Как построить Hi-Fi-систему и не запутаться в проводах. Развенчиваем мифы и подтверждаем легенды о кабелях

Даже в беспроводной системе найдется место кабелям. Действительно ли они так влияют на звук, что им можно поручить доводку аудиотракта до желаемого уровня качества? И сколько денег на это разумно потратить?



Начнем с заявления: кабели действительно влияют на звучание системы. Если бы это было не так, то не процветало бы по всему миру столько компаний, разрабатывающих и выпускающих этот вид Hi-Fi-продукции, кстати, весьма высокомаржинальной. Как говаривал Авраам Линкольн, можно долго обманывать немногих, можно недолго обманывать многих, но нельзя бесконечно обманывать всех…

К слову, Hi-Fi длительное время не обращал внимания на кабели, соединяющие компоненты системы. Если считать, что этот, с одной стороны бизнес, а с другой – страсть для любителей музыки и аудиоаппаратуры, ведет свое начало с конца 50-х годов, когда появился формат стерео, то 20 лет владельцы стереосистем обходились обычными электрическими проводами. И только в 1976 году Боб Абрахам, основатель компании QED, догадался предложить особый продукт для передачи звукового сигнала, выпустив акустический кабель QED 79 как раз с таким числом жил. Многими именно г-н Абрахам признается отцом-основателем «кабелеплетения» как Hi-Fi-отрасли.

Поэтапно и без суеты

Так как же относиться к этим аксессуарам, сколько денег выделять на их приобретение, и как много усилий тратить на выбор наилучших для вас и вашей системы?

Начнем с того, что кабели можно условно разделить на качественные и аудиофильские. Первые – честно проводят сигнал, стараясь как можно меньше его исказить по дороге. Многие из второй категории при этом еще и умудряются придать некий оттенок или «аромат» звучанию. Как нетрудно догадаться, последние стоят дорого, часто неоправданно дорого, но вот с их помощью как раз и создается легенда о том, что правильным подбором электрических соединителей компонентов можно существенно улучшить или поправить звучание системы.

Итак, чтобы получить максимально качественный звук у вас дома, прежде всего следует позаботиться об акустических свойствах того помещения, где вы планируете получать удовольствие от прослушивания музыки.

Далее самое сложное – определение формата системы (классическая, беспроводная с сетевым источником, «все в одном», с телевизором и т.д.) и подбор компонентов. Если у вас уже сложился ее образ – по советам и примерам друзей или обзорам в профильных изданиях – то может получиться так, что аппаратуру придется покупать в разных магазинах или заказывать через Интернет. Тогда подбор кабелей целиком ляжет на ваши плечи.

Проще, если все найдется в одном Hi-Fi-салоне, располагающем комнатой прослушивания и грамотными продавцами. Они предложат необходимые кабели по разумным ценам – как правило, суммарно не превышающим 10% от стоимости системы.

Хайли-лайкли, как нынче говорится, в подготовленном помещении у вас дома вы с нею получите вполне качественный звук, соответствующий ее ценовому сегменту. Если же он не совсем такой, как вы ожидали, то последнее дело пытаться что-то поправить путем замены кабелей.

Прежде всего, стоит подвигать колонки для определения их наилучшего местоположения и подыскать для себя точку оптимального прослушивания, затем, и это ближе к нашей теме, обратить взор на подачу электропитания. Даже Hi-Fi-система бюджетного уровня наверняка станет играть лучше, если между стенной розеткой и ею поместить доступный сетевой фильтр или более солидный и функциональный сетевой фильтр/кондиционер – для более дорогого аудиотракта.

Стоит также посмотреть, какой музыкальный контент вы используете для прослушивания. Возможно, в вашей фонотеке не столь же качественные записи, как в салоне – к примеру, какой-нибудь плоский Uriah Heep образца 1978 года, а не тестовые диски, в выгодном свете представляющие любую аппаратуру – или вы наскоро включили интернет-радио, тогда как в шоуруме вам демонстрировали работу системы с использованием Hi-Res-аудио.

Если же опять что-то не нравится, значит, ошибка носит системный характер. К примеру, колонки слишком велики и «басовиты» для вашей комнаты. Тогда стоит воспользоваться законом и в течение двух недель вернуть неудачную покупку продавцу.

Десять процентов и хорошие отзывы

В случае, когда вы собираете систему, не имея возможности предварительно прослушать ее, то при покупке кабелей следует ориентироваться на те же 10% общей стоимости. Выбрать торговую марку помогут обзоры в прессе и отзывы в Интернете, а у крупных и известных производителей, как правило, есть линейки продуктов на всякий кошелек, да и качество гарантировано.

Бюджетные электронные компоненты порой поставляются с проводами «нонейм» в комплекте. Не бросайтесь сразу в магазин, чтобы их заменить, однако найдите способ взять «на примерку» что-то брендовое. Вполне возможен существенный прирост качества изображения и/или звука; особенно это касается цифровых кабелей.

Колонки могут располагать двумя парами клемм, то есть быть готовыми для двухкабельного подключения к усилителю (по схеме bi-wiring). Этот вариант тоже стоит опробовать, прежде чем покупать специальный кабель, поскольку улучшение звучания не гарантировано.

В целом же очень важно, чтобы все соединения были надежными, как в механическом, так и в электрическом планах. Это значит, что разъемы должны быть хорошими и правильно подсоединенными к проводу, а если используется неразделанный акустический кабель, то его концы стоит залудить или обжать. Звучание системы не должно меняться при замене правого кабеля на левый – и наоборот. Если это происходит, значит какой-то из них проблемный. Наконец, как и компоненты системы, эти аксессуары требуют некоторого времени на прогрев.

Действительно, улучшают

Все вышесказанное относится к бюджетному и чуть выше сегментам Hi-Fi, в которых разумно использовать просто качественные кабели. Если же Hi-Fi-система стоит дороже, то и 10% выливаются в солидную сумму, за которую можно приобрести более высококлассные модели.

Пока сверхпроводники не стали доступными для аудиовидеотехники, компоненты продолжат соединять обычными кабелями, в которых, как никто не будет спорить, происходит деградация сигнала. Производители этой продукции разработали множество технологий, позволяющих снизить потери и уменьшить искажения. А слух человека, тем более тренированный – настолько тонкий инструмент, что способен замечать разницу в звучании при совсем мизерных отличиях в сигналах.

Особенно хорошо она заметна на более дорогих, а значит, как правило, и высококлассных компонентах, способных демонстрировать более высокую детальность, лучшую динамику и безупречную тональную сбалансированность. Соответственно, и аудиосигнал должен проходить по кабелям, связывающим аппаратуру и АС, не теряя музыкальную информацию и не напитываясь шумами и помехами. Более технологичные модели лучше обеспечивают беспрепятственный транзит, но и стоят они дороже. Так что в каком-то смысле кабели могут улучшить звучание и изображение, а точнее вывести его на тот уровень качества, который заложен в самой аудио- и видеоаппаратуре.

Просто фантастика

Ну и наконец, мы поднимаемся на тот фантастический уровень Hi-Fi-мира, где деньги не играют своей сдерживающей роли при подборе системы. Здесь давать советы не имеет особого смысла: этим делом занимаются либо профессионалы, нанятые ее будущими владельцами, либо люди, одержимые аудиофильской страстью, которые руководствуются только собственными предпочтениями.

В ход идут не только кабели, но и многие другие аксессуары: дорогостоящие стойки, опоры под компоненты, кондиционеры и регенераторы сетевого электропитания, разнообразные «очистители» для цифровых сигналов и т.д. И все это в большинстве случаев работает, а многочисленные обзоры в прессе вполне адекватно отражают их влияние на звук.

Так что вполне возможно, заменив один из имеющихся комплектов кабелей на другой, получить иной, более подходящий под настроение или жанр музыки оттенок звучания. В итоге довольны все: и аудиофилы, которые вообще-то слушают не музыку, а звук, находя в этом истинное наслаждение, и бизнесмены от Hi-Fi, пожалуй, самые безобидные из всех, продающие чистое удовольствие без побочных вредных последствий.

Несколько полезных советов

  1. Кабели влияют на звук, позволяя вывести его качество на уровень, заложенный в компоненты системы, но бесполезно с их помощью пытаться поправить какой-то серьезный недостаток, к примеру, неровный тональный баланс

  2. Правило «десяти процентов» рекомендуют даже производители кабелей. В нашем мире качество определяется ценой; в ряде случаев дорогие модели могут улучшить звучание бюджетных компонентов (довести его до кондиции), но стоит ли это затраченных денег? Лучше заменить что-то в самой системе

  3. Музыкальный контент в форматах Hi-Res-аудио становится все доступнее. Именно на его воспроизведение и стоит ориентироваться при формировании аудиотракта. Даже очень хорошие кабели не обеспечат аналогичного прироста качества звучания

  4. Аудиофилам советов не даем – они руководствуются только своими пристрастиями. Однако очень дорогие кабели, действительно, способны порадовать новыми оттенками и нюансами в звучании

Эту статью прочитали 19 026 раз
Статья входит в разделы:Полезные советыИнтересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
19 сентября 2019, 23:38
Олег (Гость)
Кабели, разъемы для подключения акустики.
По составу и стоимости кабелей все ясно.
1. Подскажите для подключения акустической системы по методу "Bi-Wiring" к усилителю лучше использовать плетенные кабеля или прямые (парные).
2. Концы кабеля можно пропаять с серебро содержащим оловом или лучше скрутка и обжимание?
3. Диаметр кабеля желательно при расстоянии колонок от усилителя --1,5 - 2 метра - 2,5мм или 4мм?
26 сентября 2019, 19:17
Ирина Кербникова (Аудиомания)
Здравствуйте, Олег! Можно использовать витые кабели, можно парные, Если кабель витой, ,например, Supra Rondo Bi-Wire 4x2.5 mm фирма производитель даёет специальные рекомендации по подключению - 2компания Supra рекомендует выполнить по схеме "star-quad", как обеспечивающую низкую индуктивность и наилучшее качество звука. Выполняется это соединение следующим образом. Со стороны усилителя в кабеле Supra Rondo 4 х 2.5 mm необходимо объединить проводники с изоляцией красного и светло-голубого цветов, и подключить их к положительной (или "красной") клемме аппарата. Затем надо объединить черный и белый проводники кабеля и подключить к отрицательной (или "черной") клемме усилителя. Для того, чтобы получить максимально надежное, долговечное и безопасное соединение, проводники лучше всего объединять в качественном штекере". Можно под обжим, можно под пайку серебросодержащим припоем. На расстояние 2 метра вполне достаточно кабеля сечением 2.5 мм кв.
6 февраля 2019, 14:40
Станислав (Клиент Аудиомании)
Отличная статья. Кстати, каблефилы никогда не соглашаются на слепой тест (А/Б тестирование) проводов. Ибо плацебо не может его пройти. Лучше здесь рассуждать не физическим параметрами типа емкость, сопротивление, индуктивность, а "воздушностью", "детализацией" и прочими шаманскими терминами.
https://gizmodo.com/james-randi-offers-1-million-if-audiophiles-can-prove-305549 Даже за миллион долларов не соглашаются на тест))
27 июня 2019, 02:42
Алексей Владимирович (Клиент Аудиомании)
Иногда соглашаются, но результаты тестов спокойно классифицируются как - случайно угадал. У меня знакомый владеющий системой приметно за 26 000$ и до некоторых пор искавший звучащие провода одному и тому же межблочному проводу дал несколько разных оценок на своей системе, бедняга не знал что провода даже не перетыкались, но организатор усердно делал вид что меняет кабели ))) А оценивал он фактически свой же межблочник за 1000$ с чем то, только не знал об этом... А ещё веселее становится когда переключение делаешь не через остановку воспроизведения, а на лету, вот тогда почти всегда разницы не слышно, ну кроме случаев с откровенным хламом на усилителе с низкоомным входом. Та же ситуация с его дорогими медными акустическими примерно одного сечения, говорил что на одном вялый бас, на другом мягкие высокие, на третьем середина ярковата потому ищет идеальный для себя провод, сравнили ачх на одной и то же системе, они получились идентичными, сравнили тестом на реальных треках с переключением на лету, владелец тут же признал что провода звучат идентично.
9 сентября 2019, 14:03
Андрей Лукин (Клиент Аудиомании)
а если заинтересовать материально ? ответил правильно - получи 1000 вечнозеленых . ответил неправильно - та же тысяча с него . думаю при таком раскладе желающих утверждать . что слышат разницу звучания проводов будет стремиться к нулю
9 сентября 2019, 20:43
Алексей Владимирович (Клиент Аудиомании)
На самом деле есть ситуации когда провода "звучат", но это скорее больше связано с конструктивными особенностями техники.
10 сентября 2019, 11:28
Андрей Лукин (Клиент Аудиомании)
" конструктивные особенности " тоже в кавычки . ибо это не особенности а огрехи какие то . возможно специальные - чтоб кабели продавались
10 сентября 2019, 14:36
Алексей Владимирович (Клиент Аудиомании)
Скорее всего специально. Если бы разработками занимались инженеры, было бы иначе, но уже давно разработкой занимаются маркетологи, а от них можно ждать чего угодно.
20 сентября 2019, 21:18
Борис (Гость)
Они ещё придумали для особо одаренных аудиофилов подставочки для кабелей по 50$ за штуку, специальные силовые провода по сотне баксов за метр и прочую дребедень, которая кардинально влияет на звук, и что важно, эти параноики все эти "эффекты" прекрасно слышат. При этом, правда,
они не отличают Баскова от Паваротти, а Анну Нетребко от Джесси Норман, но это уже для летучих мышей, дельфинов, кошек и аудиофилов не важно.
22 сентября 2019, 11:39
Алексей Владимирович (Клиент Аудиомании)
На счёт улучшения звука не знаю, не слышу, а вот эффект от эстетической составляющей есть, просто глаз радуется когда провода не валяются на полу, в результате они всегда чистые, но естественно речь не идёт о "золотых" подставках
12 января 2019, 12:51
Сергей (Гость)
На приличные аппараты ставить Клотц? Это даже не бред, а что-то похуже.
27 июня 2019, 02:17
Алексей Владимирович (Клиент Аудиомании)
Как думаете, что будет если сделать межблочник или акустический из магистрального сигнального кабеля 4x4 или подобного ? Эти провода изначально спроектированы что бы быть лучше любого шир. потреба потому что у них задача передача сигнала на очень большие расстояния и стоят они к слову не много дороже клотца за метр...
27 июня 2019, 12:09
Дмитрий Зверев (Аудиомания) Специалист по Hi-Fi и High End оборудованию
Алексей, день добрый.

Пробовали по-разному. И тут как пойдет. Может получиться весьма неплохой кабель, а может откровенное безобразие. Так же много зависит от системы. В какой-то можно уловить разницу, в какой-то нет. Я уже описывал случай, когда 4 одинаковых медных моножилы оформили в разные изоляторы. Две были затянуты в термоусадку, две в тряпичную оплетку типа змеиная кожа. Так вот по характеру звука это были СИЛЬНО отличающиеся кабели. Помню как-то добрый клиент притащил мне два куска медных моножильных с какими-то супермега добавками для применения в космической области. Сделал я из него акустический. На фоне различных акустичесских кабелей как недорогих, так и недешевых, отличился способностью воспроизводить басовую секцию. Если ВЧ и СЧ звучали приемлемо, то бас, как корова языком слизнула. Вот тебе и спец кабель. Для одних сигналов он может и идеален, а вот для передачи аудио оказался кривым. Так что только пробовать. Я вот в свое время ради эксперимента ПВС в качестве акустического пробовал. Так вот ТУ если, так вообще беда-беда, а если ГОСТовский, то одного производителя - один результат, другого - другой. В целом неплохо. Но есть некоторые тонкости, которые пришли во время экспериментов.
27 июня 2019, 12:31
Алексей Владимирович (Клиент Аудиомании)
Добрый день, согласен. От самого кабеля зависит, то есть его конструкции и диэлектрика, проверено экспериментально, не все конструкции и диэлектрики одинаково хороши если планируется применять например в качестве акустического, но есть идеально проходящие как для изготовления акустических, так и межблочных с меньшим сечением жилы, причём большее влияние оказывает именно материал диэлектрика, что подтверждают Ваши тесты.
30 декабря 2018, 03:52
Алексей Николаевич (Клиент Аудиомании)
Конечно, выправить звучание системы кабелями не удастся, но приблизить звучание к Натуральному можно. Потому замена кабелей не бред, а необходимость для ищущего меломана, система которого достигла совершенства в его понимании. Скажу сразу -я остановился на недорогом варианте, который выбрал путём экспериментов. Конечно для тех, кто не понимает, где Золотая середина, поиск и замена кабелей бесполезны. Но всё очень просто -музыка должна звучать Натурально, быть Живой, а не потакать вкусам хозяев аппаратов. И хорошо, что есть магазины, как Аудиомания, где можно взять кабели под залог для сравнения.
18 ноября 2018, 10:35
Андрей Григорьевич (Клиент Аудиомании)
Хорошая статья, очень трезвые аргументы. На хорошей аппаратуре разные аудиофильные кабели звучат по разному, где она золотая середина никому не известно. У одного из моих друзей нешуточная коллекция винтажной техники очень серьезного топового уровня и при этом он абсолютно не заморачивается покупкой волшебных кабелей, звучание при этом всей этой техники великолепное. Другой мой товарищ просто помешался на проводах цена их уже скоро превысит стоимость самой техники и конца этому не видно, все никак не достигнет совершенства. Я думаю что корень этого явления лежит в головах, а не в ушах. Ну очень любят люди эти красивые и блестящие игрушки. Хотя несомненно ,что в определенной степени кабели могут менять звучание систем высокого уровня и если вы это не признаете, то вы либо глухой, либо выша техника ни на что не способна.
17 ноября 2018, 21:39
Ни4олай (Гость)
Совсем уж палку то не перегибайте... Ни в одном из аудиошорумах не найдешь прослушки на жидких Клотцах. Там всегда как минимум Ovalы 9-12 ...
P.S. и серебрянка никак не отличается от чистой меди... ага...
16 ноября 2018, 20:15
Александр (Клиент Аудиомании)
С ума сойти!... Не верю своим глазам. Наконец-то написали, что замена кабелей это бред.
17 ноября 2018, 13:24
Владимир Лобков (Аудиомания)
Александр, добрый день.
Если система построена "криво", замена только кабелей не может решить проблему. Это факт.
17 ноября 2018, 15:52
Александр (Клиент Аудиомании)
Я бы сказал, что замена кабелей вообще никак не влияет на проблему.
17 ноября 2018, 16:54
Владимир Лобков (Аудиомания)
Спасибо за Ваше мнение.
6 сентября 2019, 15:53
Иван (Гость)
Для акустического кабеля работает только закон Ома, всё остальное маркетинг для выкачивания денег.
7 сентября 2019, 15:45
Вадим (Клиент Аудиомании)
Работают уши слушателя. Закон Ома в этом помогает.
6 сентября 2019, 21:29
Александр Юрьевич (Клиент Аудиомании)
Написано: Однако очень дорогие кабели, действительно, способны порадовать новыми оттенками и нюансами в звучании.
Интересно, по каким конкретно параметрам (которые обязательно привести в dB например) произойдёт слышимое улучшение в звучании, и эти улучшенные параметры можно было самостоятельно измерить. Ясно же, если улучшение слышимое, тогда непременно изменения и в электрическом тракте будут заметны. Конкретно, какие именно?
10 сентября 2019, 12:39
Вячеслав Шляпников (Аудиомания)
Александр, если бы все аспекты звучания всех Hi-Fi-компонентов и степень полученного от прослушивания удовольствия возможно было измерить в дБ или других единицах, то вокруг этой отрасли не сложился бы такой ореол сакральности, и не существовала бы профильная журналистика со статьями, полными описаний впечатлений.

После многолетнего опыта тестирования мы тоже не устаем удивляться тому, что кабели способны придавать тот или иной оттенок звучанию, а также восхищаться граничащим с шаманством мастерством их разработчиков.

Надеемся, что рано или поздно будет найдена разгадка связи процессов, возникающих при прохождении электрических сигналов в проводниках, с качеством, а также характером звука. И, соответственно, будут созданы методики и измерительные тракты, позволяющие отобразить все это в цифрах.

Правда, Hi-Fi тогда станет скучным перечислением этих параметров.
10 сентября 2019, 20:25
Александр Юрьевич (Клиент Аудиомании)
С этим конечно согласен. "Без привидения этот замок не стоит ни цента больше чем я за него заплатил" :))
20 сентября 2019, 15:25
Борис (Гость)
Никакой особой разгадки процессов прохождения сигналов по проводам искать не надо. Те, кто учился в школе, а тем более, в институте, все это знают. Например, Кен Ишивата на вопрос о роли кабелей в аналоговой цепи ответил, что любой кабель можно рассматривать как пассивный фильтр, то есть сочетание индуктивности, ёмкости и сопротивления. Понятно, что индуктивность акустического кабеля ничтожна, остаётся ёмкость и сопротивление, которые тоже весьма малы, т.е. имеем RC - фильтр очень слабо влияющий на всю цепь, типа "усилитель-колонки". Поэтому считаю, что проблема кабелей это чисто маркетинговая уловка по выкачиванию денег у малограмотных и богатеньких любителей дорогой аппаратуры. Подумайте, если даже у вас не слишком дорогая стерео система в среднем по 1000 $ за компонент, то на кабели уйдёт 10%, т.е. три сотни - это же чистый развод лохов на деньги. Правильное сочетание усилителя и акустики по импедансу -- вот главная забота, ну и расположение колонок в комнате важная вещь.
22 сентября 2019, 19:36
Борис (Гость)
Любитель мистики и эзотерикив звуке, т.е. истинный аудиофил, вам наплетет кучу туманных слов и сомнительных терминов, под которыми нет никакого физического смысла и они измерению не поддаются. Но ведь на то он и аудиофил, поскольку своими золотыми ушами слышит то, что невозможно измерить нашими грубыми приборами, а законов прохождения переменного тока по проводникам он или вообще не знает, или плевал на них. Любой кабель - это обычная RC - цепь с параметрами ничтожной величины по сравнению с аналогичными у колонок. Если , конечно, кабель не пару сотен метров длиной, а обычные два-три метра, то его влияние ни измерить, ни услышать невозможно. Проблему кабелей раздувают маркетологи, а их клиенты - это или малограмотные, или склонные к мистике любители музыки с тугими кошельками.
Написать свой комментарий