О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Исследование: акустика помещения воспринимается по-разному в зависимости от громкости записи
Группа ученых из финского университета Аалто под руководством профессора Тапио Локки (Tapio Lokki) решила исследовать, от чего зависит наше восприятие акустики концертных залов, в которых записывалась музыка. Для этого она провела два эксперимента.
В первом эксперименте записали скрипку и часть седьмой симфонии Бетховена в четырех концертных залах с разной акустикой: квадратных Concertgebouw в Амстердаме и Herkulessaal в Мюнхене, пятиугольной Берлинской филармонии и в Кельнской филармонии, имеющей форму амфитеатра. Испытуемым включали запись из неназванной референсной локации, а затем предлагали прослушать записи из четырех концертных залов и определить, в каком из них была сделана референсная запись.
И слушатели с легкостью определяли концертные залы — но только в том случае, когда и референсная запись, и тестовые включали в себя идентичные по времени отрезки музыки. В тех случаях, когда референсной была запись немного другого куска мелодии, с определением концертного зала у испытуемых возникали сложности. Особенно непросто было с залами похожей формы.
Другой эксперимент показал, как воспринимается акустика помещения в зависимости от громкости. В этот раз записи велись в Musiikkitalo в Хельсинки, Herkulessaal в Мюнхене, Берлинской филармонии и Konzerthaus. Испытуемые слушали записи оркестра на разных уровнях громкости, от тишайшего пиано пианиссимо до мощнейшего форте фортиссимо, а после — ранжировали записи по уровню громкости и вовлекаемости. В некоторых случаях последовательность концертных залов в эксперименте меняли.
«Обычно акустику концертных залов изучают с использованием объективных измерений вроде времени реверберации, и эти параметры не зависят от характеристики либо динамики самой музыки. Наше исследование ярко показывает, что этого недостаточно для полноценного понимания акустики, поскольку и тембр, и восприятие слушателя меняются с изменением громкости», — сообщил Локки.
Ранее группа Локки изучала, как акустика концертных залов влияет на эмоциональный отклик слушателей, и в результате выяснила, что залы с акустикой, поддерживающей большие изменения в динамике, вызывают более сильный эмоциональный отклик.
Кстати, поучаствовать в эксперименте с определением концертных залов можно самостоятельно — нужно зайти на сайт и прослушать отрывки, надев наушники. Результатами делитесь в комментариях.
Оригинальный материал на сайте stereo.ru:
Исследование: акустика помещения воспринимается по-разному в зависимости от громкости записи