Как получить наилучший звук от проигрывателя винила, статья. Журнал "WHAT HI-FI?"


Винил – формат-долгожитель, который и не собирается умирать. В конце девяностых казалось, что его дни сочтены, однако с тех пор – медленно, но верно – продажи виниловых дисков растут.

И это замечательно. Этот формат нам очень нравится, он способен создавать фантастический звук, если только не пожалеть усилий на настройку; в этом отношении винил выделяется среди всех прочих форматов. В отличие от цифровых носителей и устройств, небрежность при установке может совершенно исказить звучание.

Сейчас на рынке немало моделей класса «включи и играй», а о настройке более капризного проигрывателя можно попросить продавца. Но если вы не боитесь «запачкать руки», вы можете многое сделать самостоятельно и максимально полно реализовать возможности вашего проигрывателя.

Итак, если хотите узнать все секреты лучшего звука – от установки тонарма до настройки картриджа – здесь вы найдете все, что нужно.

Как работают виниловые пластинки?

Внимательно посмотрите на диск. Спиральная канавка заполнена множеством мельчайших бугорков, которые приводят в движение перо картриджа (его часто называют иглой). При помощи электромагнитного механизма в корпусе картриджа это движение преобразуется в электрический сигнал.

Представьте себе, что тонкий алмазный наконечник картриджа должен реагировать на бугорки величиной в микрон (одна тысячная миллиметра) – это очень сложная задача! Любая вибрация извне ухудшает способность картриджа к передаче информации с диска.

Возмущения могут вызываться разными причинами: это может быть звук из колонок, шаги, передающиеся по полу, и даже уличный транспорт, если стены дома воспринимают вибрацию от его движения. Это не шутка.

Проведите эксперимент: установите иглу картриджа на диск, но не включайте воспроизведение. Поднимите громкость усилителя и легонько постучите по подставке проигрывателя и по нему самому, а потом прогуляйтесь рядом с местом его установки. Гулкий звук, который вы услышите из колонок – это механическая энергия, которую воспринимает проигрыватель. Ужасно громко, правда?

При воспроизведении винилового диска эта «лишняя» энергия по-прежнему передается на проигрыватель, не только усложняя его работу, но и внося свой вклад в звучание записи. В результате в лучшем случае качество звучания слегка ухудшится; в худшем – зловещая обратная связь совершенно испортит все дело.

Именно поэтому прежде всего позаботьтесь о надежности установки проигрывателя, если рассчитываете на качественный звук.

Выбор места для установки

Идеальная стойка под проигрыватель – совершенно горизонтальная, низкорезонансная и установленная максимально далеко от всех источников вибрации, включая колонки.

Для жесткого бетонного пола оптимальной будет напольная стойка; однако на подвесном деревянном полу она усилит воздействие шагов. Обладателям такого пола мы рекомендуем специальную настенную полку; она позволит полностью устранить проблему с шагами. Только не забудьте о крепких болтах и креплениях, иначе последствия могут оказаться слишком печальными.

Большинство проигрывателей снабжены какой-либо разновидностью изоляции – от простейших резиновых ножек вплоть до продуманной системы полной подвески. Чем лучше изоляция, тем менее капризен будет проигрыватель к месту установки; но даже самая «навороченная» конструкция выигрывает от грамотного расположения и надежной опоры.

Выравнивание проигрывателя

После того как идеальное место для винилового проигрывателя найдено, необходимо его выровнять. Нужно убедиться в том, что все составляющие строго горизонтальны, чтобы иглу можно было точно установить в канавку. Лучше всего воспользоваться для проверки небольшим спиртовым уровнем.

Начните с цоколя проигрывателя. Если стойка сама по себе горизонтальна, как это и должно быть, остальное не составит проблемы.

Но если по какой-либо причине вам требуется подстройка, на этот случай многие проигрыватели оснащаются настраиваемыми ножками. После этого необходимо проверить уровень опорного диска. У большинства моделей положение опорного диска фиксировано относительно цоколя – они параллельны друг другу, если только не случилось чего-то непредвиденного. Однако проигрыватели с подвеской позволяют слегка менять их взаимное расположение.

Обычно выравнивание выполняется на месте, но некоторым моделям требуется специальное приспособление, за которым придется ехать к продавцу.

Настройка прижимной силы

Во времена расцвета винила было общепринятой практикой менять и сравнивать проигрыватели, тонармы и картриджи. Сегодня такой подход тоже не возбраняется, хотя большинство моделей поставляются уже с тонармами, и покупателю остается только подобрать картридж. А в самых бюджетных ценовых категориях нередко и картридж входит в комплект, что еще больше упрощает дело. Однако без некоторой доводки и в этом случае не обойтись.

Настройка тонарма и картриджа обычно производится одновременно. Если картридж уже установлен в тонарм, это не составит труда. Вам нужно будет только настроить прижимную силу (при помощи перемещения противовеса на заднем конце тонарма) и задать смещение для компенсации скатывающей силы, действующей на внутреннюю сторону канавки.

Производитель картриджа указывает рекомендованный диапазон значений прижимной силы – как правило, он составляет от 1,5 до 2,5 граммов – и одно основное значение. С него следует начать, но, учитывая различные технологические допуски разных производителей и использование разных тонармов, стоит поэкспериментировать для получения наилучшего звучания. Однако постарайтесь не выходить за рамки рекомендованного диапазона.

Если звук кажется вам слишком пресным и безжизненным, значит, прижимная сила слишком велика; неплотное и агрессивное звучание говорит о слишком низком значении. Если переборщить с легкостью в стремлении уменьшить износ пластинок, картридж будет перескакивать с канавки на канавку, повреждая их при этом. Если сомневаетесь, установите чуть более высокий вес; положение иглы в канавке будет более стабильным, привнося меньше искажений в звук и причиняя меньший ущерб диску.

Большинство противовесов снабжены маркировкой; если же хотите добиться максимальной точности, купите специальную шкалу для картриджа. Они бывают разными: дорогие цифровые обеспечивают высокую точность измерений, но и пластиковые вполне справляются с делом, а стоят при этом всего несколько фунтов.

Настройка высоты тонарма и ориентации картриджа

Большинство проигрывателей среднего и верхнего сегментов рынка позволяют настраивать высоту тонарма. Обычно он располагается параллельно плоскости пластинки, хотя иногда картридж может требовать другой конфигурации. Но в общем случае при слишком высокой установке тонарма звук при увеличении громкости становится чересчур ярким и напористым, при слишком низкой – наоборот.

Если картридж не установлен в тонарм, придется немного поработать. Большинство моделей крепятся при помощи двух болтов Будьте внимательны: они очень маленькие и легко теряются. У некоторых моделей в корпус встроены закладные гайки, которые упрощают соединение.

После установки картриджа в тонарм к нему необходимо прикрепить тонкие и хрупкие провода. Для удобства они окрашены в разные цвета. В корпусе картриджа очень мало места, так что для монтажа вам понадобятся маленькие длинноносые плоскогубцы. Будьте осторожны: повредить контакты и даже сами провода не так уж сложно.

Далее необходимо выровнять картридж, для чего вам потребуется специальная мерная линейка. Можно купить дорогую металлическую; большинство производителей вкладывают в комплект простую, но эффективную картонную линейку. На ней обычно имеются две точки, окруженные параллельными линиями.

Поместив иглу картриджа в каждую из двух точек, необходимо убедиться, что его корпус выровнен по этим линиям. Процесс требует терпения, но после того, как картридж будет установлен должным образом, игла станет располагаться под правильным углом к канавке диска, что снизит уровень искажений и износ пластинок.

Не пожалейте времени на настройку; ошибка в один градус может значительно усилить искажения.

Выбор правильного фонокорректора

Правильно выполнив все вышеперечисленное, вы обеспечите качественную работу проигрывателя; однако это еще не все. Одним из побочных эффектов перехода к цифровым технологиям стало отсутствие фонокорректора во многих новых моделях усилителей.

И даже когда он имеется (в проигрывателях типа «включи и играй»), при разработке о нем думают в последнюю очередь, и рассчитывать на максимальное качество звучания не стоит.

Для чего нужен фонокорректор? Он обеспечивает дополнительное усиление (сигнал с картриджа может быть в тысячу раз слабее, чем от среднего CD-проигрывателя) и выравнивает тональный баланс.

Виниловый диск физически не способен передать весь объем НЧ, который производят музыканты при записи, так что его тональный баланс сильно скошен в сторону более высоких частот. При воспроизведении фонокорректор пытается компенсировать этот изъян. Правильный выбор фонокорректора позволит вашему проигрывателю развернуться в полную силу; неправильный – породит подозрения в том, что в виниле нет ничего особенного.

Большинство фонокорректоров способны работать с картриджами как с подвижным магнитом (MМ), так и с подвижной катушкой (MC). Картриджи с подвижным магнитом обычно более доступны и выдают более сильный сигнал.

С ними фонокорректору приходится тратить меньше сил на звукоусиление, в результате чего недостатки системы оказываются подчеркнуты в меньшей степени.

В чем разница между MC- и MM-картриджами?

Любой электрический интерфейс (в данном случае – между картриджем и фонокорректором) для обеспечения максимальной степени передачи информации требует, чтобы оба компонента обладали определенными электрическими параметрами – такими как коэффициент усиления и импеданс.

Картриджи с подвижным магнитом, как правило, обладают более ровными электрическими характеристиками, что позволяет производителям проигрывателей разработать одну схему, которая подходит практически всем. У картриджей с подвижной катушкой все не так просто.

MC-картриджи с высоким уровнем выходного сигнала почти не отличаются от своих MM-собратьев, тогда как у картриджей с низким уровнем он уступает им в разы. Это означает, что для оптимизации соотношения сигнал/шум фонокорректор должен обеспечивать переменный коэффициент усиления. Для большинства MM-картриджей будет достаточно 40 дБ, MC-моделям необходимо от 50 до 70 дБ.

Магнитные катушки также различаются по сопротивлению, емкости и индуктивности – все эти три показателя вносят вклад в общий импеданс. Если параметры подобраны верно, они обеспечивают оптимальный интерфейс между картриджем и фонокорректором и, как следствие, более качественный звук.

Большинство производителей MC-картриджей задают приемлемые значения этих параметров; но, как всегда, стоит поэкспериментировать.

Вполне может оказаться, что в вашей конкретной системе незначительное изменение одного показателя сделает ее звук заметно лучше. В общем случае с понижением сопротивления растет плотность звучания и уменьшается выразительность тонального баланса. Как правило, его значение составляет от 100 до 500 Ом.

Показатели емкости варьируются от 200 пикофарад до 1 нанофарада – чем выше значение, тем сильнее оказываются отфильтрованы самые высокие частоты. Если ваша система достаточно прозрачна, изменения будут отчетливо слышны.

Финишная прямая

Все это кажется слишком сложным? Отчасти так и есть. После многих лет использования линейных источников – например, CD-плееров, которые фактически требовалось только подключить – описанное священнодействие с виниловыми проигрывателями воспринимается как своего рода черная магия.

Однако все не так страшно; и хотя более-менее приличный звук можно получить сразу же, приложите немного усилий и терпения – и вы будете стократно вознаграждены.


Подготовлено по материалам журнала "WHAT HI-FI?", апрель 2016 г. www.whathifi.ru

Эту статью прочитали 58 397 раз
Статья входит в разделы:Полезные советы

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий