Исследование: качество звука влияет на доверие к информации

Интуитивно понятно: услышав что-то, а затем, обдумав полученную информацию, мы решаем, верить ей или нет. И так происходит раз за разом, к чему бы она ни относилась – к событиям, касающимся нас самих, к политике, новостям или слухам. Казалось бы, здесь ничего неясного нет.



Однако исследования неизменно демонстрируют, что для мозга человека эта задача не так уж проста. Представление информации в виде текста разными способами – с включением фотографий или изменением цвета слов – подсознательно влияет ее интерпретацию. Оказывается, это верно и при ее слуховом восприятии.

Звуковое исследование

В ходе недавно проведенного исследования, результаты которого опубликованы в Science Communication, двое ученых меняли качество звуковой дорожки презентаций двух типов и изучали, как от него зависит их восприятие.

В первом эксперименте они взяли два посвященных инженерным разработкам и физике видеоролика с YouTube. Нарезав на короткие куски с саундтреками разного качества, исследователи предложили их прослушать 97 испытуемым. Во втором эксперименте 99 участникам были предложены материалы по генетике и физике из серии передач Национального Общественного Радио (NPR) «Наука по пятницам», аналогичным образом разделенные и испорченные.

Результаты очевидны: во всех случаях слушатели решили, что во фрагментах с более высоким качеством звука докладчики выступали убедительнее и рассказывали о более интересных вещах. В аннотации к статье авторы заключают: «Несмотря на идентичность содержимого, в плохо звучащих отрывках участники эксперимента оценивали исследование и его автора менее благосклонно; это говорит о том, что качество звука влияет на восприятие научной информации».

Все органы чувств

Это отличное известие для NPR, подкастеров и владельцев каналов на YouTube с их дорогостоящим аудиооборудованием – но, кроме того, это важно и для всех тех, кто слушает новости; короче, почти для всех нас. «Затрудняя людям процесс обработки информации, вы делаете ее менее достоверной», – говорит один из авторов в новостном выпуске.

В век фейковых новостей и все более подкованных медиа-манипуляторов все, что влияет на наше понимание событий, обязательно будет использовано. Как обычно, лучшая защита от таких трюков в том, чтобы знать о них заранее и отслеживать умозаключения, к которым ваш мозг приходит без вашего желания.

В ролике, посвященном предыдущему исследованию на аналогичную тему, эти же ученые говорят: «Чаще всего, когда люди приходят к выводу о верности какого-то утверждения, они выносят решение на основе своих чувств. Если что-то кажется нам знакомым или более понятным, мы нередко принимаем свой опыт за свидетельство истинности».

Простой путь может выглядеть правильным – но если речь идет о работе мозга, ничто на деле не будет столь же очевидным, как кажется.

Эту статью прочитали 3 505 раз
Статья входит в разделы:Новости мира Hi-Fi

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий