О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2582Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Интервью с представителями Sim2 Multimedia
Вы уже смогли познакомиться с нашими впечатлениями о проекторе Sim2 NERO 4S. А сейчас мы предлагаем вниманию интервью, которое г-н Тоффоли и г-н Зеккин дали нашему корреспонденту.
– Расскажите, пожалуйста, почему компания Sim2 вернулась к схеме одночипового проектора с ламповым источником света? Она ведь уже выпускала более технологически продвинутые модели?
Доменико Тоффоли Я хочу начать с примера. Обычно я говорю, что потребители должны выбирать хорошие, а не самые новые технологии. Любителям музыки следует обратиться к стримингу, потому что за ним будущее аудио. Однако посмотрите на бум в сегменте проигрывателей винила. Он состоялся из-за качества звучания, которое обеспечивает этот способ записи и воспроизведения – более высокого, чем дают цифровые технологии. Покупатели выбирают то, что лучше, а не то, что новее, и это нормально для рынка аудиокомпонентов.
Нечто аналогичное происходит и в области видео. Конечно же, нам знакомы все современные источники света, которые в последние годы стали применяться в проекторах. В свое время мы выпустили ряд LED-моделей, в частности NERO 3+ и M.REFERENCE, сейчас в нашем ассортименте присутствует короткофокусный проектор xTV с лазерно-фосфорным источником. И все это наряду с ламповыми моделями, которых мы немало разработали и произвели. А два года назад мы представили прототип проектора Lumis на чисто лазерных источниках света.
Так что, приступая к разработке Nero 4S, мы обладали достаточным опытом и знаниями, чтобы сделать обоснованный выбор. Начнем с LED; это отличная технология для передачи цветов, но источники такого типа не дают высоких показателей яркости, что в виду распространения стандартов HDR, к моему сожалению, является серьезным недостатком, поскольку мне LED-источники нравятся.
Далее, различные гибридные лазерные источники, они во многих отношениях весьма хороши, но, к сожалению, у них есть проблемы, как с колориметрией, так и с яркостью, что опять же не соответствует техническим условиям для отображения HDR-видео. Такие источники могут обеспечивать высокую яркость, но из-за низкой эффективности соответствующего преобразования возникают серьезные требования к источникам питания и системам охлаждения, что препятствует созданию малошумящих проекторов в разумно компактных корпусах. Кроме того, низкий к.п.д., присущий этой технологии, и, как следствие, высокая теплоотдача, отрицательно сказывается на электронных элементах проекторов, снижая их ресурс.
Еще один вариант источника света – чистый лазер. Он во многом очень хорош, но до сих пор слишком сложен в изготовлении и дорог для применения в проекторах для домашнего кинотеатра. Два года назад мы представили решение с источником в отдельном корпусе и оптоволокном для передачи света в другой корпус, где помещался DLP-чип и оптическая система, но это слишком громоздко для ДК.
Тем временем привычные лампы также совершенствовались. Они стали гораздо привлекательнее для применения в плане эффективности, надежности и длительности срока эксплуатации. Безусловно, у них есть недостатки, но взвесив все «за» и «против», мы выбрали именно эту технологию. Выполненные нами сравнения с проекторами основных конкурентов Sim2 показали, что Nero 4 выигрывает по соотношению «люмен/ватт», а также демонстрирует явное преимущество по стоимости, то есть по показателю «люмен/доллар».
– Однако, проекторы Sim2 отнюдь не дешевы.
Д.Т. Это так, но давайте сравним. Sony VPL-VW5000ES имеет яркость 5000 люмен, а его цена (по данным Yandex.Market) в России свыше 80 тысяч долларов. Nero 4S вполовину дешевле – 42 тысячи долларов в США – но выдает 6000 люмен.
– Как Вы думаете, другие производители проекторов последуют за Sim2 в выборе ламп как источников света?
Интересный вопрос. Большинство знакомых с делом людей скажут, что нет.Но вот недавно, к примеру, компания JVC представила новую модель DLA-RS3000, наследующую DLA-Z1, с ламповым источником.
– А в целом, в каком направлении будут развиваться проекторные технологии в ближайшее время?
Д.Т. Итак, лампы продолжат быть в центре внимания. Но и лазерные источники света будут находить все более широкое применение по мере повышения их производительности. Гибридные технологии требуют дальнейшего развития, чтобы стать реальной заменой лампам. Сейчас в процессе излучения света используются два вращающихся колеса: одно фосфорное, а второе, можно сказать, фильтрующее. Многие думают, что источник данного типа – это твердотельный лазер, но все не так просто. Фосфорные элементы многие годы применялись при производстве электронно-лучевых телевизоров, но там они испускали свет под воздействием электронов. В проекторах стимулятором излучения является лазерный луч, а он несет гораздо больше энергии, чем электроны. Так что мы наблюдаем новый этап развития этой технологии, теперь уже для проекторов.
– Nero 4S –проектор, базирующийся на одной микрозеркальной матрице, но ведь были и трехчиповые модели.
Массимо Зеккин 4K-формат меняет многие правила. Это не только более высокое разрешение, это совсем другая концепция. Приоритеты в этом новом мире проекторов не те, что были в прошлом. С Full HD трехчиповые модели проекторов обеспечивали максимально возможную яркость и наилучшее разрешение – демонстрировали более высокие параметры, чем одночиповые. С переходом на 4K появилась возможность получать более высокую яркость и точную колориметрию; в частности, производитель DMD-микросхем – компания Texas Instruments – в настоящее время предлагает чипы двух версий, способные формировать 4K-разрешение: экономичный 0,47-дюймовый и используемый нами 0,67-дюймовый – хотя и более дорогостоящий, но обеспечивающий большую яркость. Однако, в случае с трёхчиповыми 4K-моделями у производителей возникли сложности со сведением изображений, которые создают микрозеркальные панели, поскольку размеры пикселей существенно уменьшились. Добиться идеального сведения цветовых компонентов пикселей практически невозможно. То есть наряду с преимуществами возникают существенные проблемы, а с одночиповой конфигурацией гораздо проще добиваться правильных цветов. Конкурирующие проекционные технологии, такие как D-ILA или SXRD, принципиально трехматричные, и производителям приходится прилагать усилия, чтобы добиться правильной колориметрии при сведении 4K-изображений.
– При тестировании Nero 4S мы отметили почти полное отсутствие «эффекта радуги». Как удалось этого добиться?
Д.Т. Есть два способа устранения этой проблемы. Первый – увеличить скорость вращения цветового колеса до 120 Гц или выполнять преобразования с такой же частотой. А второй – привыкнуть к формированию цветов, свойственному DLP-технологии. Надо дать возможность мозгу освоиться с ним, то есть это чисто психологическая задача. Я сам, к примеру, уже не способен замечать «эффект радуги».
– Каковы же в целом ключевые особенности проектора Sim2 Nero 4S?
Д.Т. Это, во-первых, автоматическая настройка на воспроизведение HDR-контента. ПО проектора способно распознавать входной видеосигнал как HDR-совместимый и устанавливает все необходимые параметры, прежде всего, уровень яркости, соответствующий определенному размеру экрана – достаточно высокий, но не приводящий к «перегреву» изображения. Последнему наши специалисты посвятили очень много времени – не часы, а дни упорной и тонкой работы – с тем, чтобы любой фильм демонстрировался максимально качественно.
Вторая ключевая особенность Nero 4S – полностью переработанная оптическая система для соответствия требованиям нового 4K-чипа Texas Instruments. Повышение размерности его DMD-матрицы требует сопоставимого разрешения объектива. Он состоит из 16 элементов, и надо сказать, каждый из них выполнен из превосходного стекла. Объектив поддерживает двухкратный зум, что нехарактерно для проекторов такого типа, и позволяет применять его в самых разных приложениях с одним и тем же объективом, а также обеспечивать высокую резкость изображения. Физическое разрешение объектива – 93 пары линий на миллиметр, а сочетание этого параметра с двухкратным зумом делает эту оптическую систему уникальной.
М.З. Покупатели редко задаются вопросом, соответствует ли разрешение объектива 4K-формату матриц. На деле, на рынке предлагается немало моделей, у которых оптическая система нивелирует преимущества 4K-стандарта.
– А где производятся объективы для Nero 4S?
Д.Т. Объектив от начала до конца разработан в Sim2. Некоторые его элементы производятся в Тайване, другие – в Японии. В Италии, да и во всей Европе, просто нет специализированных предприятий, удовлетворяющих нашим требованиям.
Для зуммирования объективу требуется много оптических элементов; при этом их конфигурация и свойства должны быть таковыми, чтобы избегать попадания отраженных лучей на микрозеркальную матрицу – это приводит к ухудшению передачи черного цвета.
– Вспоминается технология α-path, которая применялась в проекторах Lumis. Она используется в Nero 4S?
Д.Т. Нет, в ней в данном случае нет необходимости, ведь она была разработана для того, чтобы создать проектор с небольшим корпусом, а габариты Nero 4S позволяют обойтись без нее. Кроме того, она вносит существенные ограничения на возможность сдвига объектива.
И это третья ключевая особенность нашего флагмана. Его объектив позволяет смещать изображение в очень широких пределах: ±30% ширины экрана по горизонтали и ±75% высоты по вертикали, что существенно упрощает инсталляцию проектора. Кроме того, Nero 4S оснащен функцией PerfectFit, которая позволяет запомнить до 16 настроек моторизованной оптической системы, так что для демонстрации видео с различными соотношениями сторон кадра не приходится выполнять эту процедуру заново. Не возникает необходимости и в применении анаморфных объективов.
М.З. Я хотел бы упомянуть еще одну отличительную черту Nero 4S. Это его дизайн.
Рынок проекторов неуклонно растет, и не все они устанавливаются в специально выделенных для них помещениях, многие работают в обычных гостиных. Несколько лет назад мы решили изготавливать корпуса из специального стекла. Этот материал хорошо знаком архитекторам и дизайнерам, а также может органично вписываться в интерьер, так что при потолочном размещении проектор может выглядеть как своеобразный элегантный осветительный прибор, чего нельзя добиться с корпусом из пластика.
– Функции обработки изображения разрабатываются тоже в Sim2?
Д.Т. Нет, они «зашиты» в DLP-чип Texas Instruments. Наша задача – адаптировать их к ПО проектора.
– У Sim2, как известно, налажена кооперация с компанией Texas Instruments. Не можете ли Вы рассказать о ее планах. В частности, возможно ли применение технологии, аналогичной e-shift, для создания 8K-DLP-проектора? И стоит ли ожидать появления трехматричных 4K-проекторов?
Д.Т. С ныне выпускающимся 0,67-дюймовым 4K-чипом это невозможно, надо ждать появления новых версий, прежде чем говорить о 8K. Соблюдая соглашение о неразглашении информации, я могу только сказать, что исследования TI связаны с одноматричными решениями и направлены на сокращение некоторого отставания от ведущих конкурентов: Sony и особенно Epson, номера один в LCD-технологиях. Поэтому о трехматричных 4K-моделях для домашнего кинотеатра речь пока не идет.
М.З. Технологии играют такую же роль, как и в автомобиле. Число цилиндров в моторе имеет значение, но не только в нем дело. Покупатели любят обсуждать характеристики проекторов, такие как количество пикселей, версию установленного чипа и тому подобное. А надо оценивать конечный результат – качество изображения. Часто покупатели приходят с рекламными буклетами наших конкурентов, где приведена информация о яркости, контрастности и других технических характеристиках их моделей. Но при прямом сравнении оказывается, что картинка у Nero 4S лучше. Мы говорим в таких случаях: приобретается не количество пикселей, а качество в целом, которое достигается продуманностью конструкции и тщательностью доводки параметров. В конечном итоге мы должны создать видео, как в профессиональном кинотеатре, чтобы зритель получал удовольствие, а не уходил спать, не дождавшись конца фильма. Наша цель – создать реалистичное изображение, а как это сделать – секрет Доменико.
А в плане маркетинга, мы стремимся, чтобы как можно большее число шоурумов было оснащено проекторами Sim2 Nero 4S – они говорят сами за себя.
– Несколько отвлеченный вопрос. Не случится ли так, что проекторные технологии, базирующиеся на жидких кристаллах, вытеснят микрозеркальную, как это случилось с плазменными телевизорами?
М.З. Вы хотите спросить, кто победит, США или Япония? (Смеется)
Д.Т. По моему мнению, параллельно будут развиваться оба направления. У обеих технологий есть как преимущества, так и недостатки. Некоторое время назад казалось, что DLP сдает позиции, но это происходило по причинам, о которых я не могу говорить. Теперь TI вновь в отличной форме и нагоняет отставание. Рынок примерно поровну поделен между этим технологиями.
– А какая из технологий дешевле? Ведь сейчас на рынке предлагается все больше недорогих проекторов, доступных многим.
Д.Т. Надо понимать, что DLP-чипы выпускает только одна компания – Texas Instruments – а различные вариации ЖК-модулей, как в варианте отражения, так и прохождения света через жидкие кристаллы, по крайней мере, две. Конкуренция в этом сегменте выше, что сказывается на ценах. Кроме того, ЖК-технология не так, как микрозеркальная, защищена патентами, поэтому можно ожидать, что, например, какие-то китайские компании вступят в игру.
Однако, на мой взгляд, способ создания изображения посредством поворота микроскопических зеркал гораздо совершеннее и проще, чем при двукратном прохождении для отражения от подложки через слой жидких кристаллов, в котором свет еще и поглощается.
– И наконец, последний вопрос. Что Вы думаете о состоянии российского рынка проекторов?
М.З. Об этом могу рассказать я. Российский рынок проекторов – один из лучших в мире, благодаря работающим на нем дилерам и инсталляторам. Такой как здесь, шоурум (интервью проходило в Hi-Fi-салоне «Панорама» на ул. Вавилова) вы редко встретите в Европе, где большинство продавцов проекторов имеют предыдущий опыт с бытовой «белой» или, по крайней мере, телевизионной техникой. В их магазинах наряду со всем этим представлены и проекторы.
Рынки России, Бразилии, Китая очень похожи на американский, где аудио- и видеотехника выделены в отдельный сегмент со специализированными дистрибьюторскими компаниями. Поэтому проекторы, как и другие Hi-Fi-продукты, имеют наилучшие условия для демонстрации своих качеств. Соответственно, и российские покупатели способны выбирать лучшее за свои деньги.
По объему продаж российский рынок для Sim2 второй после американского. Мы присутствуем на нем уже 18 лет, и нашими партнерами все эти годы оставалась компания A&T Trade, сотрудничеством с которой мы очень довольны.
Несмотря на взлеты и падения, вызванные, как экономическими, так и политическими причинами, Россия не теряет для нас привлекательности, поскольку этот рынок неизменно быстро восстанавливается. С момента выпуска 4K-моделей Sim2 мы видим неуклонный рост продаж и надеемся, что 2019 год станет самым лучшим для нас, несмотря на санкции, которые мы, естественно, не одобряем и не поддерживаем.
– Спасибо за интересное интервью!
Подготовлено по материалам портала "What Hi-Fi?", ноябрь 2018 г. www.whathifi.ru