О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
История Hi-Fi.Часть 4: «Золотая эра»
- История Hi-Fi: этапы становления и промежуточный итог
- История Hi-Fi. Часть 2: Все для кино
- История Hi-Fi.Часть 3: Полная готовность
- История Hi-Fi.Часть 4: «Золотая эра»
- История Hi-Fi.Часть 5: Транзисторная эпоха и наши дни
Все, о чем шла речь в предыдущих частях, – лишь предыстория Hi-Fi, одновременно и индустрии, и страстного увлечения любителей музыки, а также аппаратуры для ее воспроизведения. Собственно история, по общему признанию, начинается с появления стереозаписей на виниловых пластинках и раздельных стереокомпонентов, пришедших на смену радиолам или консолям, объединявшим в одном корпусе радиоприемник, проигрыватель грампластинок, ламповый усилитель и акустическую систему – встроенные динамики.
В самом конце 40-х и начале 50-х две компании, Columbia Records и RCA, представили свои форматы виниловых пластинок, базирующихся на дорожках одной и той же ширины, а также общих требованиях к иглам звукоснимателей (сапфировым или алмазным): 12-дюймовую на 33 1/3 об/мин и 7-дюймовую на 45 об/мин, соответственно. В тот момент не обошлось, как это случалось и позже по другим поводам, без «войны форматов – битвы скоростей», но в итоге каждый нашел свою нишу.
В 1958 году компания Western Electric изготовила аппарат Westrex, позволявший нарезать стереодиски, с которых можно было тиражировать виниловые пластинки двухканального формата; тогда же был выпущен первый коммерческий релиз. Она же ввела в обиход термин «стерео».
На этот же период пришелся расцвет FM-радиостанций, транслировавших в высоком качестве разнообразные музыкальные программы (вспомним начало карьеры Элвиса Пресли, к примеру), причем, стоит отметить, что сигнал в то время не подвергался сжатию и динамической эквализации, как это принято сегодня. Существенную модернизацию претерпело также оборудование для записи и воспроизведения звука в кино.
Можно сказать, что звезды наконец сошлись: появились доступные широкому кругу меломанов источники качественного звука, это создало оперативный простор для достаточно продвинутых технологий усиления, что и открыло дорогу становлению Hi-Fi. Это был период, когда новаторские достижения тридцатых годов распространились по всему миру, и многие миллионы людей впервые могли наслаждаться достоверным воспроизведением музыкальных записей и программ.
На этом этапе «слабым звеном» аудиотрактов класса Hi-Fi стали акустические системы. Они имели громоздкие закрытые или открытые (без задней стенки) корпуса, поскольку НЧ-диапазон отрабатывался динамиками большого диаметра, а попытки уменьшить объем корпуса заканчивались тем, что упругость воздушной массы внутри него приводила к снижению эффективности излучения на нижних частотах. Такие колонки могли позволить себе только обладатели больших комнат, а внедрение стерео требовало места для двух таких монстров.
Новый подход к конструированию АС предложил Эдгар Вильчур, получивший первоначальное образование в области истории искусств, обученный ремонтировать радиоаппаратуру в период службы в армии США во время войны, а после нее, работая в собственной радиомастерской, освоивший специальность аудиоинженера. В 1954 году он подал заявку в патентное бюро на изобретение «акустического подвеса», которое открыло дорогу поистине революционным изменениям в Hi-Fi-отрасли, а именно, радикальному уменьшению габаритов колонок при существенном снижении уровня нелинейных искажений, особенно в басовом диапазоне, и обеспечении более сбалансированной (однородной) амплитудно-частотной характеристики.
Этот принцип был воплощен в модели AR-1, для выпуска которой Эдгар Вильчур совместно со своим студентом (а он также стал и преподавателем) Генри Клоссом создал компанию Acoustic Research (с англ. акустические исследования).
Полученного патента, к слову, Вильчур в результате судебной тяжбы по иску изобретателя другой конструкции, так и не нашедшей применения, был лишен – решил сэкономить на юридическом сопровождении процедуры. Надо сказать, оспаривание патентов было (и остается) обычной практикой, с которой сталкивались очень многие выдающиеся изобретатели в США. А вот его приоритет в создании купольного твитера никем не опровергается. Впервые такой излучатель высоких частот был установлен в колонках Acoustic Research AR-3.
Чуть позже, в начале 60-х, эстафету подхватила исследовательская группа, работавшая в корпорации BBC под руководством Донована Эрнста Ли (D. E. L.) Шортера. Собственно новых моделей колонок он не предложил, но на протяжении многих лет занимался теорией акустических систем и в итоге в 1958 году представил Институту инженеров-электриков в Лондоне «Обзор критериев эффективности работы и конструктивные соображения для мониторов высокого качества».
В связи с распространением формата стерео у британской радиовещательной корпорации тоже возникли проблемы, связанные с габаритами студийных мониторов, а также тем обстоятельством, что тогдашние технологии изготовления динамических головок с традиционными диффузорами из бумаги не обеспечивали идентичности характеристик – возникали сложности с подбором стереопар. Решить ее было поручено группе под руководством Дадли Харвуда. Именно он в 1965 году предложил идею изготавливать диффузоры динамиков из пластика – бекстрина. Пример таких мониторов – BBC BC-1. С их изготовления началась история компании Spendor, которую основал помощник Харвуда Спенсер Хьюз.
А он сам продолжил поиски еще более совершенного материала для конусов – и нашел в 1977 году полипропилен. Его собственная компания получила название Harbeth.
В связи с наследием BBC нельзя не упомянуть легендарные мониторы, созданные в середине 70-х для работы в передвижных студиях: BBC LS3/5 и LS3/5A. По лицензии их производили многие легендарные компании: Roger Audio, Spendor, Harbeth, Falcon Acoustics, KEF и другие. Выпускаются их обновленные версии и сегодня.
Малогабаритные колонки, сконструированные по принципу «акустического подвеса», первое время рекламировались размещенными на книжной полке – такими небольшими и удобными в эксплуатации они представлялись по сравнению с АС, акустическое оформление которых имитировало бесконечный экран. Поэтому они и получили название «bookshelf» или в русской версии – полочники.
Еще более высокий во многих отношениях уровень качества звучания продемонстрировали первые электростатические АС Quad ESL-57, производство которых началось в 1957 году и продолжается (в несколько модифицированном виде) до сих пор. Именно на него ориентировались ведущие разработчики при конструировании колонок с электродинамическими головками.
Однако звучание акустики нового поколения не сразу нашло повсеместное признание, осталось немало приверженцев АС крупных форм, нередко с рупорным оформлением, с их стремительной атакой и внушительной шкалой динамики. Высокая точность воспроизведения музыкального материала стала ассоциироваться с колонками британского и отчасти американского происхождения, так, по-видимому, появилось понятие «британский звук».
Все уменьшающаяся эффективность (чувствительность) вновь создаваемых колонок потребовала разработки более мощных усилителей. Типовое значение в 15 Вт у усилителя Уильямсона к концу 50-х было доведено до 60 Вт, а самой продаваемой моделью стала Dynaco Stereo 70, которых было за 30 лет выпущено 350 тысяч штук.
В те годы была распространена практика выпуска наборов для самостоятельной сборки усилителей и колонок, не только их удешевляющая, но и открывающая простор для доводки звучания по вкусу пользователя. Hi-Fi – это все же не только индустрия но и хобби для многих аудиофилов. Для некоторых из современных любителей качественного звука «Золотая эра Hi-Fi» 50-х – 60-х годов представляется не покоренной никогда позже вершиной, когда носителями были виниловые пластинки, а все, как один, усилители – ламповыми. Тем не менее, рассказ об истории Hi-Fi продолжается.