О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Сейчас в продаже
Technics
Компания Technics известна российским меломанам еще с середины 70-х годов прошлого века, когда магнитофоны, колонки и проигрыватели этой японской марки появились на прилавках валютных «Березок» и крупных комиссионных магазинов. Гораздо позже мы узнали, что бренд принадлежит компании Panasonic (которая, в свою очередь, входит в холдинг Matsushita), и, в отличие от этой материнской корпорации, специализируется на производстве аудиоаппаратуры Hi-Fi-класса.
Подробнее о бренде TechnicsОбзоры товаров под маркой Technics (30)Официальный сайт Technicshttps://www.technics.com
Интегрированный усилитель Technics SU-G700M2 / Обзор stereophile.com
Тестируя Technics SU-R1000 для декабрьского номера Stereophile 2021 года, я обнаружил, что качество работы этого интегрированного усилителя превзошло все мои ожидания. Он радикальным образом поменял ритуал прослушивания музыки посредством моей домашней Hi-Fi-системы. Разнообразные технологические новшества, важные для пользователя функции и чистое пространственное звучание привели к тому, что я практически утратил интерес к другим интегральникам, имевшимся в моем распоряжении.
Более того, при подключении к референсной системе SU-R1000 перевернул сложившиеся у меня представления о звучании импульсных (класса D) усилителей и познакомил меня с потенциальными возможностями таких инноваций, как «сверхбыстрые переключающие транзисторы Technics на основе нитрида галлия, система снижения джиттера JENO Engine, ADCT (технология активного подавления искажений, сноска 1), интеллектуальный фонокорректор с эквалайзером, LAPC (адаптивная фазовая калибровка нагрузки, сноска 2), наконец, сам подход SU-R1000, заключающийся в оцифровке любого сигнала, входящего в его стальной корпус и выходящего из него. Кроме того, нельзя не отметить низкий уровень собственных шумов, которым он обязан своему бесшумному блоку питания с повышенной скоростью работы (сноска 3),благодаря которому (по крайней мере, частично) также обеспечивается потрясающая детальность усилителя Technics из серии Reference.
В своих восторгах по поводу SU-R1000 я не был одинок. Технический редактор Джон Аткинсон после лабораторного тестирования компонента не удержался от похвал, заключив: «Отличные результаты измерений были продемонстрированы как с линейных аналоговых входов Technics SU-R1000, так и с цифровых, а также со входа на фонокорректор этого усилителя».
Я упомянул класс D, однако компания Technics утверждает, что SU-R1000 не принадлежит к этому типу. Большинство других производителей таких усилителей обоснованно заявляет, что «класс D не является цифровым». В то же время Technics настаивает, что ее подход к звукоусилению как раз цифровой, но не равносилен классу D. Собственно, определения для меня не так уж важны. Главное, что он позволил мне почувствовать себя единым целым с коллекцией любимой музыки и превратил прослушивание любых записей, от FKA Twigs до Beatles и от Марка Кэри до женского хора Болгарского государственного радио и телевидения, в чистое удовольствие.
Поэтому, когда Билл Восс, менеджер по развитию бизнеса Technics в США, предложил редактору Джиму Остину и мне опробовать новый менее дорогой аналог SU-R1000, я был всеми руками и ногами «за».
Интегрированный усилитель SU-G700M2
Стоимость Technics SU-G700M2 составляет чуть более четверти от розничной цены SU-R1000. Во входящем в серию Technics Grand Class SU-G700M2 (для краткости будем называть его G700M2) были сохранены основные функции SU-R1000 и добавлены несколько новых. Обе модели разработал инженер Technics Наохиро Мицумата.
Представляя собой эволюционное обновление выпущенного в 2017 году интегральника, Technics SU-G700 версии M2 располагает частью имеющихся у SU-R1000 технологий, включая JENO Engine, LAPC, транзисторы на основе нитрида галлия и сверхтихий блок питания Advanced Speed Silent Power Supply.
Двухслойное нижнее шасси G700M2 состоит из стальных пластин толщиной 1,2 и 2 мм; прочностью и качеством сборки он почти не уступает своему более дорогому собрату. Верхняя крышка представляет собой 1,6-миллиметровый стальной лист. Алюминиевая передняя панель семимиллиметровой толщины, по утверждению разработчика, способствует гашению вибраций. Боковые и задняя стенки корпуса усилителя изготовлены из стали толщиной 1,6 мм; четыре стальные ножки устройства обшиты пластиком. У аппарата относительно компактные габариты – 15 см в высоту, по 43 см в ширину и глубину – и приличный, но достаточно практичный вес 12,7 кг.
G700M2 заявляет о себе в смелых, но вежливых выражениях, сразу же давая понять, что это творение Technics, притом вполне современное. Мой тестовый экземпляр облачен в винтажный серебристый корпус с классическими волюметрами Technics на фасаде – конечно же, модернизированными; также доступен вариант в черном цвете. Кнопка питания и разъем для наушников расположены с левой стороны над большим прямоугольным «окошком», за которым скрываются эти два волюметра, индикатор LAPC и сенсор дистанционного управления. Находящийся справа над окошком небольшой дисплей показывает используемый в данный момент вход и частоту дискретизации аудиопотока. Круглая ручка справа от него позволяет выбрать вход: первый или второй коаксиальный, первый или второй оптический, ПК (USB-порт), первый или второй линейный, на MM/MC-фонокорректор. Входящий в комплект пульт ДУ поддерживает все эти функции; помимо этого, он позволяет активировать LAPC, включить питание (кнопка AMP), сделать выбор между MC- или MM-фонокорректором, отрегулировать аттенюатор, инфразвуковой фильтр и громкость, а также вызвать меню настройки, установить уровень подсветки и выбрать источник аудиосигнала. На задней стороне корпуса усилителя располагаются разъемы всех привычных входов, включая аналоговые (RCA), USB, а также линейного выхода (RCA), выхода с предусилителя (RCA), пара клемм для подсоединения колонок и гнездо электропитания.
Я спросил у Восса, как компания Technics разрабатывала «урезанную» версию SU-R1000; была ли именно она целью?
«В прошлом мы часто применяли передовые технологии своих флагманских моделей в более доступных устройствах линейки, – ответил мне Восс по электронной почте. – После того как в 2014 году Technics представила на выставке IFA усилитель референсного класса R1, большая часть его ключевых технологий была перенесена в компонент премиум-класса C700, в том числе цифровое звукоусиление, LAPC, JENO Engine, самые современные функции цифровой обработки аудиосигнала и, конечно же, классические волюметры".
Чтобы уместить все это в соответствующую ценовую, компании наверняка пришлось пойти на определенные компромиссы?
«JENO Engine и LAPC в моделях SU-R1000 и SU-G700M2 совершенно идентичны, – заявил в электронном письме технический директор Technics Тэцуя Итани. – Что касается блока питания, то у SU-R1000 две отдельные, независимые друг от друга цепи питания для левого и правого каналов, в то время как SU-G700M2 лишь один контур».
Среди других отличий стоит упомянуть транзистор выходного каскада: в SU-R1000 это модель на основе нитрида галлия, в SU-G700M2 – полевой МОП-транзистор. (Однако в блоке питания G700M2 применены транзисторы на нитриде галлия). SU-R1000 оснащен технологией активного подавления искажений, у SU-G700M2 ее нет. Интеллектуальный фонокорректор SU-R1000 представляет собой гибрид цифрового и аналогового контуров с DSP, тогда как в SU-G700M2 используется стандартный аналоговый фонокорректор.
О блоке питания на сайте компании сказано следующее: «SU-G700M2 оснащен такими же транзисторами на основе нитрида галлия и карбидокремниевыми диодами Шоттки, что установлены в SU-R1000; они обеспечивают максимальную производительность высокоскоростной импульсной системы питания. Контур питания усилителя снабжен эксклюзивным фильтрующим электролитическим конденсатором Technics, оптимизированным путем тщательной настройки и также применявшимся в модели SU-R1000. Болты, которыми крепятся провода, передающие аудиосигнал на разъемы для колонок, изготовлены из немагнитной латуни. К большой клемме заземления идет более толстый провод. Следующий контур в цепи прохождения сигнала оснащен стабилизатором со сверхмалым уровнем шума. Он предотвращает снижение качества сигнала из-за фиксированной частоты переключения и препятствует примешиванию шумов в высокочастотном диапазоне. Результатом стал высокоэффективный источник питания с низким уровнем шума, способный обеспечить максимальное качество цифрового звукоусиления».
Бесшумный блок питания G700M2 с повышенной скоростью работы «увеличивает отдачу динамиков колонок и обеспечивает большую энергичность звучания», – говорится на сайте Technics. Частота переключения транзисторов на основе нитрида галлия была «поднята со стандартного значения 100 кГц до 400 кГц для обеспечения стабильных уровней напряжения и тока, а также снижения негативного влияния шумов модуляции на качество звука; кроме того, был добавлен переключатель Phase Invert, который у SU-G700M2 уникален», – утверждает Восс.
Вместо интеллектуального фонокорректора SU-R1000 с множеством алгоритмов преобразований (способного переводить аналоговый сигнал в цифровой так же плавно, как Руди ван Гелдер потягивает мартини) в G700M2 установлен более традиционный MM/MC-фонокорректор; аналогичный блок в оригинальной версии SU-G700 поддерживал только MM-картриджи.
Фонокорректор G700M2 «обеспечивает низкий уровень шума за счет использования дифференциальной конфигурации параллельного подключения малошумящего полевого транзистора в первом каскаде. Кроме того, четырехуровневый регулятор позволяет выбрать оптимальный коэффициент усиления в зависимости от выходного сигнала картриджа. Этот подход гарантирует оптимальное воспроизведение высококачественных аналоговых записей в соответствии с особенностями среды пользователя».
G700M2 оснащен тем же усилителем для наушников, что и оригинальная модель G700. Внутреннее пространство M2 разделено на три секции, как и у SU-R1000 – по утверждению компании, это обеспечивает более эффективную защиту от помех, чем у оригинальной версии G700.
Чистый поток
Стриминг с сервисов Qobuz и Tidal посредством Roon под управлением G700M2 оказался практически безупречным. Я купался в теплом сиянии совершенной тональной палитры, объемной звуковой сцены, могучего потока и отменной динамики G700M2 в сочетании с обильными низами и детально проработанными верхами.
Я сравнил качество цифроаналогового преобразования усилителя Technics и ЦАП Denafrips Ares II DAC, используя аудиофильский микрокомпьютер Sonore opticalRendu для конвертации потока с Ethernet-входа на USB-порт и подключив выход автономного ЦАП к одному из линейных входов Technics.
У компонентного Denafrips выявились некоторые преимущества перед Technics: более объемная звуковая сцена, точнее проработанные текстуры и повышенная детальность звучания инструментов и голосов. Однако в подаче Technics цифровые файлы оказывались приятными, теплыми, полнозвучными – и в целом практически не отличались качеством от них же у Denafrips. Хотя по масштабности, прозрачности, глубине и дотошности G700M2 уступает старшему собрату SU-R1000, ему легко удается выявлять различия в качестве записей и вспомогательных компонентов системы, не оставляя у слушателя ни малейших сомнений в них.
- Сноска 1: «Технология активного подавления искажений с большой точностью выявляет их, определяя разницу между сигналами на выходе усилителя и с блока JENO, а затем применяет коррекцию к выходному цифровому сигналу, повышая тем самым качество звучания традиционной системы цифрового звукоусиления». Вебсайт Technics.
- Сноска 2: «Таким образом, мы разработали алгоритм адаптивной оптимизации в зависимости от сопротивления колонок, который выполняет коррекцию импульсного отклика посредством цифровой обработки сигнала, опираясь на измерение амплитудно-фазовой частотной характеристики усилителя с подключенными АС». Вебсайт Technics.
- Сноска 3: Бесшумный блок питания с повышенной скоростью работы (Advanced Speed Silent Power Supply) устранил этот шум, зафиксировав частоту следования импульсов на 400 кГц». Вебсайт Technics.
G700M2 придает проигрываемым композициям оттенок теплоты, избегая при этом их чрезмерного окрашивания. Эпизодические огрехи усилителя были вполне простительными. Изредка звучание становилось слегка перенасыщенным, как будто оно подверглось излишней обработке. Однако мне ни разу не пришлось вздрогнуть из-за агрессивности ВЧ и не выпало повода покритиковать глубокие, ровные и убедительные басы. G700M2 отлично сочетается с колонками DeVore Fidelity O/96, подчеркивая присущие им богатство и музыкальность, но не накладывая на музыкальный «торт» слишком толстый слой масляного крема. При этом любым вещам, от самого воинственного рока до наиболее динамичной и масштабной классики, вполне хватает мощи.
Я переключался с одного трека на другой, выбирая с помощью Roon разнообразные записи поп-музыки, джаза и классики, и G700M2 наполнял каждую композицию искренним воодушевлением. Буйная Pa'lla Voy с одноименного альбома Марка Энтони (24/48 FLAC, Sony/Qobuz) в исполнении G700M2 обернулась атомным взрывом, разбросавшим по комнате искрящиеся ритмы перкуссии и задиристые напевы гитары. Четкие верха усилителя придали выразительности каждому слову. Его мощность и прозрачность превратили тщательно отделанный поп Марка Энтони в то, что достойно стать украшением вечеринки в клубе Sounds of Brazil.
После высокооктановой латинской поп-музыки мне захотелось расслабиться, и композиция Try Love Хораса Энди (24/44,1 FLAC, Qobuz) в стиле биг-даб предоставила такую возможность. Усилитель Technics заложил басовый фундамент такой толщины, что им можно было бы заполнить глубокую часть плавательного бассейна. Мягчайший синтезированный бас был подобен воздуху после дождя. НЧ в исполнении G700M2 были скорее мягкими, чем твердыми, и скорее расслабленными, чем жесткими, но это не недостаток, а особенность характера; и они всегда были очень хороши. То же самое можно сказать и о середине: ее насыщенность никогда не приводила к ощущению вуали или замутненности.
Чилийская тенор-саксофонистка Мелисса Алдана записала шесть альбомов текучего, затейливого и свингующего урбан-джаза. Ее последний альбом, 12 Stars, стал дебютом на лейбле Blue Note. Записанный с замечательным составом музыкантов (норвежский гитарист Лаге Лунд, пианист Салливан Фортнер, также играющий на Fender Rhodes, Куш Абадей на ударных и Пабло Менарес на бас-гитаре), он проносится по комнате, как нежный торнадо, а хриплое звучание саксофона Мелиссы напоминает Стэна Гетца в трактовке Билли Харпера. Алдана – разносторонний музыкант и потрясающий солист с чудесным звуком; из-под ее пера выходит на редкость оригинальная музыка, которую нужно прослушать несколько раз, чтобы по-настоящему понять.
Резкие контуры и острые углы композиции Falling (24/48 FLAC, Blue Note/Tidal) в исполнении G700M2 воспринимаются как живые и ощутимые на ощупь; музыка наполняет помещение сложным танцем мелодий и ритмов – от бархатистого звучания саксофона Алданы до головокружительных барабанных партий Куша Абадея. Большая и глубокая звуковая сцена восхищает четкостью и реалистичностью.
G700M2 также в полной мере отдал дань экспериментальной композиции Ghost Song Сесиль Маклорин Сальван, оркестровым вихрям A Night in London Офелии Гайяр и распевному альт-кантри группы Sarah Shook & the Disarmers в треке Nightroamer. Потоковое воспроизведение музыки через USB-порт Technics принесло мне массу удовольствия. Это теплый и щедрый усилитель с четкой позицией и солидной динамикой. Интегральники этой ценовой категории, способные подавать столь разные музыкальные жанры с таким убедительным мастерством, можно пересчитать по пальцам.
LAPC
Как я уже упоминал, G700M2 сохранил функцию LAPC, которой оснащен и SU-R1000, и результаты ее работы оказались практически такими же, как у последнего. Нажав кнопку LAPC на пульте ДУ, я услышал мгновение тишины, после которого музыка приобрела несколько лучшее ощущение присутствия и более внушительную мощь. При отключении LAPC мне показалось, что звуковой ландшафт слегка съежился, став чуточку менее эффектным, увлекательным и впечатляющим.
Фонокорректор – просто зверь
Чтобы оценить качество стандартного фонокорректора Technics, я подключил свой референсный аналоговый источник – вертушку Kuzma Stabi R с тонармом 4 Point и MC-картриджем EMT TSD 15N – к RCA-разъемам встроенного блока фонокорректора, подсоединил провод заземления и выбрал на пульте ДУ вариант «MC». В воспроизведении цифровых файлов G700M2 был очень хорош; в проигрывании виниловых пластинок он был абсолютно великолепен.
Сравнение оригинальных джазовых пластинок с их новыми переизданиями с аналоговых мастер-лент – очень увлекательное занятие. Всегда любопытно узнать, была ли в новых изданиях учтена деградация пленки мастер-лент, которым зачастую под шестьдесят, и выяснить, насколько звучание новых дисков отличается от того, что дают винилы, отпечатанные в годы, когда эти ленты были еще молодыми. Фонокорректор G700M2 позволяет четко и без сомнений услышать различия.
Переизданный в 2022 году на Blue Note в серии Classic Vinyl Series альбом Ли Моргана 1968 года Caramba! (LP, Blue Note 006024387761852) стал еще одной несомненной удачей лейбла на этой стезе: объемный, чистый звук с четкой серединой, мягкими, но весомыми низами и солидной атакой необычной пары фронтменов – Бенни Мопина на тенор-саксофоне и трубача Ли Моргана. Барабаны и тарелки Билли Хиггинса восхищают воздушностью и текстурностью, акустический бас Реджи Воркмана – плотный и четко очерченный. У моего оригинального издания 1968 года (LP, Blue Note BST 84289) звук был более приглушенным, менее мощным и живым, а также скромнее в плане объемности. У колокольчиков и фортепиано было больше задора, но в целом инструменты звучали не так слаженно.
Аналогичные выводы можно сделать после прослушивания альбома Джеки Маклина Destination...Out! Релиз Classic Vinyl Series (LP, Blue Note 006002438761579) было полнозвучным, динамичным, более утонченным и весомым, чем с имеющегося у меня переиздания 1971 года на Liberty (LP, Blue Note BST 84165). По отдельности каждое отличие было незначительным, но в сумме они привели к серьезному расхождению в звучании этих вариантов. G700M2 показал мне все до малейшей детали.
На мой взгляд, моя старая стереоверсия альбома Джона Колтрейна 1964 года Crescent (LP, Impulse! AS-66) дает несколько более цельный, непосредственный и естественный звук, чем переиздание 2022 года (LP, Acoustic Sounds/Impulse! AS-66); однако чистый оригинал или даже раннее переиздание этого альбома Impulse! очень трудно найти, а по цене этого первоклассного тиража Acoustic Sounds – и вовсе невозможно.
Четкий, ясный звук с прекрасной динамикой и ровной АЧХ на всем диапазоне – при проигрывании этого диска с помощью G700M2 у меня не осталось не исполнившихся пожеланий. Обычно, оценивая встроенные фонокорректоры разных усилителей, я с нетерпением жду возвращения к любимым компонентным моделям. При работе с G700M2 эта мысль вообще не приходила мне в голову – так много радости приносили мне прослушивание пластинок и сравнение разных изданий одного и того же альбома.
Technics или Parasound
На момент тестирования для сравнения с моделью Technics у меня был под рукой только один интегрированный усилитель со встроенным MM/MC-фонокорректором – Parasound Hint 6 Halo с более высокой выходной мощностью (180 Вт на канал при нагрузке 8 Ом, 270 Вт – на 4 Ом) и технологией звукоусиления класса AB.
При воспроизведении альбома Эллы Фицджеральд Ella Swings Lightly (LP, Verve MG VS-64021) посредством усилителя Parasound вокал и оркестр Марти Пэйча звучали масштабно, сочно и убедительно, словно их слушаешь из первого ряда зрительного зала. Каждый нюанс и каждая тончайшая деталь задушевного голоса были раскрыты с максимальным теплом. В трактовке Technics он был более выдвинут вперед в миксе и более прозрачен. Вокал и инструменты звучали чище, а поверхностный шум винилового диска был заметнее, чем у Parasound. Если не считать чуть более прямолинейных верхов у Technics, подача обоих усилителей была достаточно близка – и по-настоящему великолепна.
Заключение
В начале этого обзора я вознамерился найти сходства и различия между интегрированным усилителем Technics SU-G700M2 Grand Class и его родственником референсного класса, Technics SU-R1000 Reference Class Stereo Integrated Amplifier. Я отмечал одинаковые элементы, схожие технические характеристики и тому подобные детали. Но в середине процесса тестирования я забыл о прошлом и погрузился в настоящее – в прослушивание музыки.
Я восхищался качеством воспроизведения цифровых файлов у Technics – и в еще большей степени наслаждался прослушиванием виниловых пластинок с помощью его отменного фонокорректора. Это теплый, уравновешенный, динамичный и очень талантливый усилитель. Сочетающий солидную мощность, высокое качество конструкции и более чем конкурентную цену, Technics SU-G700M2 Grand Class отлично проявил себя в составе моей референсной системы. Если его стоимость вам по карману, вы получите максимальную отдачу за свои трудовые деньги.
Технические характеристики интегрированного усилителя Technics SU-G700M2
Описание: двухканальный «цифровой» интегрированный усилитель с фонокорректором и пультом ДУ. Выходная мощность: 70 Вт на канал при нагрузке 8 Ом (18,45 дБВт), 140 Вт на канал на 4 Ом (18,45 дБВт) на частоте 1 кГц, 0 – 20 кГц. КНИ: 0,5%. Входная чувствительность: линейные входы – 200 мВ; MM-фонокорректор – 2,5 мВ; MC-фонокорректор – 300 мкВ. Входное сопротивление: линейные входы – 22 кОм; MM-фонокорректор – 47 кОм; MC-фонокорректор – 100 Ом. Частотный диапазон: линейные входы: 5 Гц – 80 кГц, -3 дБ; MM-фонокорректор: 20 Гц – 20 кГц, отклонение от стандарта RIAA ±1 дБ; MC-фонокорректор: 20 Гц – 20 кГц; цифровые входы: 5 Гц – 80 кГц. Цифровые входы: 2 TosLink, 2 S/PDIF на RCA, асинхронный USB-порт класса 2.0. Аналоговые входы: 2 линейных (RCA), вход на фонокорректор (RCA) с клеммой заземления. Аналоговые выходы: выход с предусилителя (RCA), линейный (RCA), две пары разъемов для АС, стереовыход на наушники с 6,3-миллиметровым гнездом. Поддерживаемые форматы: PCM 32, 44,1, 48, 88,2, 96, 176,4, 192, 352,8, 384 кГц / 16, 24 или 32 бит; DSD: 2,8, 5,6, 11,2 МГц; ASIO, Native и DoP. Потребляемая мощность: 95 Вт.
Габариты (ШВГ): 405 × 148 × 428 мм. Вес: 12,7 кг.
Серийный номер рассмотренного устройства: GJ1 JA001001. Произведено в Малайзии.
Сопутствующее оборудование
Аналоговые источники: проигрыватель Kuzma Stabi R с тонармом 4Point, MC-картридж EMT TSD 15N Super Fineline.
Цифровые источники: ЦАП Denafrips Ares II; Sonore opticalRendu; Roon Nucleus+; блок питания Small Green Computer; коммутатор TRENDnet; ноутбук Apple iPad mini.
Интегрированный усилитель: Parasound Hint 6 Halo.
АС: DeVore Fidelity Orangutan O/96.
Кабели: межблочные: Triode Wire Labs Spirit II (RCA), 2 м; Analysis Plus Silver Apex (RCA), 2м. Акустические: Analysis Plus Silver Apex Speaker (банановые штекеры), 3 м. Электропитания: Triode Wire Labs Obsession NCF, собственный кабель производителя.
Аксессуары: машина для чистки виниловых дисков Pro-Ject VC-S2 ALU; чистящая система Audiodesksysteme Vinyl Cleaner Pro; щетка для чистки пластинок Hunt Mark 6 Carbon Fiber Record Cleaning Brush; демпферы RTOM Moongel Drum Damper Pads для очистки игл; изоляционная платформа Kuzma Platis 65; кондиционер питания IsoTek EVO3 Aquarius; пятиярусная стойка Salamander; бамбуковые разделочные доски IKEA Aptitlig (под проигрыватель, предусилитель, усилители мощности); бруски красного дерева (5 × 5 × 1,3 см) под доски. – Кен Микаллеф
Результаты измерений
Technics SU-G700M2 можно назвать менее мощным и функциональным собратом интегрированного усилителя Technics SU-R1000, протестированного Кеном Микаллефом в декабре 2021 года и продемонстрировавшего превосходные результаты лабораторных измерений. Испытания SU-G700M2 проводились с помощью системы Audio Precision SYS2722, а поскольку выходной каскад усилителя близок к классу D, я установил между тестовой нагрузкой и анализатором пассивный НЧ-фильтр Audio Precision AUX-0025, снижающий уровень радиочастотного шума, который в противном случае привел бы к ограничению скорости нарастания напряжения во входном контуре SYS2722. (Без фильтра на выходных клеммах усилителя возникал ультразвуковой шум уровнем 720 мВ с центральной частотой 67 кГц). Фильтр использовался во всех измерениях с выходов на АС, кроме амплитудно-частотной характеристики.
В первую очередь я протестировал работу Technics при подаче сигнала на небалансные линейные входы. SU-G700M2 сохранял абсолютную полярность на всех выходах при установке регулятора фазы в положение «Normal». Регулятор громкости работал с точным шагом 0,5 дБ, а максимальное усиление на выходах на АС составляло 42 дБ. (В ходе данного измерения дополнительно возможное ослабление на 20 дБ не применялось). Коэффициент усиления на выходе с предусилителя составил 21,3 дБ, на выходе на наушники – 26,7 дБ. Каскад усиления мощности SU-G700M2 можно подключить отдельно; он обеспечивает фиксированное усиление 32,4 дБ. Входное сопротивление, как на линейных входах, так и на входах блока усиления мощности составляло 32 кОм на частотах 20 Гц и 1 кГц, с некоторым снижением до 28,3 кОм на 20 кГц.
Выходное сопротивление Technics на выходе на наушники оказалось относительно высоким – 66 Ом. На выходе с предусилителя оно варьировалось от 781 Ом на частоте 20 Гц до 707 Ом на 20 кГц. Измерить сопротивление на клеммах для АС было сложно из-за повышения ультразвукового шума без подключенной нагрузки, даже с НЧ-фильтром Audio Precision в цепи. Но модуляция АЧХ усилителя из-за взаимодействия по закону Ома между сопротивлением источника SU-G700M2 и стандартной смоделированной АС была низкой, ±0,25 дБ в областях низких и средних частот, (Рис.1, серая кривая). Таким образом, можно предположить, что выходное сопротивление, в том числе последовательное сопротивление двухметрового акустического кабеля с разнесенными жилами, должно быть близким к 0,1 Ом.
Рисунок 1. Technics SU-G700M2, регулятор громкости в положении -12 дБ, АЧХ при напряжении 2,83 В и следующих показателях нагрузки: смоделированная АС (серая кривая), 8 Ом (левый канал – синяя кривая, правый – красная), 4 Ом (левый канал – голубая кривая, правый – розовая), 2 Ом (зеленая кривая) (1 дБ/вертикальное деление)
АЧХ при резистивной нагрузке 8 Ом (рис. 1, синяя и красная кривые) до 70 кГц была довольно ровной, но быстро снижалась выше этой частоты. При резистивной нагрузке 4 Ом (голубая и розовая кривые) выходной сигнал начал плавно уменьшаться в верхней октаве слышимого диапазона, вплоть до -3 дБ на частоте 45 кГц. При нагрузке 2 Ом (зеленая кривая) уровень выходного сигнала снизился на 3 дБ на частоте 20 кГц, предположительно, из-за увеличения выходного сопротивления в верхней октаве слышимого диапазона. Данный график отражает АЧХ при установке регулятора громкости в положение -12 дБ. Превосходное согласование каналов сохранялось и при других его положениях.
Как и SU-R1000, SU-G700M2 оснащен функцией LAPC, предназначенной для компенсации зависимости сопротивления АС от частоты. При проведении описанных измерений функция LAPC была отключена, но ее действие можно увидеть на рис. 2 в отчете о лабораторных измерениях SU-R1000.
Рисунок 2. Technics SU-G700M2, низкоуровневый прямоугольный импульс с частотой повторения 10 кГц (на 8 Ом)
Отмечается небольшой выброс с критическим затуханием при воспроизведении переднего фронта прямоугольного импульса с частотой повторения 10 кГц на 8 Ом (рис. 2). Отсутствие звона на частоте Найквиста от фильтра сглаживания говорит либо о том, что SU-G700M2 не переводит сигнал на аналоговых входах в цифровую форму, либо о том, что ФНЧ выходного каскада убирает звон, что означало бы, что АЦП работает на частоте 192 кГц. Регуляторы ВЧ, НЧ и СЧ темброблока обеспечивают максимальное усиление и спад почти на 8 дБ (рис. 3).
Рисунок 3. Technics SU-G700M2, АЧХ при напряжении 2,83 В и нагрузке 8 Ом, регуляторы ВЧ и НЧ в положениях «0» и «±10», регулятор СЧ в положении «±10» (левый канал – синяя кривая, правый – красная, 2 дБ/вертикальное деление).
Разделение каналов хорошее, на уровне 75 дБ в обоих направлениях. При использовании вспомогательного ФНЧ и нагрузке 8 Ом, при закороченных входах и установленном на максимум регуляторе громкости, на выходах усилителя по-прежнему присутствовал ультразвуковой шум в 330 мВ. Таким образом, невзвешенное широкополосное отношение сигнал/шум SU-G700M2 составило всего 18,5 дБ при 2,83 В в обоих каналах. Нужно заметить, что компания Audio Precision рекомендует при тестировании уровня шума в усилителях класса D применять фильтр типа «кирпичная стена» (Brickwall) – например, фильтр AES17, входящий в инструментарий AP 2720. При его использовании отношение сигнал/шум улучшилось до 64,6 дБ; А-взвешенное отношение сигнал/шум составило 67,7 дБ.
На выходе усилителя присутствовали шумы на частоте питания 60 Гц и ее гармониках, уровни которых зависели от положения регулятора громкости. Синяя и красная кривые на рис. 4 соответствуют максимальному положению регулятора. Уменьшение громкости на 20 дБ значительно снизило уровень шумов – как связанных с питанием, так и случайных (зеленая и серая кривые).
Рисунок 4. Technics SU-G700M2, спектр синусоидального сигнала с частотой 1 кГц при мощности 1 Вт на 8 Ом, регулятор громкости установлен на максимум (левый канал – розовая кривая, правый – красная) и в положение -20 дБ (левый канал – зеленая кривая, правый – серая) (линейная частотная шкала)
Согласно указанным Technics паспортным характеристикам, максимальная мощность SU-G700M2 составляет 70 Вт на канал на 8 Ом и 140 Вт на канал на 4 Ом, в обоих случаях с КНИ 0,5%, эквивалентные 18,45 дБВт. Мы определяем мощность ограничения (клиппирования) как ту, при которой сумма КНИ и уровня шума достигает 1%. По этому показателю при нагрузке на оба канала усилитель Technics достигал порога клиппирования при 80 Вт на 8 Ом (рис. 5, 19,03 дБВт) и 148 Вт на 4 Ом (рис. 6, 18,7 дБВт). Я не проверял порог клиппирования на 2 Ом, так как SU-G700M2 не рассчитан на такую нагрузку.
Рисунок 5. Technics SU-G700M2, регулятор громкости в положении -12 дБ, искажения (%) при непрерывно отдаваемой мощности на 8 Ом с сигналом 1 кГц
Рисунок 6. Technics SU-G700M2, регулятор громкости в положении -12 дБ, искажения (%) при непрерывно отдаваемой мощности на 4 Ом с сигналом 1 кГц
На малой мощности искажения малы, поэтому я проверил, как показатель «КНИ+шум» изменяется в зависимости от частоты при напряжении 12,65 В, что эквивалентно 20 Вт на 8 Ом и 40 Вт на 4 Ом (рис. 7). Чтобы остаточный ультразвуковой шум не загрязнял величину показателя «КНИ+шум», я применил дополнительный ФНЧ «кирпичная стена», настроенный на 40 кГц. Этот фильтр действовал на показатель «КНИ+шум» для сигнала с частотой выше 5 кГц, однако графики искажений при нагрузке 8 Ом (синяя и красная кривые) и на 4 Ом (голубая и розовая кривые) очень похожи и близки к 0,05%.
Рисунок 7. Technics SU-G700M2, регулятор громкости в положении -12 дБ, КНИ+шум (%) при напряжении 12,65 В и следующих показателях нагрузки: 8 Ом (левый канал – синяя кривая, правый – красная), 4 Ом (левый канал – голубая кривая, правый – розовая).
Форма искажений при данном выходном напряжении (рис. 8) свидетельствовала о наличии гармоник высокого порядка. Это было подтверждено анализом спектра (рис. 9 и 10): пятая гармоника в обоих каналах, седьмая гармоника в левом канале (синяя кривая) и девятая – в правом (красная кривая) были почти такими же высокими по уровню, как вторая и третья гармоники. Несмотря на низкий уровень, лежащий между -80 дБ (0,01%) и -70 дБ (0,03%), эти гармоники могут ощущаться при прослушивании на высокой громкости в диапазоне частот, к которому человеческий слух наиболее чувствителен. При воспроизведении суммарного сигнала из равных тонов с частотами 19 и 20 кГц при пиковой мощности 20 Вт на 8 Ом уровень интермодуляционных искажений составлял -80 дБ или ниже (рис. 11). При том же выходном напряжении и нагрузке 4 Ом (на графике не показано) искажения из-за более высоких гармоник были немного ниже по уровню, однако разностная составляющая второго порядка на частоте 1 кГц выросла до -74 дБ (0,05%).
Рисунок 8. Technics SU-G700M2, регулятор громкости в положении -12 дБ, синусоидальный сигнал частотой 1 кГц при мощности 20 Вт на 8 Ом, КНИ+шум 0,043% (вверху); сигнал искажений и шума при вырезанной основной гармонике (внизу, масштаб не выдержан)
Рисунок 9. Technics SU-G700M2, регулятор громкости в положении -12 дБ, спектр синусоидального сигнала частотой 50 Гц при мощности 20 Вт на 8 Ом (левый канал – синяя кривая, правый – красная; линейная частотная шкала)
Рисунок 10. Technics SU-G700M2, регулятор громкости в положении -12 дБ, спектр синусоидального сигнала частотой 1 кГц, при мощности 20 Вт на 8 Ом (левый канал – синяя кривая, правый – красная; линейная частотная шкала)
Рисунок 11. Technics SU-G700M2, регулятор громкости в положении -12 дБ, спектр интермодуляционных искажений от суммарного сигнала 19+20 кГц при пиковой мощности 50 Вт на 8 Ом (левый канал – синяя кривая, правый – красная; линейная частотная шкала)
Я изучил характеристики цифровых контуров Technics SU-G700M2, подключив источник к S/PDIF-разъему, а затем повторил часть тестов с USB-портом. Оптический S/PDIF-вход SU-G700M2 способен принимать потоки с частотой дискретизации до 96 кГц, коаксиальный – до 192 кГц. Утилита Apple AudioMIDI показала, что USB-порт принимает 24- и 32-разрядные цифровые данные с частотой дискретизации до 705,6 кГц. (Это возможности микросхемы самого USB-приемника; в технических характеристиках Technics указано, что USB-порт SU-G700M2 поддерживает частоты дискретизации вплоть до 368 кГц). С помощью утилиты Apple USB Prober я убедился, что USB-порт работает в оптимальном изохронном асинхронном режиме.
Все цифровые входы Technics сохраняли абсолютную полярность. При установке регулятора громкости на максимальное значение и подаче цифрового сигнала частотой 1 кГц с уровнем -40 дБ полной шкалы (дБпш) на выходе с предусилителя было получено напряжение 256,9 мВ, на выходе на наушники – 480,8 мВ, на клеммах для АС – 2,77 В. Последнее значение говорит о том, что цифровые данные с уровнем 0 дБпш приведут к возникновению клиппирования. Поэтому для измерений характеристик цифрового входа я выбрал значение -20 дБ в меню управления входным аттенюатором. И даже в этом случае подача цифровых данных с уровнем 0 дБпш привела к выключению усилителя после кратковременного появления сообщения «F76» на фронтальном дисплее. Согласно руководству пользователя, это сообщение означает: «Обнаружено отклонение. ... Активирована схема защиты, питание устройства может быть автоматически отключено». Чтобы избежать повреждения каскада усиления мощности цифровыми данными с высоким уровнем, я исследовал поведение цифровых входов на разъеме для наушников, при использовании которого отключается выход на АС.
Импульсный отклик для потока с частотой дискретизации 44,1 кГц (рис. 12) показывает, что восстанавливающий фильтр имеет обычный тип с линейной фазовой характеристикой, с симметричным по времени звоном по обе стороны от одиночной выборки с 0 дБпш. При использовании белого шума с частотой дискретизации 44,1 кГц (рис. 13, красная и пурпурная кривые) отклик линейно-фазового фильтра резко затухает выше 20 кГц, обеспечивая полное подавление полосы заграждения на уровне 24 кГц, чуть выше половинной частоты дискретизации (вертикальная зеленая линия). Наложенный сигнал на частоте 25 кГц тона 19,1 кГц при 0 дБпш (синяя и голубая кривые) подавлен на 90 дБ, а гармоника искажений самого высокого уровня для тона 19,1 кГц – третья – оказывается чуть ниже -70 дБ (0,03%). Кривая АЧХ цифрового входа в слышимом диапазоне была плоской, а затем резко снижалась выше половинной частоты дискретизации (рис. 14). Уровни обоих каналов идеально совпадали.
Рисунок 12. Technics SU-G700M2, цифровые входы, импульсная характеристика (одна выборка с 0 дБпш, частота дискретизации – 44,1 кГц, временное окно – 4 мс)
Рисунок 13. Technics SU-G700M2, цифровые входы, широкополосный спектр белого шума с -4 дБпш (левый канал – красная кривая, правый – розовая) и тона высотой 19,1кГц с 0 дБпш (левый канал – синяя кривая, правый – голубая), выборка данных с частотой 44,1кГц (20 дБ/вертикальное деление)
Рисунок 14. Technics SU-G700M2, цифровые входы, регулятор громкости в положении -12 дБ, АЧХ с -12 дБпш и следующими частотами дискретизации потоков: 44,1 кГц (левый канал – зеленая кривая, правый – серая), 96 кГц (левый канал – голубая кривая, правый – розовая), 192 кГц (левый канал – синяя кривая, правый – красная) (1 дБ/вертикальное деление)
Чтобы найти предельное разрешение на цифровых входах SU-G700M2, я отключил в аттенюаторе ослабление на 20 дБ, установил регулятор громкости на максимум и исследовал спектр на выходе на наушники тона частотой 1 кГц (с подмешанным дизером) на уровне -90 дБпш с 16- и 24-разрядными данными (рис. 15). При подаче 24-разрядного потока уровень собственных шумов усилителя не снизился, из чего можно сделать вывод, что SU-G700M2 обеспечивает разрешение в 16 бит. Причину этого ограничения разрешения можно увидеть на рис. 16, где представлен сигнал с уровнем -90,31 дБпш для 16-разрядных данных без дизера. Несмотря на то, что усилитель для наушников является аналоговым, три уровня напряжения постоянного тока, описываемые данными, полностью замаскированы высокочастотным шумом, который предположительно производится импульсным выходным каскадом. При подаче 24-разрядного потока без дизера (рис. 17) результирующий сигнал, который должен был представлять собой относительно точную синусоиду, вновь «забит» высокочастотным шумом. Следует отметить, впрочем, что этот шум находится за верхней границей диапазона слышимости.
Рисунок 15. Technics SU-G700M2, цифровые входы, регулятор громкости в положении -20 дБ, спектр с шумом и случайными помехами тона 1 кГц с дизером и уровнем -90 дБпш и следующими вариантами разрядности данных: 16 бит (левый канал – голубая кривая, правый – розовая), 24 бит (левый канал – синяя кривая, правый – красная) (20 дБ/вертикальное деление)
Рисунок 16. Technics SU-G700M2, цифровые входы с ослаблением на 20 дБ, синусоидальный сигнал частотой 1 кГц без дизера с -90,31 дБпш, 16-разрядный поток (левый канал – синяя кривая, правый – красная)
Рисунок 17. Technics SU-G700M2, цифровые входы с ослаблением на 20 дБ, синусоидальный сигнал частотой 1 кГц без дизера с -90,31 дБпш, 24-разрядный поток (левый канал – синяя кривая, правый – красная)
Интермодуляционные искажения при подаче сигнала на цифровые входы усилителя Technics (не показаны) были низкими, разностная составляющая второго порядка на частоте 1 кГц была равна -84 дБ (0,006%) в левом канале и -93 дБ (0,0025%) в правом. Искажения из-за более высоких гармоник были выше по уровню, однако они не превышали -70 дБ (0,03%).
Я протестировал подавление джиттера синхрогенератора на входах TosLink и USB, подавая на них 16- и 24-разрядные потоки J-Test с частотой дискретизации 44,1 кГц. Все гармоники нечетных порядков низкочастотного прямоугольного импульса на уровне младшего бита 16-разрядного сигнала J-Test были близки к правильным (рис. 18, наклонная зеленая линия), хотя некоторая модуляция шумов хорошо заметна. Как и ожидалось на основании Рис.16, уровень собственных шумов при подаче 24-разрядного сигнала (рис. 19) был не ниже, чем у 16-разрядного на Рис.18.
Рисунок 18. Technics SU-G700M2, цифровые входы с ослаблением на 20 дБ, регулятор громкости в положении -6 дБ, спектр джиттера аналогового выходного сигнала 11,025 кГц при -6 дБпш, частота дискретизации 44,1 кГц с переключением младшего бита на 229 Гц: 16-разрядные данные (левый канал – синяя кривая, правый – красная). Центральная частота кривой – 11,025 кГц; диапазон частот, ±3,5кГц
Рисунок 19. Technics SU-G700M2, цифровые входы с ослаблением на 20 дБ, регулятор громкости в положении -6 дБ, спектр джиттера аналогового выходного сигнала 11,025 кГц при -6 дБпш, частота дискретизации 44,1 кГц с переключением младшего бита на 229 Гц: 24-битные данные (левый канал – синяя кривая, правый – красная). Центральная частота кривой – 11,025 кГц; диапазон частот, ±3,5кГц.
Перейдя к изучению параметров входа фонокорректора SU-G700M2, я последовал совету руководства пользователя и при помощи отдельного провода заземления соединил клемму на шасси усилителя с землей анализатора Audio Precision. В первую очередь я исследовал поведение фонокорректора на выходе на наушники, чтобы не нанести выходным контурам усилителя вреда из-за сигналов с высоким уровнем.
Фонокорректор Technics сохранял абсолютную полярность и в MM-, и в MC-режимах. В первом он обеспечивал максимальный коэффициент усиления 57,7 дБ на выходе с предусилителя, 63,1 дБ – на выходе на наушники и 78,4 дБ – на выходе на АС; в режиме для MC-картриджа – 78,7, 84,1 и 99,4 дБ, соответственно. Эти значения говорят о том, что при высоком уровне сигнала с фонокорректора на выходе возможен клиппинг, поэтому лучше использовать дополнительное ослабление на 20 дБ. Сопротивление на входе фонокорректора в режиме MC составляло вполне приемлемые 120 Ом на всем диапазоне; в режиме MM оно было равно 39 кОм на частотах 20 Гц и 1 кГц, уменьшаясь до 32 кОм на частоте 20 кГц.
RIAA-коррекция SU-G700M2 (рис. 20) отлично согласована между каналами; в области высоких частот наблюдается слегка понижающаяся «полка». Инфразвуковой фильтр (зеленые и серые кривые) уменьшил уровень сигнала на 6 дБ на частоте 20 Гц. Невзвешенное широкополосное отношение сигнал/шум входа фонокорректора в MM-режиме, измеренное при закороченном входе и установке регулятора громкости в положение -6 дБ, составило 35,6 дБ (среднее значение для обоих каналов) на входном сигнале частотой 1 кГц при 5 мВ. Такое низкое значение было обусловлено присутствием ультразвукового шума, предположительно излучаемого импульсным выходным каскадом; ограничение полосы измерения до 22 Гц – 22 кГц увеличило соотношение до превосходного значения 84 дБ, а включение в цепь А-взвешенного фильтра подняло его еще выше – до 88,3 дБ. Значение для MC-режима было на 14-16 дБ ниже из-за присущего ему более высокого коэффициента усиления.
Рисунок 20. Technics SU-G700M2, вход фонокорректора, АЧХ с RIAA-коррекцией (левый канал – синяя кривая, правый – красная) и с инфразвуковым фильтром (левый канал – зеленая кривая, правый – серая) (1 дБ/вертикальное деление)
Пределы перегрузки входа фонокорректора Technics, измеренные при установке регулятора громкости в положение -30 дБ во избежание клиппирования на выходе на наушники, были достаточно высокими в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц – 16,9 дБ для сигнала частотой 1 кГц при напряжении 5 мВ (ММ) и 16,9 дБ для сигнала 1 кГц при 500 мкВ (MC). Уровень искажений в каскаде фонокорректора был очень низким; все гармоники не превышали -80 дБ (0,01%, рис. 21). Интермодуляционные искажения высоких порядков при воспроизведении суммарного сигнала 19 и 20 кГц при пиковом уровне входного сигнала, эквивалентном 1 кГц при 5 мВ, оказались равными -70 дБ (не показано), а разностная составляющая второго порядка на частоте 1 кГц достигла -84 дБ (0,005%).
Рисунок 21. Technics SU-G700M2, MM-режим фонокорректора, спектр синусоидального сигнала частотой 1 кГц при входном напряжении 5 мВ (левый канал – синяя кривая, правый – красная; линейная частотная шкала)
Мощность SU-G700M2 соответствует заявленной и он оснащен фонокорректором с очень достойными, судя по результатами измерений, показателями (особенно стоит отметить высокий предел перегрузки); однако загрязнение аналогового входа на фонокорректор и выходов на наушники ультразвуковым шумом и гармоники высокого порядка на выходах меня огорчили. – Джон Аткинсон
Автор: Кен Микаллеф