О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Из Франции – с любовью. Miles Davis – Mercy Miles! Live at Vienne. Обзор
Июль 1991 года и французский Вьен – время и место пересечения линий жизни, любви и судьбы Майлса Дэвиса. Через тридцать лет и почти день в день состоявшееся здесь в рамках джазового фестиваля выступление его секстета впервые было опубликовано в виде двойного винилового альбома.
«Во Франции я чувствую себя свободным… Наша группа и музыка, которую мы играем, звучат здесь лучше, чем где бы то ни было», – признавался музыкант.
Франция второй после США признала джаз одним из важнейших культурных завоеваний XX века (можно вспомнить хотя бы об отношении французов к Сиднею Беше, именем которого в Париже названа улица). Дэвис любил эту страну, и она платила ему тем же. Впервые он, 22 лет от роду, пересек границу США в 1949-м, оказавшись в парижском аэропорту Орли. После этого Дэвис постоянно ощущал притяжение Франции и любовь ее публики, периодически бывал здесь. В 1950-60-е Майлс выступал в парижских клубах, в крупных залах и на фестивальных площадках. Его манера эволюционировала – от чисто акустической музыки до стилей фьюжн, джаз-рок, фанки и индийских раг. В 1981-м после пятилетнего молчания Дэвис возвратился во Францию уже в статусе музыкальной легенды.
В том году во Вьене прошел первый джазовый фестиваль. Город в южно-французском винодельческом регионе живописно раскинулся на берегах Роны. Римская империя колонизировала эту землю много веков назад и оставила Вьену в наследство старинные замки, другие архитектурные творения и, среди прочего, каменный амфитеатр, выстроенный на крутой скале в пятнадцати минутах ходьбы от реки. Волею судеб театр, который, кстати, непрерывно функционирует с 50-го года от Рождества Христова, стал ареной джазового фестиваля и местом одного из финальных выступлений Майлса Дэвиса.
В последние пять лет жизни Дэвис был лидером групп из восьми-десяти джазменов, но к лету 1991 сократил состав до шести, включая себя. Басист Ричард Паттерсон (друг детства Майлса) присоединился к команде в 1990-м, следом за ним – клавишник Дерон Джонсон. Фоли играл в ней на контрабасе, настроенном на октаву выше основного строя, на своеобразном басу-пикколо. С 1987 года в ней принимали участие ударник Рики Велман и саксофонист Кенни Гарретт.
Прощальный европейский тур Дэвиса начался в конце июня в Гамбурге, а завершился в середине июля в Ницце. С Гилом Эвансом он играл на фестивале в Монтрё, а со старыми друзьями Джоном Маклафлином, Уэйном Шортером и Элом Фостером – в Париже. Вьен стал вторым по времени событием тура.
На двух пластинках альбома записаны восемь композиций; две из них – Penetration и Jailbait – основаны на мелодиях песен Принца (Prince).
В многостраничной аннотации Эшли Кан подробно и интересно рассказывает о жизненных и музыкальных обстоятельствах, имевших отношение к выступлению секстета Дэвиса во Вьене. Участники ансамбля делятся музыкальными впечатлениями. Они явно боготворят своего лидера.
«Сегодня это образец настоящей музыки, выступление обозначает важные критерии для нас даже сейчас», – считает Джонсон. Паттерсон вспоминает о Майлсе: «Он был в тонусе всегда, когда выходил сцену, оркестровал каждую композицию, которую мы играли, переживал все тонкие колебания настроений, высоту наших кульминаций и глубину погружений… Он был сильным лидером, человеком и музыкантом. Сильным музыкантом и лидером до конца своих дней».
Концерт во Вьене – это человеческое и эмоциональное прощание Майлса, последнее его признание в любви стране, приветствовавшей его свободную мысль и творческий гений.
20 июля Дэвис возвратился в Америку. Спустя месяц секстет выступил в Лос-Анжелесе, а на следующий день Майлс, почувствовав себя плохо, оказался в больнице. 28 сентября музыканта не стало.
Альбом с потрясающей музыкой и, что немаловажно, очень аккуратно записанный, обязателен к прослушиванию любителями джаза, как и всеми серьезными меломанами. Mercy Miles!