О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2559Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Исследования звучания скрипок Страдивари — разбираем несколько теорий
Считается, что Страдивари и другие скрипичные мастера из города Кремона изготавливали свои скрипки по необычной технологии, которая придавала инструментам особое звучание. На протяжении десятилетий музыканты, инженеры, химики и физики пытаются разгадать «тайную формулу». Сегодня обсуждаем различные теории.
Секрет в химической обработке
Одна из распространенных теорий связана с тем, что Страдивари и коллеги «по цеху» покрывали дерево для своих инструментов особым химическим составом. Найти соответствующее подтверждение ученые пытаются десятки лет, и полгода назад им это удалось. Группа специалистов из Тайваня, США и Германии сравнила древесину скрипок Страдивари и Гварнери с древесиной современных инструментов [из ели и клена], а также старинными европейскими инструментами XVIII–XIX века.
Ученые проанализировали структуру взятых образцов с помощью компьютерной томографии, ЯМР-спектроскопии и масс-спектрометрии. В древесине, которую использовал Страдивари, молекулы гемицеллюлозы — строительные элементы растительной ткани — были расщеплены сильнее. Это говорит о том, что материал подвергали химической обработке.
Исследователям удалось определить состав раствора. В него вошли бура, сульфаты металлов, поваренная соль, квасцы и гашеная известь. Специалисты считают, что с помощью буры и сульфатов мастер защищал древесину от грибка и древесных червей, которые были достаточно распространены в то время. Квасцы не давали деке растрескаться, а известь делала материал более прочным. В то же время после обработки дерево становилось легче, «звонче» и, вероятно, сохранило эти свойства на протяжении веков. Поэтому сегодня скрипки Страдивари отличаются по звучанию от современных инструментов.
Разумеется, как это часто бывает в историческом сообществе, с подобными выводами согласны не все. Есть мнение, что в этом вопросе не может быть «серебряной пули» и звучание скрипок Страдивари нельзя объяснить одной химической обработкой. За годы усердной работы мастер мог найти десятки уникальных решений, которые помогли добиться безупречности формы и звука. Поэтому ученые выдвигают и другие «скрипичные теории», хотя некоторые из них наука уже признала несостоятельными.
Теория особенного лака
Есть мнение, что своим звучанием скрипки Страдивари обязаны специальному лаковому покрытию, которое влияет на механические и виброакустические свойства древесины. Некоторые историки предполагают, что мастер использовал уникальный «коктейль» из меда, яичных белков и гуммиарабика — высохшего сока акаций. Однако эта теория не нашла подтверждения.
Несколько лет назад французские ученые взяли образцы древесины у скрипок Страдивари в парижском Музее музыки и изучили их под микроскопом и спектроскопом. «Волшебный» лак оказался обычной олифой, покрытой смолой красного цвета. Оттенок ей придавал оксид железа и алый краситель кармин (кошениль), который добывали из насекомых. Все эти материалы были широко распространены в XVII–XVIII веках. Подобный лак использовали все скрипичные мастера того периода [и даже мебельщики], поэтому он не мог придать инструментам Страдивари особый акустический шарм.
Разница в плотности древисины
Секрет скрипок Страдивари и других кремонских мастеров может крыться не только в особой обработке древесины, но и в самой древесине. Специалисты из Нидерландов и США в 2008 году сравнили плотность материала у классических и современных скрипок с помощью компьютерной томографии. Верхние деки инструментов старых мастеров имели большую однородность материала. Этот факт также может объяснить различия в звучании.
Еще одна гипотеза связана с периодом холодов, охватившим Европу в конце XVII века. Он замедлил рост деревьев, а в неблагоприятных условиях растения формируют тонкостенные клетки, которые накапливают большие объемы воды. Чем тоньше стенки клеток, тем меньше плотность древесины, но выше звукопроводимость. И некоторые ученые считают, что подобный материал — залог уникального звука скрипок Страдивари.
Beauty is in the eye of the… listener?
Не все согласны, что скрипки великого мастера имеют какое-то уникальное и узнаваемое звучание. Ряд специалистов убеждён, что все зависит от индивидуальных предпочтений слушателя.
В 2010 году сотрудники Национального центра научных исследований в Париже попросили два десятка профессиональных скрипачей сравнить возможности современных скрипок с работами Страдивари и Гварнери. Музыкантам дали двадцать минут, чтобы выбрать наиболее приятный для себя инструмент. Ориентироваться можно было только на звук. Участники эксперимента сидели в темноте с завязанными глазами. Исследователи также использовали специальные ароматизаторы, чтобы перебить запах древесины.
Только восемь музыкантов из двадцати предпочли скрипки, изготовленные в прошлых веках, современным музыкальным инструментам. При этом большая часть участников не смогла сказать, когда была создана выбранная ими скрипка.
В 2018 году сотрудники Национального университета Тайваня выдвинули еще одну любопытную теорию. Звучание скрипок, которые делали мастера до Страдивари, по тембру были ближе к басу и баритону, потому что на сцене выступали в основном певцы. Но во времена великого скрипичного мастера появились знаменитые женские голоса. Так, Страдивари приблизил звучание инструмента к более высоким тонам — тенору и альту. Считается, что эти частоты более приятны для человеческого слуха.
Наконец, в вопросе уникальности звучания скрипок Страдивари нельзя сбрасывать со счетов такой фактор, как личный «бренд» мастера. Славу ему принесли наиболее удачные инструменты, а остальные его работы превозносят по умолчанию. В таком контексте сложно сказать, что является главной причиной исключительности скрипок Страдивари. Но нельзя отрицать тот факт, что все может зависеть от личных предпочтений музыкантов и слушателей.