«Как экран стал говорящим»: история шоринофона

Ранее мы рассказывали об истории немецких аудиопроигрывателей 50-х и причинах их популярности. Сегодня поговорим о советском изобретении, предшественнике магнитофона и одном из первых переносных устройств звукозаписи — шоринофоне.


Фото Pxhere PD

Как выглядел любительский шоринофон

Шоринофон, реже «шорифон» (назван по имени изобретателя Александра Фёдоровича Шорина) — это записывающее и воспроизводящее звук устройство, популярное в СССР в 30-х и 40-х годах прошлого века. Метод записи был схож с тем, что применяется при изготовлении обычных граммофонных пластинок: механическая звукозапись, при которой звуковая бороздка вырезалась на поверхности плёнки твёрдым корундовым или рубиновым резцом. Устройство состояло из механизма, движущего плёнку, и рекордера, резец можно было заменить на иглу и слушать записи (изображение шоринофона вы найдете по ссылке).

К портативному шоринофону можно было подсоединить микрофон или ламповый приемник — это позволяло вести запись радиоэфира, перезаписывать пластинки или просто писать голос с микрофона (схемы работы шоринофона при воспроизведении и записи звука можно увидеть на стр. 125 сборника «Радиовещание: прошлое, настоящее, будущее»). По этой причине шоринофон был распространён среди радиолюбителей и использовался в домашних условиях: на него записывали музыку и голос передач.

Обычную 35-миллиметровую киноплёнку для записи можно было разрезать вдоль на две части при помощи специального режущего приспособления. Готовая плёнка укладывалась в специальные кассеты, похожие на бобины от киноаппаратов. Если скрутить плёнку в виде ленты Мёбиуса, записать звук возможно было на обеих сторонах.

Такой способ записи имел три основных преимущества:

  • Удобство использования. Запись можно было прослушать сразу же, без дальнейшей проявки и обработки плёнки.
  • Простота и относительная лёгкость конструкции. Любительский шоринофон весил около 12 кг.
  • Низкая стоимость материала — шоринифон позволял при записи использовать брак съемочных кинофабрик.

«Любительский» шоринофон активно использовался и профессионалами-радийщиками. Возможность без предварительной обработки передавать записи привела к увеличению количества радиоконцертов, опер и спектаклей в сетке вещания — не обязательно было вести передачу в прямом эфире, как это делалось раньше.

Однако связь шоринофона с теле- и радиовещанием на этом не ограничивается — у «профессиональной» (стационарной) версии этого аппарата богатая «медийная» история.

«Звук записан по методу профессора Шорина»

Предшественником переносных аппаратов для массового производства (серийное производство шоринофона стартовало в 1940 и продолжалось всего год) был стационарный шоринофон, разработанный также под руководством Шорина и названный по его имени. Такой тип шоринофона активно использовался в начале 1930-х на киностудиях и радиоцентрах — одним из первых был Ленинградский радиоцентр. Принцип работы у устройства также электромеханический.

В стационарном варианте использовалась киноплёнка шириной 35 мм с 50-ю дорожками на ней. Это позволяло вести запись длительностью 8 часов при длине дорожки в 300 метров. Скорость записи на плёнку составляла 465 мм в секунду, так же, как и на других устройствах звукового кино того времени. Поскольку модель была рассчитана на длительную эксплуатацию, её конструкция была более громоздка (по сравнению с портативным шоринофоном), но надёжна.

Киноплёнка помещалась на двух фрикционных барабанах, процесс наматывания и сматывания контролировали направляющие вилки. Резец рекордера использовался для нарезания звуковых бороздок вдоль движения киноплёнки. «Для передвижения рекордера в поперечном направлении использовался специальный суппорт с винтовой подачей от руки», который позволял переводить резец или иглу адаптера с одной дорожки на другую, а нумератор автоматически указывал номер бороздки. В комплект входил мощный усилитель, позволяющий записывать качественный (по тем временам) звук с микрофона.

Для записи опер и длинных концертов было важно постоянство оборотов, у шоринофона оно обеспечивалось запуском от трехфазного синхронного мотора с асинхронным пуском. Количество оборотов составляло 1500 в минуту.

Посмотреть как устройство выглядело в 1935 году, можно на страницах 21 номера научно-популярного журнала «Радиофронт». Журнал выходил в Москве с середины 1920-х годов (в 20-х он назывался «Радио всем»), знакомил читателя с новинками радиотехники, устройством электронных приборов, особенностями механической звукозаписи, а также публиковал справочные материалы для радиолюбителей. С 1946 года и до сих пор журнал выходит под названием «Радио».

Шоринофон не раз становился темой для колонки. В номере 7–8 от 1940 года выходит заметка под названием «Любительский шоринофон — как звукозаписывающая передвижка». В ней рассказывается об усовершенствованном варианте портативного шоринофона. Лентопротяжный механизм в «репортажном шоринофоне» был улучшен, устройство активно использовалось редакциями на радио.

Серийное производство шоринофонов прекратилось в годы войны и после не возобновилось. На смену им пришли магнитофоны. Лёгкость копирования и тиражирования, а также простота в эксплуатации делали магнитофоны более удобными устройствами для записи и воспроизведения звука.


Фото Pxhere PD

Шоринофон и кино: великий немой должен заговорить

А. Ф. Шорин работал над своим изобретением совместно с Совкино, а после его ликвидации — с Ленфильмом. Первый раз оно было представлено в 1929 году, когда в Ленинграде открылся первый кинотеатр со звуком. Изобретатель перечисляет в своих воспоминаниях вопросы, которые решались в его лаборатории при работе с записью: «Что это за странное явление — «фотогеничность звука?» Почему звуки гитары и балалайки всегда выходят хорошо и звучат естественно, а рояль почти всегда звучит плохо? Почему речь иногда понятна и ясна, а иногда она бубнит и бубнит?».

Изначально, когда Шорин только получил задачу создания звуковых фильмов, среди специалистов активно обсуждалось, что должно преобладать в фильме — голос или звук, многими считалось, что не диалоги людей, а индустриальные шумы должны быть главными в кино. Однако идея эта не получила своего продолжения.

Одним из первых режиссёров, с которым работала лаборатория А. Ф. Шорина, был А. М. Роом, который использовал устройство в документальном фильме «Пятилетка». Технология применялась в полнометражном фильме «Энтузиазм: Симфония Донбасса» Дзиги Вертова, при съемках снимали «натуральные звуки»: шумы цехов, телеграфных аппаратов, шум работы печатной машинки, звуки площадей и улиц, гудки заводов и машин. При помощи шоринофона записывались звуки к фильму Александра Довженко «Иван». Система А. Ф. Шорина использовалась и при записи музыки Дмитрия Шостаковича к фильму «Одна», снятого Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом.

Образцы раритетных шоринофонов и сейчас можно посмотреть в Центральном музее связи имени А. С. Попова, а экспонаты, хранящиеся в закрытом фонде Музея кино, иногда выставляются во время проведения культурных событий.

За свои изобретения в области звукозаписи в 1941 году А. Ф. Шорин получил Сталинскую премию.


Материалы для дополнительного чтения из нашего «Мира Hi-Fi»:
Эту статью прочитали 11 006 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий