О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Как мы готовили аудиоконсервы: бинауральные записи выставки Hi-Fi & High End Show 2018
На YouTube пользуются популярностью ролики, в которых люди демонстрируют звучание систем, записывая их звук с помощью различных устройств, начиная с простой записи на смартфон или экшн-камеру и заканчивая весьма дорогими и экзотическими конструкциями, состоящими из профессиональных аудиорекордеров и микрофонов, торчащих в разные стороны. Мы решили провести собственный эксперимент, поставив целью получить запись, наиболее достоверно передающую звучание представленных на выставке систем.
Поставленной задаче в наибольшей степени отвечает технология бинауральной записи. Такой подход позволяет наиболее достоверно передать не только характер звучания системы, но еще и звуковую сцену, а также влияние помещения на звук. Одним словом, мы получаем эффект полного погружения, но с единственным условием: бинауральная запись может быть воспроизведена только в наушниках.
Для того чтобы понять преимущество бинауральной записи, рассмотрим, что происходит со звуком, когда мы слушаем музыку, находясь в точке прослушивания. В ту самую заветную точку (которую наши англоязычные коллеги не зря называют «sweet spot») звуковые волны приходят оптимальным образом так, что создают максимально достоверную, объемную и реалистичную звуковую картину. При этом звук, приходящий справа, хорошо слышен правым ухом, а до левого уха эти же звуковые волны доходят ослабленными, поскольку огибают голову и попадают в левое ухо по касательной. Именно этот физический процесс позволяет нам понимать, с какой стороны находится источник звука. А более точное направление мы угадываем благодаря более мелким, локальным преломлениям звуковых волн, огибающих ушную раковину. Кроме того, ушная раковина, по сути, является рупором, направленным вперед и в стороны, и отсекающим звуки, идущие сзади.
Теперь представьте, какой путь проходят звуковые волны, идущие слева и справа к стереомикрофону, встроенному в видеокамеру, смартфон или даже профессиональный аудиорекордер. Звуки, идущие слева и справа, а также переотражения от всех четырех стен и потолка проходят практически один и тот же путь, ведь стереобаза у большинства устройств колеблется в пределах 1-3 см. Но даже если взять два внешних микрофона и поставить их пошире, достоверной стереокартины не получишь, ведь звуковым волнам не нужно огибать голову, а вокруг микрофонов нет ушной раковины, отсекающей приходящие сзади звуки и фокусирующей звуки, идущие спереди.
Именно поэтому наши микрофоны имеют эти забавные силиконовые уши! Более того, они разнесены на достаточное расстояние друг от друга, почти как человеческие. А окружают их большие силиконовые диски, обходя которые звуковая волна проходит путь, аналогичный тому, что прошла бы огибая человеческую голову. Остается поставить этот симулятор головы в точку, где звучание системы раскрывается наиболее полноценно, и мы получим ту самую заветную бинауральную запись, способную запечатлеть звучание системы как слышит ее человек.
Чтобы не быть голословным, предлагаю сравнить музыкальный фрагмент, записанный одновременно с одной точки на бинауральные микрофоны и аудиорекордер Zoom H1 с перекрестно расположенными стереомикрофонами. Для прослушивания бинауральных записей, как, собственно, и любых других записей, в которых вы хотите оценить звучание записанной каким-либо способом стереосистемы, рекомендуется использовать наушники. Причем наушники должны иметь нейтральное звучание, без ярких акцентов вроде звенящих верхних или гипертрофированного баса.
Сравните (аудиофайлы): бинауральная запись, стереозапись (рекордер Zoom H1).
Результат получился, на мой взгляд, довольно интересным и атмосферным. Во-первых, все достоинства и недостатки систем, равно как и артефакты их взаимодействия с помещением, оказались слышны даже лучше, чем вживую. Это происходит потому, что когда мы входим в помещение прослушивания, мозг моментально настраивает своеобразный «фильтр», отсеивающий якобы лишнюю информацию вроде отзвуков комнаты, а полезную информацию мы слышим отчетливее.
Во-вторых, в записях получилось немало презабавных артефактов с выраженным 3D-эффектом вроде хлопанья дверьми, разговоров посетителей, находящихся не просто сбоку, а буквально за спиной, ну и мои любимые моменты, когда кто-то проходит перед микрофоном. Это почти как демо-диск Dolby Atmos, только звучащий в наушниках. Вот несколько наиболее колоритных примеров:
Послушайте: разговор о Bowie, дверь, звук из другой комнаты, разговор перед микрофоном.
Как вы уже, наверное, убедились, бинауральная запись действительно позволяет сохранить звучание конкретных систем в конкретных условиях максимально близкими к оригиналу. И таких аудиоконсервов на выставке Hi-Fi & High End Show 2018 мы заготовили немало. Помимо видеороликов на YouTube, дающих общее аудиовизуальное представление о системах, к прослушиванию предлагаются оригинальные записи с качеством 48 кГц/16 бит.
Бинауральные записи выставки: KEF, DALI, Avantgarde Acoustics, Sonus Faber и Sonus Victor
Как играет акустика Sonus Victor за 55 000 евро в паре с усилителями в необычном дизайне, особенности фирменного саунда KEF, как звучат активные, но очень серьезные напольники от DALI, специфика цифровых рупоров от Avantgarde Acoustic и, наконец, за что хвалят и ругают систему из Sonus Faber и McIntosh за несколько млн рублей? Ответить на все эти вопросы вы сможете, послушав наши эксклюзивные видео с бинауральной аудиодорожкой, сделанные на выставке Hi-Fi & High End Show 2018. Просто наденьте наушники.
Sonus Victor Luna
Состав системы: напольная акустика Sonus Victor Luna, усилители Tarim Audio Flood House, цифровой источник Gold Note DS-1000.
Аудиофайлы: SonusVictor_01.wav, SonusVictor_02.wav
KEF Reference
Состав системы: напольная акустика KEF Reference 3 Black Copper, интегрированный усилитель Viva Solisto, CD-проигрыватель Viva Audio Numerico, вертушка Scheu Analog Cello и фонокорректор-предусилитель Trinnov Amethyst.
Аудиофайлы: KEF_01.wav, KEF_02.wav, KEF_03.wav
DALI Callisto 6 С
Состав системы: активная напольная акустика Dali Callisto 6 С, дополнительный модуль для интеграции с BluOS, CD-проигрыватель Densen B-420.
Аудиофайлы: Dali-Callisto-6-C_01.wav, Dali-Callisto-6-C_02.wav, Dali-Callisto-6-C_03.wav
Avantgarde Acoustic ZERO 1 XD
Состав системы: активная напольная акустика Avantgarde Acoustic ZERO 1 XD, универсальный цифровой источник NAD M50.2.
Аудиофайлы: Avantgarde_01.wav, Avantgarde_02.wav, Avantgarde_03.wav
Sonus Faber
Состав системы: напольная акустика Sonus Faber Amati Tradition, предварительный ламповый усилитель McIntosh C1100, усилитель мощности McIntosh MC1.25KW, проигрыватель винила Thorens TD550, фонокорректор McIntosh MP1100.
Аудиофайлы: SonusFaber_01.wav, SonusFaber_02.wav, SonusFaber_03.wav
Бинауральные записи выставки: Jamo, Acoustic Energy, Emotiva, OldSchool и Reezoldini
Побывать на мировой премьере Reezoldini Jericho M, послушать новинки от Emotiva и Jamo, сравнить сразу три разных полочных колонки (одни из них активные), оценить звучание огромных полочников OldSchool — все это можно сделать прямо сейчас. Посмотрите наши эксклюзивные видео с выставки Hi-Fi & High End Show 2018, для которых мы сделали бинауральную аудиозапись. Просто наденьте наушники.
Reezoldini Jericho M
Состав системы: напольная акустика Reezoldini Jericho M, цифровой источник с предусилителем Naim NAC-N 272, усилитель мощности Naim NAP 300 DR.
Аудиофайлы: Reezoldini_01.wav, Reezoldini_02.wav, Reezoldini_03.wav, Reezoldini_04.wav, Reezoldini_05.wav
Jamo S 807
Состав системы: напольная акустика Jamo S 807, интегрированный усилитель Emotiva TA-100, CD-проигрыватель Emotiva CD-100.
Аудиофайлы: Jamo_01.wav, Jamo_02.wav
Сравнение полочников AE1 Active, AE 300 и Epos K1i
Состав системы: полочная активная акустика Acoustic Energy AE1 Active, полочная акустика Acoustic Energy AE 300, полочная акустика Epos K1i, интегрированный усилитель Creek Evolution 100A, CD-проигрыватель Creek Evolution 100CD.
Аудиофайлы: Acoustic-Energy_AE1-Active.wav, Acoustic-Energy_AE300.wav, Epos-K1i.wav
OldSchool Classic One HS
Состав системы: полочная акустика OldSchool Classic One HS, интегрированный ламповый усилитель Octave V80, CD-проигрыватель Atoll CD100SE.
Аудиофайлы: OldSchool_01.wav, OldSchool_02.wav
Emotiva Airmotiv T2
Состав системы: напольная акустика Emotiva Airmotiv T2, предварительный усилитель Emotiva XSP-1, усилитель мощности Emotiva XPA-2 Gen3, CD-проигрыватель Emotiva ERC-3, проигрыватель винила Music Hall mmf 5.3.
Аудиофайлы: Emotiva_01.wav
Бинауральные записи выставки: DALI, Audio Physic, Chario, Magnat и Acoustic Energy
В этой части репортажа недорогие напольники от Acoustic Energy, Magnat и DALI, уже позабытые (и вернувшиеся недавно в Россию) итальянские Chario, а также Audio Physic со скрытой от глаз басовой секцией. Смотрите наши эксклюзивные видео с выставки Hi-Fi & High End Show 2018, для которых мы сделали бинауральную аудиозапись. Просто наденьте наушники.
Acoustic Energy AE109 и AE 309
Состав системы: напольная акустика Acoustic Energy AE109, напольная акустика Acoustic Energy AE309, интегрированный усилитель Creek Evolution 100A, CD-проигрыватель Creek Evolution 100CD.
Аудиофайлы: AE109_01.wav, AE109_02.wav, AE309_01.wav, AE309_02.wav
Audio Physic Avantera III
Состав системы: напольная акустика Audio Physic Avantera III, усилитель мощности Trafomatic Audio EOS Power, предварительный усилитель Trafomatic Audio Reference Line One, ЦАП Accustic Arts Tube DAC II MK2, CD-транспорт Accustic Arts Drive II, фонокорректор Trafomatic Audio Reference Phono One, проигрыватель винила VPI Avenger Reference, сетевой фильтр Trafomatic Audio Classic 1000, кабели Purist Audio Design.
Аудиофайлы: Audio-Physic_01.wav, Audio-Physic_02.wav, Audio-Physic_03.wav, Audio-Physic_04.wav
DALI Spektor 6
Состав системы: напольная акустика DALI Spektor 6, универсальный источник/усилитель Naim Uniti Nova.
Аудиофайлы: Dali-Spektor-6_01.wav, Dali-Spektor-6_02.wav, Dali-Spektor-6_03.wav, Dali-Spektor-6_04.wav
Magnat Quantum 727
Состав системы: напольная акустика Magnat Quantum 727, гибридный усилитель Magnat RV4, проигрыватель винила Music Hall mmf 7.3.
Аудиофайлы: Magnat-Quantum-727.wav
Chario Aviator Cielo
Состав системы: напольная акустика Chario Aviator Cielo, цифровой универсальный источник Versus Audio, ЦАП-предусилитель Bricasti M21, усилитель мощности Audio Valve Assistent 100 Mark II, кабели Living Athmos, регенератор питания FCI TZ 20.00.
Аудиофайлы: Chario-1_01.wav, Chario-2_01.wav, Chario-3_01.wav
Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", май 2018 г. www.stereo.ru
Так вот, помимо ровной АЧХ, которая безусловно играет важную роль, также более предпочтительней использовать внутриканальные излучатели с пенными амбушюрами. Таким образом, звуковые волны будут напрямую передаваться в слуховой проход, минуя повторную дифракцию, как в случае с охватывающими наушниками. Микрофоны бинаурального стенда находятся практически на том же расстоянии, что и излучатели внутри ушного канала. Таким образом, бинауральная запись будет передаваться практически без искажений.
С уважением,
Николай