О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Как подготовить помещение для прослушивания музыки
Тщательно подбирая элементы своей аудиосистемы, люди часто забывают о важном факторе, оказывающем влияние на итоговый результат, — акустической подготовке помещения.
Порой в помещении, плохо подготовленном к прослушиванию, техника звучит совсем не так, как в шоуруме, а ожидания, возложенные на приобретенную акустику, не оправдываются. Сегодня расскажем, как правильно подготовить комнату для прослушивания музыки.
На этапе ремонта
Cвойства помещения влияют на качество восприятия в нем звуковой информации: акустические волны отражаются от стен, пола и потолка, интерферируя между собой. Если включить музыку в пустой комнате с «голыми» стенами, звук первоисточника необратимо деформируется. Даже просто наклеив на стены обои, вы уже почувствуете разницу в звучании.
Однако обоев на стенах, разумеется, недостаточно для того, чтобы подготовить комнату для прослушивания. В некоторых случаях проблему с отражением звуковых волн можно устранить декораторскими решениями — за счет мягкой мебели, открытых книжных стеллажей и другого «наполнения» комнаты. Однако если интерьер изначально задумывался как минималистичный, стоит обратить внимание и на конструктивные решения на этапе ремонта.
Корректировка акустики помещения с использованием дополнительных конструкций, разумеется, может уменьшить его полезную площадь и изменить первоначальный дизайн комнаты, поэтому на данном этапе можно обратиться за профессиональной помощью инсталляторов. Они не только смогут учесть все особенности помещения, но и помогут «избавиться от лишних проводов» — грамотно спланируют прокладку нужных кабелей с учетом итогового расположения аудиосистемы.
Конечно же, привлечение инсталляторов — не единственный вариант. Он будет полезен, в первую очередь, обладателям дорогих аудиосистем, которые необходимо «вписать» в минималистический интерьер (с учетом не только желаний меломана, но и требований его семьи), владельцам сложных комплектов оборудования от разных производителей, которое необходимо грамотно «подружить», а также в случаях, если само помещение имеет нестандартную конфигурацию или предназначение.
Инсталляторы Аудиомании, например, сталкивались с задачей проектирования и оборудования кинотеатра и аудиосистемы в бассейне.
В остальных случаях справиться с корректировкой помещения можно своими силами. Для этого вовсе не обязательно покрывать все стены поглотителем. Например, позади аудиосистемы можно построить фальш-стену из листов перфорированного гипсокартона. Устанавливая панели из гипсокартона, постарайтесь зафиксировать листы таким образом, чтобы тип крепления исключал какие-либо произвольные вибрации.
Любители экологичных материалов могут заменить гипсокартон на акустические панели из древесного волокна. По своим акустическим свойствам они нисколько не уступают гипсокартону и могут лучше вписаться в интерьер, однако и стоимость их будет выше. Важно, чтобы фальш-стена была возведена на расстоянии 150-250 мм от капитальной стены, а полость между ними — заполнена минеральной ватой.
Пример инсталляции Аудиомании в московской квартире.
Кроме того, при коррекции акустики помещения стоит обратить внимание и на потолок. Если высота помещения позволяет, оптимальным решением будет подвесной потолок на стандартном каркасе из перфорированного гипсокартона. Этот материал сам по себе является достаточно хорошим звукоизолятором, а если в образовавшуюся полость дополнительно проложить плиты из минеральной ваты, эффект будет ещё лучше (подробнее о том, как и из каких материалов можно собрать такой потолок и фальш-стену, читайте здесь).
Главное в этом деле — не переусердствовать. Чрезмерное увлечение поглощающими материалами может «глушить» комнаты прослушивания. В результате отраженные звуки исчезают вообще, а звучание становится неестественным и резким, быстро утомляя слух, возникает характерное «давящее» ощущение. Такая «мёртвая» акустическая среда подходит для звукозаписывающих студий, но весьма некомфортна для прослушивания музыки ради удовольствия.
При оформлении интерьера
Подвесные потолки и фальш-стены — это всегда компромисс с дизайном, внешним видом и функциональностью помещения (если комната, предназначенная для прослушивания, решает еще какие-либо задачи, такие изменения могут серьезно затруднить ее использование). Скорректировать акустику помещения можно и с меньшими усилиями — результат может оказаться не настолько впечатляющим, но тоже ощутимым.
Итак, на этапе оформления интерьера формированию благоприятной среды для прослушивания способствуют любая мягкая мебель, ковер на полу или плотные шторы на окнах. Если есть ощущения, что этого набора оказывается недостаточно, то позади аудиосистемы или стола, на котором она стоит, можно поместить звукопоглощающий мат. Им может служить ковер с высоким ворсом или специальный акустический поролон с профилем «пирамида». Разумеется, последнее решение не добавит интерьеру эстетики, зато улучшит качество передачи средних и высоких частот.
Басовые ловушки из акустической пены, позволяющие минимизировать сильное воздействие от резонансных волн
Еще одно эффективное решение — так называемые звуковые ловушки, которые размещаются по углам помещения. Такая ловушка может быть высотой с наполную колонку, а может занимать и все пространство от пола до потолка. Основной минус таких систем — они очень заметны и вряд ли улучшат внешний вид помещения.
Если в квартире живет женщина с конкретным видением того, как должна выглядеть комната, то этот вариант сразу отпадает, — Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса в компании Аудиомания.
Компромиссное решение — специальные декоративные акустические панели, которые обладают свойствами «классических» панелей (тех, которые можно часто видеть в студиях звукозаписи), но при этом выпускаются в разных цветах и дизайне. Такие панели также могут быть заметны, но при этом выглядят как элемент декора, а не как промышленный объект в домашней среде.
Технические решения и «улучшайзеры»
Если по тем или иным причинам повесить на стену акустическую панель, поставить в угол звуковую ловушку или просто добавить в комнату больше мебели не получается, можно пойти другим путем и приобрести акустический корректор. Это специальное устройство, которое ставится между усилителем и источником сигнала (компьютером, сетевым проигрывателем, СD-проигрывателем).
Акустический корректор напоминает небольшой усилитель с входом, выходом и микрофоном. Микрофон устанавливается в зоне прослушивания, так, чтобы устройство «понимало», каким звук доходит до меломана, и корректировало его. В итоге пропадает низкочастотный гул, бас удается «собрать» в единую мелодию, а звучание становится максимально приближенным к неискаженному.
Цифровой акустический корректор DSPeaker Anti-Mode 8033S-II для настройки характеристик звучания сабвуфера в соответствии с геометрией и другими особенностями помещения для прослушивания
Акустические корректоры часто используются на выставках Hi-Fi и High End, которые проходят в гостиницах (как раз тот случай, когда команда инсталляторов не может изменить конфигурацию или вмешаться в дизайн помещения). Ликвидировать абсолютно все проблемы за счет корректора не всегда возможно, но качественно улучшить прослушивание в неидеальном помещении такой корректор способен. Особенно полезно это устройство, если в комнате есть четко определенная зона прослушивания музыки (есть вероятность, что какие-то проблемы так и останутся нерешенными, но вы их просто «не услышите», находять там, где обычно слушаете музыку).
У меня, например, нет ничего подобного [звуковых ловушек, акустических панелей]. Да, я понимаю, что при каких-то условиях у меня будут неприятности, может быть, где-то возникнут стоячие волны, в каком-то углу комнаты звук будет не такой, какой запланирован. Но у меня есть вполне понятная точка прослушивания, и в ней все хорошо. Даже не точка, зона прослушивания, и в этой зоне все замечательно, — Тимофей Шиколенков.
Чтобы улучшить качество звучания, стоит также обратить внимание на то, в каком окружении находится сама аудиосистема. Например, не самым удачным решением будет поставить акустику непосредственно на пол (либо на столы и другие предметы мебели, изначально не предназначенные «работать» в качестве подставки под аудиотехнику). Создаваемые в результате вибрации пагубно влияют на качество звука («играет» не только колонка, но и все объекты, которые находятся поблизости).
Чтобы свести вибрацию к минимуму, необходимо уменьшить площадь соприкосновения колонки с поверхностью. Для этой цели могут быть полезны акустические шипы. Помимо основной задачи (уменьшения паразитных вибраций) они позволяют компенсировать неровности поверхности за счет регулирования высоты с помощью резьбы. А чтобы не повредить покрытие пола (или поверхности мебели), под шипы следует класть специальные подставки.
Еще один важный фактор, помогающий улучшить звучание — правильное расположение аудиосистемы. На первый взгляд, это самое простое решение, однако в полной мере реализовать его бывает трудно: не всегда правильное расположение удобно с точки зрения внешнего вида, функциональности (в «правильных» местах нет розеток или оказываются чересчур заметными кабели).
Тем не менее, тут тоже есть несколько советов, самый простой — не стоит «загонять» колонки в углы комнаты и плотно придвигать их к стене (расположение «в опасной близости» от боковых стен может привести к возникновению стоячих волн и ухудшить звучание). Если не хочется сходу разбираться в модах и работе с акустическим калькулятором, можно начать с этого руководства по грамотной расстановке акустики — даже такие простые изменения помогут улучшить звучание аудиосистемы без каких-либо серьезных вложений.