О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
К истокам. Keith Jarrett – Budapest Concert. Обзор
Мир Кита Джарретта – это целая музыкальная вселенная. Огромен – поистине неохватен – творческий диапазон уникального артиста. Дискография Джаррета на ECM простирается от сольных, ансамблевых (от дуэта до квартета) и мультиинструментальных работ, альбомов, где он играет в духе свободной импровизации, до воплощения величайших творений классической музыки, среди которых, в числе прочего, оба тома «Хорошо темперированного клавира» (на рояле и клавесине) и «Гольдберг-вариации» И.-С. Баха, а также фортепианные концерты Белы Бартока! А ведь у Джарретта есть еще и весьма значительная джазовая линия.
На пластинках выходили концерты Джарретта в мировых столицах, в которых он исполнял соло, удерживая внимание большой аудитории, музыку максимальной эмоциональной и смысловой наполненности. Мастер клавиатуры, музыкальный мыслитель и интеллектуал, большой художник…
Статья в New-York Times в октябре прошлого года под заголовком «Keith Jarrett confronts a future without the piano» (Кит Джарретт вступает в будущее без рояля) наполнила глубоким сожалением души любителей музыки и почитателей таланта артиста во всем мире. Джарретт заявил о перенесенных в 2018-м двух инсультах, парализации и невозможности играть на рояле, о завершении карьеры и неопределенности своего будущего.
В рамках концертного тура 2016 года он сыграл два концерта, в Мюнхене и Будапеште, оба вышли на ECM. Последнее выступление музыканта состоялось в следующем году в Нью-Йорке в «Карнеги-холле».
Будапештский концерт был сыгран и записан 3 июля 2016 года в Национальном концертном зале имени Белы Бартока. Поскольку семья пианиста происходит из Венгрии, это выступление – своего рода возвращение на родину.
Если ранние концерты Джарретта охватывали за один вечер музыку с множеством стилевых наклонностей, то недавние строятся, в основном, как сюиты и включают номерные композиции (без названий), в которых пианист фантастически изобретательно разрабатывает избранные им эмоциональные аффекты.
В программу двух дисков с записью из Будапешта вошли 12 частей основного концерта и два биса: It’s A Lonesome Old Town и Answer me. 15-минутная первая часть – как бы увертюра, предваряющая основной раздел; здесь под пальцами Джарретта возникают аллюзии с музыкой любимого им Бартока. Уже слушая вторую, понимаешь, что артист, оперируя тембрами и хроматикой, оставляет свои высказывания без завершений, как бы предлагая слушателю додумать и дочувствовать творимую руками музыкальную речь. На втором диске настроение становится более легким и ярким…
Нет нужды и невозможно пересказывать композиции, в которых Джарретт мимолетно направляет лучи своего творческого внимания на негритянские госпелы, традиционный и классический джаз, блюз… Словно преломленная мысленным миражом, возникает цитата из битловской Hey, Jude. Пианист наводит более или менее острый фокус на разнообразные явления необъятного мира музыки, всякий раз по-новому выставляя глубину резкости личной музыкальной оптики.
Как всегда у Кита Джарретта, это искусство не развлекательное, а серьезное, глубокое. Пианист свободно творит и мыслит за роялем, побуждая думать и переживать своего слушателя. София Губайдулина сказала как-то, что предназначение музыки (можно добавить, любого творчества) – не отвечать на вопросы, а ставить их. Немало их задал Кит Джарретт в Будапеште в июле 2016-го.
Звучание диска очень хорошее, хотя здесь, как и в других подобных релизах артиста, к сожалению, слабо ощущается атмосфера концертного зала.