О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Nordost
Основанная в 1991 году, компания Nordost Corporation производит высокотехнологичные кабели, специализируясь в области аудио и медицины и используя наработки, впервые применённые в космической индустрии во время работы с NASA. Это обозначает, что Nordost выделяет огромное количество бюджетных средств на исследования и разработку новых технологий, в результате чего получаются совершенно уникальная и поражающая своим качеством кабельная продукция.
Подробнее о бренде NordostОбзоры товаров под маркой Nordost (58)Официальный сайт Nordostwww.nordost.com
Интервью с Ларсом Кристенсеном. Журнал "Аудио Магазин"
Ларс Кристенсен (Lars Kristensen) — самый узнаваемый представитель американской компании Nordost Corporation, производящей высококачественные кабели. Также мы его знаем по проекту Raidho (акустические системы Eben, Emelie, Ayra), который Ларс Кристенсен основал совместно с дизайнером Майклом Боррисеном.AM: Два года назад на этой же выставке вы озадачили меня утверждением, что среди всех кабелей в системе наибольшее значение имеют сетевые. Мы неоднократно проверяли этот тезис в своих тестах и убедились в его правоте (как бы неожиданно он ни звучал). Вы тогда дали хороший совет, как улучшить любую систему,— а именно: заменив на источнике звука сетевой кабель.
Л.К.: Действительно, потратив около 500 долларов, можно получить заметный прирост в качестве, а смена любого из компонентов обойдется гораздо дороже.
AM: Также именно благодаря вам мы узнали, что любой кабель в любой системе должен быть строго определенной длины — или длины, кратной ей. Не факт, что короткий кабель будет звучать лучше, чем более длинный. Часто бывает наоборот. Мы в этом тоже удостоверились в результате своих испытаний — и теперь используем полученные знания в работе.
Л.К.: Приятно слышать.
AM: В третий раз я испытал удивление от общения с вами (на этот раз, правда, опосредованного) — не менее сильное, чем предыдущие,— когда познакомился с AC Raidho eben X-4, которые были у нас на тестировании. Эти акустические системы — настоящее откровение, они дают до того интересный результат, что к нему нужно привыкать! Они настолько хорошо звучат, что поначалу это даже кажется странным: как будто чего-то не хватает...
Л.К.: Вы знаете, я слышу подобное мнение довольно часто. Думаю, что такое впечатление от наших АС — это нормально, ведь больше ни одна система так не звучит.
AM: Может быть, начнем с исторического экскурса — как вы вообще стали заниматься системами, будучи специалистом по кабелям: что побудило?
Л.К.: Я до сих пор кабельщик, но мне очень нравится то, чем я занимаюсь и в этой сфере... Примерно пять лет назад я встретился с одним из своих старых друзей — Майклом Боррисеном. Он сообщил, что разработал новый тип ленточного твитера, и пригласил послушать... Я был потрясен!
AM: Речь шла только о твитере?
Л.К.: Да, впервые в жизни я услышал твитер, которого не слышал — а замечал только музыку. Это похоже на ваши впечатления от прослушивания eben Х-4. То есть вы слышите не высокие частоты, а инструменты и исполнителей. И Майкл меня спросил, хочу ли я стать частью этого. Я отказался — ведь на рынке и так уже существует очень много АС. Но через какое-то время Майкл к этому вернулся, создавая прототип одной из наших колонок... послушав ее, я испытал еще большее потрясение: это было лучшее из всего, что я когда-либо слышал. Никаких искажений, окрашиваний... и Майкл опять спросил, что я обо всем этом думаю. Я опять сказал: "Нет",— потому что очень сложно в наше время вывести на рынок новую линейку АС. Но спустя несколько месяцев я сдался: акустические системы были чем-то действительно необычным. И буквально в первый же год мы получили три награды в номинации "Акустические системы года" — за eben X3, "младшую сестру" акустики, побывавшей у вас на испытании.
AM: В чем основная особенность ваших акустических систем?
Л.К.: Мы производим ленточный твитер сами. Я считаю, что это самый быстрый ленточный твитер в мире. Смысл в том, что твитер — его лента — закреплен со всех четырех сторон. Это дает множество преимуществ, ведь традиционные ленточные мембраны прикрепляются только сверху и снизу — поэтому очень трудно контролировать неизбежные погрешности. А у Майкла оригинальная методика. Масса самой ленты составляет всего одну сотую грамма, и толщина не превышает сотую миллиметра. Мембрану движет очень мощная магнитная система, состоящая из трех неодимовых магнитов, и чувствительность твитера составляет 93 дБ — ведь замечательный показатель? Ну, и в результате — весьма внушительный динамический потенциал. Масса мембраны, повторюсь, совсем невелика, так что резонансов и окрашиваний в таком излучателе, где она работает, почти нет. Фазовые сдвиги в пределах рабочего диапазона частот находятся в пределах ± 10°. Может быть, именно поэтому к акустическим системам eben надо привыкать. Пресса во всем мире отмечала два основных момента:
1) эти АС обладают таким же разрешением, как и лучшие электростаты;
2) их динамический диапазон такой же, как и у лучших рупорных колонок.
Все это делает акустические системы очень необычными. Очень важна и правильная форма акустической системы.
AM: Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как рассчитывался и создавался корпус этих систем.
Л.К.: Любая модель начинается как простая "коробка". Разработчики экспериментируют с динамиками и наблюдают, как они звучат вместе: постепенно определяется нужный объем и форма корпуса. "Зеркальная" конструкция, где твитеры расположены посередине,— не нова, подобное встречалось раньше у других производителей; просто она является частью нашего подхода: взять лучшее, что есть на рынке, и совместить в одном продукте. Тем не менее, корпус оптимизирован достаточно необычным образом. Мы не верим в то, что можно избавиться от всех резонансов корпуса,— да, в принципе, и не хотим верить! Нам просто хочется использовать резонансы во благо звука. Даже самая тяжелая акустическая система в мире будет резонировать. Ведь что такое музыка? — это резонансы! Так что когда некий производитель заявляет, будто сделал корпус, который абсолютно не резонирует,— фактически он признается в том, что губит часть музыкального содержания.
Места на корпусе непосредственно вокруг динамиков мы пытаемся сделать как можно более мягкими, потому что хотим добиться максимально высокой частоты резонанса.
AM: Вы имеете в виду крепления?
Л.К.: Нет, я говорю о том, что масса верхней и нижней части корпуса намного меньше, чем середины. Потому что если сделать массу очень большой, особенно вокруг динамиков, то резонансная частота как раз и будет тем диапазоном, в котором придется работать динамику. Похоже, что большинство наших производителей делает все неправильно, пытаясь утяжелить корпус именно вокруг излучателей.
Там, где у нас расположены средне-частотные излучатели и твитер,— самая увесистая часть колонок. Ведь именно там мы хотим опустить частоту резонанса как можно ниже, и это необычно. Так что тут дело не только в форме корпуса, но и в том, какую функциональную нагрузку он несет. Динамики не двигаются и не вибрируют, потому что в том месте, где производится крепление,— 66-миллиметровый слой МДФ... Однако если сравнивать eben X-4 с другими представителями такого класса, то наши окажутся намного легче, чем их. А в референсной модели eben X-5 каждая колонка на 40 кг легче, чем Х-4, поскольку они сделаны из углеволокна.
AM: Интересно узнать о планах на ближайшее будущее. Каковы ваши новые проекты?
Л.К.: Одна из наших целей — в течение нескольких лет полностью наладить собственное производство всех излучателей для наших АС. Мы разработали и запатентовали новую керамическую мембрану: на алюминиевую пластину толщиной 0,1 мм в процессе плазменной обработки наносится с обеих сторон керамический слой. Получается очень стабильная и легкая мембрана, которая не поглощает впустую так много энергии от магнитной системы, в отличие от традиционных аналогов.
Кроме того, на Мюнхенском шоу в мае мы представим свой новый межблочный кабель — настоящее открытие с точки зрения конструкции кабелей. Потери сигнала в новом кабеле составляют лишь одну треть от тех, которые присущи Nordost Valhalla.
AM: Как же вам удалось этого добиться?
Л.К.: Идеальная конструкция кабеля такова: полая медная трубка — и проводник в самой середине, который, есте¬ственно, не соприкасается ни с чем. К этому многие производители стремятся, но без особого успеха. Потому что если такой кабель согнуть хоть чуть-чуть, то геометрия сразу же теряется — и он, естественно, перестает работать как надо. Мы же предлагаем совершенное экранирование, чтобы удерживать сигнал непосредственно внутри проводника и не позволять ему распространяться. Когда используется обыкновенное экранирование, часть сигнала проходит через диэлектрик, через экран, а часть сигнала — вне самого кабеля. Позже мы представим и цифровой кабель, и сетевой, основанные на той же технологии.
AM: Большое спасибо вам за содержательные ответы — и за то, что вы так щедро делитесь с нами и нашими читателями своими знаниями и полезными секретами построения хорошей системы! С удовольствием познакомимся с вашими новыми работами.
Подготовлено по материалам журнала "Аудио Магазин", март 2007 г.