О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2559Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Искусство возможностей: как великий джазмен с поп-звездами записывался
Это было 16 лет тому назад: пианист Херби Хэнкок выпустил новый альбом. Очевидно, что любая новая работа музыканта, чей статус непререкаем и незыблем, непременно привлечет внимание — и альбом Possibilities его таки привлек.
Онлайновый гид allmusic.com в первой же строчке рецензии на него употребил термин smorgasbord, то есть, говоря по-русски, «шведский стол». Дело в том, что на обложке перечислены имена музыкантов, принявших участие в записи. Вот они: Джон Майер, Сантана и Анжелика Киджо, Кристина Агилера, Энни Леннокс, Стинг, Джонни Лэнг и Джосс Стоун, Дэмиен Райс и Лиза Ханниген, Рауль Мидон и Трей Анастасио. Впечатляет?
Истовые джаз-фэны поморщились, и не раз. И впрямь, что общего у заслуженного пианиста с попсой и роком? Но здесь стилистические ограничения не работают. Хэнкок к 2005 году давным-давно заработал право поступать так, как ему хочется (он, впрочем, всегда поступал только таким образом) — и вот вам результат. «В нем, возможно, нет джазовых нот, но создан он в джазовом духе», — говорил тогда сам Хэнкок, и тут надо помнить, что в оригинале слова in spirit значат много больше, чем в переводе на русский. С ним нельзя не согласиться: пусть ухо джаза и не слышит, но джазом здесь все дышит.
«Каждый из артистов отдал мне свое сердце — и каждый трек стал сюрпризом», — утверждал Хэнкок. Понятно, когда это Стинг, который свою Sister Moon пел еще с оркестром Гила Эванса, ему не привыкать, понятно, когда это Сантана, который с редким тактом подыгрывает красотке-бенинке Киджо, понятно даже, когда это Трей Анастасио, один из основателей импровизационного рока — но Агилера? А ведь А Song For You Леона Расселла в ее исполнении несказанно хороша — певица понимает, где и как петь, как играть голосом, в котором нет- нет да и проскочат «черные» обертона, и фортепианные пассажи Хэнкока ее выгодно оттеняют.
Впрочем, и прочие показывают себя с самой лучшей стороны — гитарист и вокалист Джон Майер дает легкого фанка в открывающей альбом Stitched Up, написанной им в соавторстве с Хэнкоком, соул-дива Джосс Стоун раскладывает на пару с блюзовым экс-вундеркиндом Джонни Лэнгом стандарт When Love Comes То Town, а фламенко-рокер Рауль Мидон затертую до дыр I Just Call То Say I Love You практически возрождает под прозрачные струнные и вдохновенные трели на губной гармонике автора песни. Совсем неожиданным в альбоме кажется появление ирландского автора-исполнителя Дэмиена Райса — но после Possibilities вообще непонятно, как это Don’t Explain, которую играли и пели все великие, обходилась без Райса и его подруги Лизы Хэнниган: они поют с невероятным уважением и тактом, ничем своим не жертвуя.
Не подкачала оказалась старая гвардия, причем люди тихие и малозаметные, хоть и суперзвезды. Страсти и трепета, с которыми Энни Леннокс спела Hush, Hush, Hush Паулы Коул, хватило бы на сольный альбом, не меньше. Что же до ревизии, предпринятой Полом Саймоном в отношении собственной песни I Do It For Your Love с возможно, лучшего его диска Still Crazy After All These Years, то ее смысл здесь очевиден (напомним — ее в разное время играли такие джазовые гранды, как губной гармонист Тутс Тильманс и пианист Билл Эванс), но превращение ее в практически симфо-ноктюрн весьма впечатляет.
А за всем этим великолепием очевиден сам Хэнкок — мастер, стоящий у руля записи, присутствующий (иногда почти незримо) в каждой сыгранной и спетой ноте. И не возникает вопросов, зачем записываются такие пластинки. Потому что Possibilities — это альбом о свободе, данной изначально всем, но понятной немногим. Не той, которой бредят революционеры всех пород и мастей, а той, которая осознанна и необходима, как воздух, нужна для того, чтобы жить — и создавать, к примеру, такие вот шедевры.
А напоследок напомним, что именно так — Possibilities — называлась автобиография Хэнкока, написанная вместе с Лайзой Дики и вышедшая в 2014 году.
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", май 2021 г. www.salonav.com