 4 одинаковых медных моножилы оформили в разные изоляторы. Две были затянуты в термоусадку, две в тряпичную оплетку типа змеиная кожа. Так вот по характеру звука это были СИЛЬНО отличающиеся кабели. Помню как-то добрый клиент притащил мне два куска медных моножильных с какими-то супермега добавками для применения в космической области. Сделал я из него акустический. На фоне различных акустичесских кабелей как недорогих, так и недешевых, отличился способностью воспроизводить басовую секцию. Если ВЧ и СЧ звучали приемлемо, то бас, как корова языком слизнула. Вот тебе и спец кабель. Для одних сигналов он может и идеален, а вот для передачи аудио оказался кривым. Так что только пробовать. Я вот в свое время ради эксперимента ПВС в качестве акустического пробовал. Так вот ТУ если, так вообще беда-беда, а если ГОСТовский, то одного производителя - один результат, другого - другой. В целом неплохо. Но есть некоторые тонкости, которые пришли во время экспериментов.
P.S. и серебрянка никак не отличается от чистой меди... ага...
Если система построена "криво", замена только кабелей не может решить проблему. Это факт.
Интересно, по каким конкретно параметрам (которые обязательно привести в dB например) произойдёт слышимое улучшение в звучании, и эти улучшенные параметры можно было самостоятельно измерить. Ясно же, если улучшение слышимое, тогда непременно изменения и в электрическом тракте будут заметны. Конкретно, какие именно?
После многолетнего опыта тестирования мы тоже не устаем удивляться тому, что кабели способны придавать тот или иной оттенок звучанию, а также восхищаться граничащим с шаманством мастерством их разработчиков.
Надеемся, что рано или поздно будет найдена разгадка связи процессов, возникающих при прохождении электрических сигналов в проводниках, с качеством, а также характером звука. И, соответственно, будут созданы методики и измерительные тракты, позволяющие отобразить все это в цифрах.
Правда, Hi-Fi тогда станет скучным перечислением этих параметров.