О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сейчас в продаже
Octave
Продукция немецкой фирмы Octave создаётся людьми, страстно влюблёнными в музыку, а кроме того, обладающими богатейшим опытом в создании электроники и склонными к перфекционизму во всём. Результатом становятся инновационные, идеальные конструктивно, безопасные и долговечные и, конечно же, удобные и приятные в использовании усилители, впечатляющие не только элегантной внешностью, но и выдающимися способностями передавать музыку во всём её великолепии.
Подробнее о бренде OctaveОбзоры товаров под маркой Octave (27)Официальный сайт Octavewww.octave.de/en
Интегрированный усилитель Octave Audio V 80 SE / stereophile.com
Как и многие другие обитатели современного Манхэттена, я, старый холостяк с сединой в волосах, участвовал в брачных ритуалах, которые включали в себя электронные инструменты для гадания и компьютерные «машины удовольствий». Попросту говоря, в знакомствах через Интернет.
На разных сайтах с известными названиями, обещающих устроить свидание с прекрасной незнакомкой, которая может оказаться вовсе не тем, за кого себя выдает, мне доводилось находить приключения на разные части тела – но не реже этот процесс оказывался запутанным или давал удручающие результаты. Как-то раз меня успешно умыкнул гибкий бродвейский певец, я встретился с женщиной, которая на самом деле была мужчиной, и даже нашел работу – и все это благодаря сервисам онлайн-знакомств.
Когда на меня нахлынула волна этих воспоминаний, я как раз планировал протестировать интегрированный усилитель Octave V 80 SE, подобрав джазовые пластинки, которые любили мои давнишние партнеры по свиданиям. Потом умер Грегг Оллмен, и все изменилось. Я прослушал композицию Midnight Rider с выдержанного в деревенском стиле второго альбома Idlewild South группы Allman Brothers Band (LP, Atco SD 33-342); затем 13-минутную версию In Memory of Elizabeth Reed с альбома The 1971 Fillmore East Recordings (4 LP, Mercury B0020496-01); и, наконец, зажигательное гитарное соло Дуэйна Оллмена в кавере на песню Боза Скэггса Loan Me a Dime с альбома Duane Allman: An Anthology (2 LP, Capricorn 2CP-0108). На дворе снова был 1972 год, мне снова 15, я курил на концерте Оллменов (вместе с которыми в тот вечер выступали Faces, Mahavishnu Orchestra и Spirit) на стадионе Memorial Stadium в Шарлотте, штат Северная Каролина.
Каждое соло, которое Грегг, Дуэйн и гитарист Дикки Беттс записали на первых трех альбомах Allman Brothers Band, выжжено в памяти, безупречно свято и волшебно. Они пребывают в одном раю с сольной партией Джона Колтрейна на тенор-саксофоне в композиции Blue and Green с альбома Майлза Дэвиса Kind of Blue (LP, Columbia/Legacy 88697680571), небесными вокальными гармониями Джона, Пола и Джорджа в песне Here, There and Everywhere с диска Revolver (LP, Hör Zu SHZE 186) и сотворенной Фрэнком Синатрой в 1958 году песнью утраченной любви Angel Eyes с пластинки Frank Sinatra Sings for Only the Lonely (LP, Capitol W-1053). Сложно объяснить, как музыке братьев Оллмен удалось передать синеву неба и радостный настрой магистралей глубокого Юга, таких как 441-й маршрут США и 11-е шоссе штата Джорджия – потоков плавящегося асфальта, которые когда-то дарили ощущение опасности, свободы, тайны и волшебства.
Способен ли рожденный в Германии ламповый интегрированный усилитель, оснащенный недавно выпущенными мощными лампами Tung-Sol KT150, передать теплоту классических альбомов Allman Brothers Band, записанных для Atco Томом Даудом? Урбанистическую шероховатость записей Руди Ван Гелдера на пластинках Хэнка Мобли, Уэйна Шортера или Джо Хендерсона, выпущенных компанией Blue Note? Прозрачность сессий Роя Дюнанна для Contemporary Records? Одно можно сказать наверняка: классические немецкие технологии – от граммофонного диска и проигрывателя Эмиля Берлинера до микрофонов Neumann и Telefunken – в последние несколько десятилетий заняли почетное место в каждой крупной студии звукозаписи. Произведет ли современная немецкая аудиотехника впечатление на обладателя не самой обычной американской гостиной?
Описание
Интегрированный усилитель V 80 SE от Octave Audio представляет собой двухтактную конструкцию класса AB, выдающую 120 Вт на канал при работе с нагрузкой 4 Ом или 80 Вт на канал (на 8 Ом), с заявленным диапазоном частот 10 Гц – 80 кГц. Четыре яйцевидных лучевых тетрода Tung-Sol KT150 обещают высокую мощность; два миниатюрных задающих двойных триода 12AU7 и единственная входная лампа 12AT7 (двойной триод со сплит-режимом) подобны маленьким рыцарям, охраняющим главную башню замка. Секция предварительного усилителя и каскад усиления мощности V 80 SE могут работать независимо друг от друга, если выбрать опцию Extern. Этот интегральник позволяет – вы не поверите! – выбирать силовые лампы. Если вам захочется другого звучания от Octave, замените предустановленные лампы KT150 на EL34, 6550, KT88, KT100 или KT120: регулируемая пользователем система измерения смещения позволит вам через несколько минут снова крутить винил и запускать компакт-диски.
Корпус V 80 SE выполнен из «комбинации стали и алюминиевого сплава», – пояснил по электронной почте исполнительный директор и главный разработчик Octave Audio Андреас Хофманн. «Из алюминия изготовлены детали, которые находятся снаружи. Внутреннее шасси сделано стальным из соображений стабильности и магнитного экранирования. Его конструкция также способствует устранению вихревых токов, позволяя свести к минимуму гул, порождаемый магнитным полем».
Компания утверждает, что V 80 SE способен справиться с любой нагрузкой, начиная с 2 Ом: «Усилитель может работать с двухомными колонками, при этом [лампы KT150] не функционируют за пределами своих возможностей, – пишет Хофманн. – У них все еще есть резерв на случай более высокого тока анода и рассеяния мощности на нем... Наш трансформатор оптимизирован в отношении фазового сдвига для контроля отрицательной обратной связи. Эта сбалансированная система сохраняет стабильность при нагрузке до 2 Ом, а также вовсе без нее; это означает, что усилитель не склонен к возбуждению при экстремальных условиях в плане сопротивления подключенных АС».
Этот выдающийся интегральник может похвастаться обширным списком достоинств, в числе которых: разъемы для подключения эквалайзера, сигнального процессора и сабвуфера; возможность управления блоком усиления мощности V 80 SE посредством стороннего предусилителя; режим обхода для применения в многоканальной системе; поддержка двухусилительного подключения; и, наконец, встроенный усилитель для наушников. За дополнительную сумму можно приобрести встраиваемые модули MM- или MC-фонокорректора, а также внешние блоки питания Octave Black Box и Super Black Box. V 80 SE располагает самыми продуманными функциями защиты цепей, управления питанием и мягкого старта, которые мне доводилось когда-либо видеть у усилителя. Его габариты составляют 451 X 175 x 415 мм (ширина, высота и глубина), вес – 23 кг, а качеством изготовления он может поспорить с Mercedes-Benz C112.
Octave самостоятельно изготавливает выходные трансформаторы – компания начала их мотать еще в 1968 году, задолго до выпуска в 1986-м своего первого успешного продукта, предварительного усилителя HP 500, модернизированная версия которого до сих пор остается в ассортименте – и собирает каждый аппарат вручную на своем заводе в германском Карлсбаде, используя электролитические конденсаторы EPCOS, переключатели Elma и винтовые клеммы германского производителя Druseidt Elektrotechnik. За прошедшие годы Octave выпустила очень успешные усилители Jubilee (2003) и V 40 SE (2009) – последний был протестирован Артом Дадли в августе 2014 года – и усилитель мощности RE 290 (январь 2013).
Глядя на строгую переднюю панель усилителя толщиной в четверть дюйма, трудно предположить, что за ней скрывается на редкость щедрый набор опций. Выключатель питания находится на левой стороне корпуса сразу за выступающим краем передней панели, на которой слева расположен большой селектор входов: Phono (аудиовход), CD1, CD2, Aux (универсальный), тюнер. Тот, что поменьше, предназначен для выбора дополнительного входа: источник, петля или фронтальный канал (в режиме усилителя мощности). Прямоугольное окошко в центре лицевой панели слева обрамлено столбиком светодиодов, по одному на каждый вход; за ним следуют столбики для регулировки смещения мощных ламп и состояния усилителя: Protection (защита), Soft Start (мягкий старт), Extern (внешний), Headphone (наушники), Front Channel (фронтальный канал), Ecomode (эко-режим). Второй маленький селектор переключает режимы: Linear (базовый режим), Extern (внешний) и Bias (смещение). Замыкает список еще одна большая круглая ручка – регулятор громкости. Входящий в комплект пульт ДУ служит только для управления ею.
Задняя панель V 80 SE представляет собой упорядоченный лабиринт из гнезд RCA и XLR, переключателей и других разъемов. Слева расположены восемь RCA-входов, обозначенных как CD2, Tuner (тюнер), Master In (вход на блок усиления мощности), Master Out (выход с предусилителя), Tape Rec (выход для записи на ленту или DAT-кассету), Tape Play (вход для воспроизведения с ленты или DAT-кассеты), Pre Out (выход с предусилителя на сабвуфер) и Front Channel (вход для правого и левого фронтальных каналов). Над ними размещены тумблеры Headphone (наушники) и Ecomode (эко-режим), Aux (универсальный вход) и RCA-вход на фонокорректор, зажим заземления и балансный XLR-вход для CD-проигрывателя. В центре располагаются две пары клемм Druseidt для подключения АС, двухпозиционный переключатель мощности Power Selector, который должен быть установлен в положение «High» (110 Вт) при использовании ламп KT120 или KT150 либо в «Low» (70 Вт) с KT88, 6550, KT90, KT100 или EL34, а также одинокое 6,3-миллиметровое гнездо для наушников. (Мы не ошиблись: их придется подключать сзади). Наконец, справа находятся гнездо IEC, отсек предохранителей и разъем для подключения дополнительного источника питания Black Box.
Настройка
Наряду с мощными лампами и триодами в комплект поставки входят дополнительная мощная лампа, сетевой шнур, две маленькие отвертки, руководство пользователя и пара белых перчаток, предназначенных для аккуратной установки каждой лампы в гнездо после снятия вентилируемой крышки. Включив V 80 SE и подождав около 60 секунд, пока не погас светодиод мягкого пуска, я установил смещение для каждой мощной лампы, помня о том, что после их прогрева его придется задавать еще раз. Но после этого параметры смещения оставались постоянными на протяжении всего периода прослушивания.
У Octave очень изобретательная система настройки смещения. Когда я переключил маленький селектор режимов в положение Bias, на дисплее появились четыре столбика по три элемента в каждом – по одному на каждую лампу. В каждом из них три светодиода – красный, зеленый и желтый. Для ламп KT150 красный и зеленый светодиоды должны гореть одновременно; регулировка осуществляется путем установки прилагаемой трехмиллиметровой отвертки в крошечное отверстие под столбиком светодиодов соответствующей лампы и поворота по часовой стрелке (для увеличения тока) до появления и стабилизации желаемых цветов. Все просто!
Прогрев
В течение первых 20 дней использования Octave V 80 SE был самым неприятным для слуха усилителем из всех, которые я когда-либо встречал: слишком яркий, чересчур прямолинейный и в целом «ушераздирающий». Для смягчения характера ему потребовался целый месяц почти постоянной работы. Я так и не проникся в полной мере очарованием мощных ламп Tung-Sol KT150, но научился уважать то, что им удается особенно хорошо: высокие частоты без зернистости, очень мощные и динамичные басы, а также нейтральный чистый звук.
После того как звучание референсного аудиотракта становится хорошо знакомым, любому новичку следует выпустить на волю своего внутреннего матерого слушателя. Некоторые предпочитают, чтобы Hi-Fi-система воспламеняла и высвобождала их воображение, другие ищут острых ощущений, третьи гонятся за звуковой и музыкальной информацией, четвертые слушают только ради получения фактов. И для всех них сердце музыки бьется в разном ритме.
Когда в мою референсную систему попадает новое устройство, я вслушиваюсь в тональный баланс, динамику, текстуры – и, в меньшей степени, в детальность, качество звуковой сцены и формирование атаки. Для меня проигрывание музыки заключает в себе цвет, форму и тон. В сумме эти элементы вызывают у меня больше эмоций, чем высокая детальность или сногсшибательная динамика. Слушая музыку, я хочу испытывать чувства.
Прослушивание
Одна из лучших записей контрабасиста Дэйва Холланда – альбом Triplicate (LP, ECM 1373) 1988 года в составе трио с альт-саксофонистом Стивом Коулменом и барабанщиком Джеком Деджонеттом. Холланд всегда в отличной форме, также как и крепыш Коулмен, однако Деджонетт – не самый предсказуемый исполнитель. Мне доводилось видеть, как он расслабляется и просто играет в такт, но бывали и случаи, когда он буквально сносил стены клуба своими вулканическими пассажами. Трио Холланда отлично смотрелось в композиции Take the Coltrane Дюка Эллингтона, которая звучит мрачно и утяжеленно в нижнем диапазоне – именно там, где V 80 SE особенно хорош. Я никогда не слышал, чтобы Деджонетт так мощно брал с места в карьер, как это получилось у него в этой вещи в исполнении Octave; его партии ошеломили меня фантастической глубиной, щедрой весомостью и мощными ударами по тарелкам. Усилитель подал эту пластинку очень прозрачно, сформировав глубокую музыкальную сцену с надежным басовым фундаментом в виде бочки Деджонетта и контрабаса Холланда. Энергичный и прямолинейный фанк с затейливыми и сочными соло Холланда позволяет глубоко погрузиться в музыку.
Red in Bluesville Реда Гарланда (LP, Prestige PRST-7157) с басистом Сэмом Джонсом и ударником Артом Тейлором представляет собой жизнерадостный и легкий хард-боп. Octave придает звучанию диска еще более живой характер, его свингующая музыкальность разворачивается на фоне прозрачного и солнечного акустического ландшафта. Акценты фортепиано Гарланда в верхнем диапазоне кажутся очень звонкими на общем фоне микса, а щетки Тейлора при всей их лаконичности оказываются менее выразительными, чем слышалось мне в прошлом. Однако в исполнении Octave музыка дышит и живет; она полностью захватила мое внимание, не оставив места для исследования под слуховым микроскопом.
Именно во время прослушивания Red in Bluesville я впервые понял подход Octave к формированию нот фортепиано, тарелок и звуков верхнего регистра в целом. В то время как V 80 SE безостановочно штурмовал вершины динамических экстремумов, сопровождая эту мощь живостью, напором и зачастую щедрой глубиной НЧ, в некоторых записях самые высокие звуки рояля и тарелок подавались жестко и остро, как будто вольтметры студии звукозаписи ушли далеко в красную зону. Эта особенность зависела от конкретной записи, однако она была постоянной и воспроизводимой. Пики не страдали зернистостью, но острота была очень заметной.
Хотя инженер звукозаписи Contemporary Records Рой Дюнанн никогда не пользовался таким признанием и уважением, как Руди Ван Гелдер из Blue Note, он едва ли уступает последнему: записанные им пластинки лейбла всегда звучат естественно. The Poll Winners Ride Again! (LP, Contemporary S-7556) восхищает зажигательными фразами гитариста Барни Кессела, басиста Рэя Брауна и барабанщика Шелли Мэнна. Этот альбом 1958 года еще раз подчеркнул разносторонние таланты Octave – от восхитительно воздушного и звучного бас-барабана Мэнна до достаточно жестких тарелок и хай-хэта. Мягкая и чистая гитара Кессела и соло Брауна на контрабасе подавались мощно, динамично и четко.
Я слушал альбом за альбомом, и звучание Octave было хирургически точным и проработанным, но всегда музыкальным. В хорошо знакомых мне записях, таких как Soul Station Хэнка Мобли (LP, Blue Note/Music Matters Ltd. MMBST-84031), в исполнении Octave открывались сюрпризы. Гордый отец коллектива Jazz Messengers, Арт Блэйки, в Soul Station выступает в своей взрывной манере – но, к моему изумлению, я впервые в жизни отчетливо услышал, как он роняет палочку в первые секунды композиции This I Dig of You, и я отношу это открытие на счет точности Octave. При этом V 80 SE удается покорить подобные высоты детальности без уклона в аналитичность. Хотя я рассчитывал на большую насыщенность тональной палитры, Octave постарался компенсировать этот недостаток выдающимся расширением НЧ и глубиной образа в сочетании с головокружительной энергией и динамикой. При бесспорной задушевности звучания в целом в верхних регистрах он остается чуть более холодным.
Самым строгим тестом на способность компонента воспроизводить бархатные голоса и невесомые звуки является альбом Эллы Фицджеральд с Фрэнком Де Волом и его оркестром Like Someone in Love (LP, Verve MGV-4004). Если до того у меня сложилось впечатление, что V 80 SE временами недостает пышности, этот альбом убедил меня в его ошибочности. Octave в полной мере отдает должное богатому голосу Фитцджеральд и ее непринужденной вокальной манере; каждая фраза восхищает мягкостью и бархатистостью тона. Это мнение подтвердила юная леди по имени Джуди, некогда работавшая в магазине элитной аудиотехники в Гринвич-Виллидж и отлично знающая разницу между Wilson и Dynaudio. «Голос у Эллы – просто огонь!» – воскликнула Джуди, меняя туфли на каблуках на что-то более подходящее для музыки.
V 80 SE убедительно воссоздал альбом Idlewild South ансамбля Allman Brothers, вложив душу в проникновенный вокал Грегга Оллмена. В меньшей степени ему это удалось с диском Tour de France группы Kraftwerk (LP, EMI 591708-1), который я обычно использую для проверки точности передачи танцевального задора, ноток дьявольщины и синтезированного баса. Как ни странно, V 80 SE значительно понизил градус воинственности знаменитого краутрок-альбома, сделав его звучание на низких частотах более вежливым и слаженным. Возможно, другие усилители придавали этой записи то, что в ней не было заложено, а V 80 SE оказался более правдивым арбитром.
Блок питания Super Black Box
Дополнительный внешний блок Super Black Box, оснащенный 12 конденсаторами EPCOS повышенной емкости, увеличил емкость источника питания V 80 SE в четыре раза и значительно улучшил его звучание. К усилителю блок подключается коротким кабелем, собственного шнура питания ему не требуется. Изменения были мгновенно слышны и весьма заметны. В Midnight Rider прибавилось ощущения студийной атмосферы вокруг инструментов и глубины в голосе Грегга Оллмена. Инструменты в The Poll Winners Ride Again! стали более весомыми, а звучание в целом – более задушевным. Суматошные «гоблины» на верхних частотах были усмирены и накормлены. За дополнительные деньги Super Black Box помогает V 80 SE играть значительно лучше.
Выводы
Octave Audio V 80 SE очень отличается от обычного интегрированного усилителя. Он наделен мощнейшим звучанием; это, пожалуй, самый прозрачный и нейтральный аппарат из всех, которые когда-либо украшали своим присутствием мою Hi-Fi-систему в Гринвич-Виллидж; и он настолько достоверно воссоздает сигнал с источника, что я заново регулировал громкость для каждой пластинки. V 80 SE уступал моим раздельным компонентам Shindo по красочности тональной палитры, теплоте и оформленности текстур, к тому же атака в верхнем диапазоне порой страдала жесткостью. Но Octave превзошел соперников в другом отношении. Огромный запас мощности позволяет ему формировать убедительное акустическое пространство с масштабными образами и превосходной глубиной. Чем выше громкость, тем более внушительным становится звучание. При этом работа на малых уровнях не уступает качеством выделки мощным батальным сценам. После приработки яйцевидных ламп KT150 я получил огромное удовольствие от пребывания V 80 SE в родовом поместье Микаллефов. При наличии сопутствующего оборудования соответствующего класса и, по вашему желанию, попутчика в музыкальном путешествии я настоятельно рекомендую его к приобретению.
Врезка 1: характеристики
Описание: двухканальный ламповый интегрированный усилитель. Комплект ламп: четыре Tung-Sol KT150, две 12AU7, одна 6072/12AT7. Линейные входы: 6 (1 XLR, 5 RCA) плюс 1 кинотеатральный (RCA). Линейные выходы: 2 (RCA). Выходная мощность: 120 Вт на канал (на 4 Ом) (17,8 дБВт), 80 Вт на канал (на 8 Ом) (19 дБВт). Входная чувствительность: 300 мВ (RCA, XLR). Входное сопротивление: 40 кОм (RCA), 25 кОм (XLR). Баланс каналов: 0,5 дБ до уровня -70 дБ на регуляторе громкости. Взаимопроникновение каналов – 60 дБ, проникновение сигнала между входами – 105 дБ. Усиление на выходе Pre Out: +12 дБ. Диапазон частот: 10 Гц – 80 кГц. Коэффициент нелинейных искажений: 0,1% (10 Вт, 4 Ом) Отношение сигнал/шум: 103 дБ. Минимальное полное сопротивление нагрузки: 2 Ом. Коэффициент усиления: 38 дБ. Потребляемая мощность: менее 30 Вт в режиме Ecomode, 180 Вт в простое, 500 Вт при полной мощности.
Габариты: V 80 SE: 451 X 175 x 415 мм (ширина, высота, глубина). Вес: 23 кг. Блок питания Super Black Box: 185 x 98 x 300 мм (ширина, высота, глубина). Вес: 2,5 кг.
Варианты отделки: серебристый или черный алюминий.
Серийные номера рассмотренных устройств: V 80 SE – 41512254; Super Black Box – 5412416.
Врезка 2: тестовая система
Аналоговые источники: проигрыватель Kuzma Stabi S с тонармом Stogi S; проигрыватель Music Hall MMF-7.3; картриджи Denon DL-103, Goldring Elite MC, Ortofon 2M Bronze.
Цифровые источники: компьютер Apple MacBook с приложением Audirvana Plus; ЦАП Halide DAC HD, PS Audio NuWave; Blu-Ray-проигрыватель LG; жесткие диски Western Digital T2 Mirror (2).
Предварительные усилители: повышающий трансформатор для MC-картриджа Auditorium 23 A23, фонокорректор Heed Audio Quasar, предусилитель Shindo Laboratory Allegro.
Усилитель мощности: Shindo Laboratory Haut-Brion.
Интегрированный усилитель: Heed Audio Elixir.
Колонки: DeVore Fidelity Orangutan O/93, ELAC Debut B6, Snell Type J/II.
Наушники: Master & Dynamic MH40.
Кабели: Межблочные: AudioQuest Water, JPS Labs Superconductor, Shindo Laboratory. Акустические: AudioQuest Castle Rock, Auditorium 23, Tellurium Q Black.
Аксессуары: удлинитель Mapleshade Clearview Double Helix Mk.II; маты для проигрывателей винила Spec AD-UP1, Music Hall Aztec Blue и Mooo; пятиярусная стойка Salamander; бамбуковые разделочные доски IKEA Aptitlig (под проигрыватель, предусилитель, усилитель мощности); кленовая платформа Mapleshade 38 x 30,5 x 5 см; бруски красного дерева 5 x 5 x 1,3 см; демпфирование студии поролоном толщиной 7,5 сантиметров (потолок, стены).
Комната прослушивания: 3,7 метра в длину и в высоту, 3 метра в ширину, система установлена вдоль длинной стены; подвесной деревянный пол, стены толщиной 15 сантиметров (штукатурка 2x4), деревянный балочный потолок. (Кен Микаллеф)
Врезка 3: результаты измерений
Я измерял параметры Octave Audio V 80 SE с помощью своей первоклассной системы Audio Precision SYS2722 (см. статью «Как мы это видим» от января 2008 года и сайт www.ap.com). При проведении измерений переключатель на задней панели Octave был установлен в положение «High», как рекомендовано для ламп выходного каскада KT150. (Я не воспользовался расширителем емкости источника питания Super Black Box). После прогрева усилителя в течение часа я проверил смещение для каждой из четырех выходных ламп при помощи светодиодного индикатора в центре и правого селектора на передней панели. Для всех ламп KT150 было задано правильное смещение, для каждой лампы горели красный и зеленый светодиоды.
Максимальное усиление по напряжению на частоте 1 кГц с клемм для АС при нагрузке 8 Ом составило 38,75 дБ – как для небалансного, так и для балансного входов. Оба входа сохраняли абсолютную полярность (т. е. были неинвертирующими), у XLR горячим был контакт № 2. При переключении в режим Extern, который разделяет секции предусилителя и усилителя мощности V 80 SE, коэффициент усиления на выходных разъемах предусилителя составлял 0 дБ, а не заявленные 12 дБ; иначе говоря, все усиление по напряжению обеспечивалось каскадом усилителя мощности, включающим также регулятор громкости. Максимальное усиление на выходе для наушников на задней панели оказалось равным 24,6 дБ. Сопротивление балансного входа составляло 26 кОм на всем диапазоне; у небалансного входа оно было 39 кОм на низких и средних частотах, незначительно уменьшаясь до 33 кОм на частоте 20 кГц.
Выходное сопротивление секции предусилителя было низким – 5 Ом на всем слышимом диапазоне; выходное сопротивление гнезда для наушников – 19 Ом – будет слишком велико для моделей с низким сопротивлением. Измеренное на клеммах для АС выходное сопротивление было довольно высоким, составляя 1,84 Ом на частотах 20 Гц и 1 кГц и увеличиваясь до 3,1 Ом на частоте 20 кГц. В результате разброс частотной характеристики V 80 SE у нашей стандартной моделированной акустической системы составил ±1,1 дБ (рис. 1, серая линия). На других кривых этого графика показаны характеристики для 8, 4 и 2 Ом. Обратите внимание на отличное согласование каналов, а также на небольшой пик чуть выше 40 кГц. При подаче прямоугольного импульса с частотой повторения 10 кГц на 8 Ом (рис. 2) этот пик коррелирует с небольшим выбросом на переднем фронте, после чего следует один цикл затухающего звона. Этот график был снят в максимальном положении регулятора громкости; при более низких уровнях разницы в отклике не было, отличный баланс каналов сохранялся. На выходе для наушников частотная характеристика была ровной до 30 кГц, на 140 кГц она снизилась на 3 дБ (не показано).
Рисунок 1. Octave Audio V 80 SE, АЧХ при напряжении 2,83 В и следующих показателях нагрузки: смоделированная АС (серая кривая), 8 Ом (левый канал – синяя кривая, правый – красная), 4 Ом (левый канал – голубая кривая, правый – розовая), 2 Ом (зеленая кривая) (1 дБ/вертикальное деление).
Рисунок 2. Octave Audio V 80 SE, низкоуровневый прямоугольный импульс с частотой повторения 10 кГц (на 8 Ом).
Разделение каналов (не показано) было скорее хорошим, чем отличным: 69 дБ П-Л и 74 дБ Л-П на 2 кГц, уменьшаясь до 48 и 57 дБ, соответственно, на 20 кГц. Отношение сигнал/шум, широкополосное, невзвешенное, при мощности 1 Вт на 8 Ом при закороченном входе и установленном на максимум регуляторе громкости – наихудшая ситуация из возможных – было отличным: 79,1 дБ в левом и 78,25 дБ в правом каналах. Ограничение полосы измерения слышимым диапазоном улучшило эти показатели до 82,6 и 81,7 дБ, соответственно, а включение А-взвешивающего фильтра дало показатели 87,3 и 87,9 дБ. На рис. 3 показан низкочастотный спектр выходного сигнала V 80 SE при подаче синусоидального сигнала частотой 1 кГц при мощности 1 Вт на 8 Ом. Гармоники, связанные с питанием от сети переменного тока, видны в обоих каналах, хотя уровень всех случайных помех в абсолютном выражении низок, а влияние гармоник, связанных с частотой 120 Гц, в левом канале оказывается ниже, чем в правом.
Рисунок 3. Octave Audio V 80 SE, спектр синусоидального сигнала с частотой 1 кГц при мощности 1 Вт (на 8 Ом) (левый канал – синяя кривая, правый – красная; линейная частотная шкала).
На рис. 4 и 5 показано, как менялся процент КНИ+шум на выходе V 80 SE в зависимости от мощности при сопротивлении 8 и 4 Ом, соответственно. Заявленная максимальная мощность Octave на 4 Ом с лампами KT150 составляет 120 Вт/канал (17,8 дБВт), и на рис. 5 видно, что при работе обоих каналов усилитель как раз достиг этой мощности при 3% искажений. С точки зрения нашего стандартного определения клиппирования (1% КНИ) усилитель выдавал 43,3 Вт/канал (на 4 Ом) (13,35 дБВт) и 79 Вт/канал (на 8 Ом) (19 дБВт). Хотя значения КНИ+шум очень низкие при мощности ниже 1 Вт для любой нагрузки, постоянный рост КНИ с увеличением мощности на обоих графиках позволяет предположить, что отрицательная обратная связь используется в очень малой степени. У выхода на наушники клиппинг имеет место при 9 В на нагрузке 300 Ом, чего будет более чем достаточно для типичных высокоомных наушников.
Рисунок 4. Octave Audio V 80 SE, искажения (%) при непрерывно отдаваемой мощности (1 кГц, на 8 Ом) (левый канал – синяя кривая).
Рисунок 5. Octave Audio V 80 SE, искажения (%) при непрерывно отдаваемой мощности (1 кГц, на 4 Ом) (левый канал – синяя кривая).
Я не проверял порог клиппирования на нагрузке 2 Ом, так как V 80 SE было неудобно работать с таким низким ее значением. Это заметно на рис. 6, где показано, как процент КНИ+шум меняется в зависимости от частоты: при напряжении 6,33 В это эквивалентно 5 Вт (на 8 Ом) (синяя и красная кривые), 10 Вт (на 4 Ом) (голубая и розовая) и 20 Вт (на 2 Ом) (серая). Однако при более высоких параметрах сопротивления значение КНИ на низких частотах растет медленно, что говорит о большой мощности сердечника выходного трансформатора V 80 SE. Рост КНИ на противоположном конце слухового диапазона также относительно скромен для двухтактного усилителя с одной парой выходных ламп и ограниченной петлей отрицательной обратной связи.
Рисунок 6. Octave Audio V 80 SE, КНИ+шум (%) относительно частоты при 6,33 В для нагрузки: 8 Ом (левый канал – синяя кривая, правый – красная), 4 Ом (левый канал – голубая кривая, правый – розовая), 2 Ом (серая кривая).
К счастью, искажения определяются, главным образом, гармониками третьего порядка (рис. 7), то есть относительно безобидными. На низких частотах при умеренной мощности вторая гармоника почти так же высока, как и третья (рис. 8): вторая находится на уровне -60 дБ (0,1%), третья – на -54 дБ (0,2%). При умеренной мощности у V 80 SE отмечается малый уровень интермодуляционной составляющей при воспроизведении равной смеси тонов высотой 19 и 20 кГц (рис. 9), разностная составляющая на частоте 1 кГц равна -69 дБ (0,011%); тем не менее, составляющие более высокого порядка демонстрируют более высокий уровень, особенно в левом канале (синяя кривая).
Рисунок 7. Octave Audio V 80 SE, синусоидальный сигнал частотой 1 кГц при мощности 8 Вт (на 8 Ом) (вверху), КНИ+шум 0,206%; сигнал искажений и шума при вырезанной основной гармонике (внизу, масштаб не выдержан).
Рисунок 8. Octave Audio V 80 SE, спектр синусоидального сигнала частотой 50 Гц, при мощности 8 Вт (на 8 Ом) (левый канал – синяя кривая, правый – красная; линейная частотная шкала).
Рисунок 9. Octave Audio V 80 SE, спектр интермодуляционных искажений ВЧ, 19+20 кГц при пиковой мощности 8 Вт (на 8 Ом) (левый канал – синяя кривая, правый – красная; линейная частотная шкала).
Хотя входные гнезда фонокорректора на задней панели снабжены меткой «MC Phono», наш экземпляр V 80 SE был оснащен MM-модулем. Коэффициент усиления на частоте 1 кГц, измеренный на выходных разъемах предусилителя (как и во всех тестах фонокорректора), оказался подходящим для ММ-картриджей (40,4 дБ), также как и входное сопротивление, которое варьировалось от 45 кОм на частотах 20 Гц и 1 кГц до 21,5 кОм на частоте 20 кГц. Фонокорректор сохранял абсолютную полярность. Погрешность RIAA представлена на рис. 10; оба канала в значительной степени совпадают, но есть небольшой пик 0,75 дБ между 30 и 40 Гц, после чего выходной сигнал быстро затухает, достигая -3 дБ на 18 Гц. На противоположном конце спектра отклик снижается на 3 дБ на частоте 63 кГц.
Рисунок 10. Octave Audio V 80 SE, АЧХ фонокорректора с RIAA-коррекцией (левый канал – синяя кривая, правый – красная) (0,25 дБ/вертикальное деление).
Разделение каналов со входа фонокорректора (не показано) было очень хорошим: 80 дБ П-Л и 90 дБ Л-П на 2 кГц, снижаясь до 65 и 60 дБ на 20 кГц, соответственно. Отношение сигнал/шум фонокорректора также было весьма неплохим: 70 дБ (невзвешенный, широкополосный), 75 дБ (невзвешенный, в слышимом диапазоне) и 82,4 дБ (А-взвешенный); измерено при закорачивании входов на землю относительно уровня 5 мВ на частоте 1 кГц.
Фонокорректор Octave также отличается очень низким уровнем искажений. Я исследовал спектр сигнала 1 кГц при входном напряжении 20 мВ, на 12 дБ выше стандартного уровня ММ-картриджа (5 мВ) и эквивалентно разъемам на выходе с предусилителя (2 В). Несмотря на это, как видно на рис. 11, единственная гармоника искажений, которая видна над низким уровнем собственных шумов – а именно вторая – имеет уровень -110 дБ (0,0003%)! Интермодуляционные искажения (не показаны) были выше по уровню; тем не менее, разностная составляющая на частоте 1 кГц, полученная в результате смешения равных по уровню тонов 19 и 20 кГц, составила -66 дБ (0,05%). Запас фонокорректора по перегрузке на 1 кГц при 5 мВ был превосходным: 28 дБ на 20 Гц, 26 дБ на 1 кГц и 14 дБ на 20 кГц.
Рисунок 11. Octave Audio V 80 SE, спектр синусоидального сигнала с частотой 1 кГц при мощности 2 Вт (на 100 кОм) (линейная частотная шкала).
Как и в случае с другими усилителями Octave Audio, которые мы рассматривали, я был впечатлен полученными на V 80 SE результатами измерений. (Джон Аткинсон)
Ламповый стереоусилитель
Octave V 80 SE Black + Octave Black Box BlackСпециальная цена
1 711 600 руб. / штукаЛамповый стереоусилитель
Octave V 80 SE Silver + Octave Black Box SilverСпециальная цена
1 711 600 руб. / штукаЛамповый стереоусилитель
Octave V 80 SE Black + Octave Super Black Box BlackСпециальная цена
1 962 400 руб. / штукаЛамповый стереоусилитель
Octave V 80 SE Silver + Octave Super Black Box SilverСпециальная цена
1 962 400 руб. / штука