О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сейчас в продаже
Octave
Продукция немецкой фирмы Octave создаётся людьми, страстно влюблёнными в музыку, а кроме того, обладающими богатейшим опытом в создании электроники и склонными к перфекционизму во всём. Результатом становятся инновационные, идеальные конструктивно, безопасные и долговечные и, конечно же, удобные и приятные в использовании усилители, впечатляющие не только элегантной внешностью, но и выдающимися способностями передавать музыку во всём её великолепии.
Подробнее о бренде OctaveОбзоры товаров под маркой Octave (27)Официальный сайт Octavewww.octave.de/en
Интегрированный усилитель Octave Audio V 40 SE / stereophile.com
Они испортили мне все удовольствие!
Получив для обзора тестовый экземпляр какого-либо компонента, я с нетерпением жду возможности сделать фотографии процесса распаковки, чтобы точно знать, как его потом вновь упаковать. Однако эта компания предоставила иллюстрированный упаковочный лист – это было первое, что мне открылось внутри коробки. Я ждал возможности отпустить пару-тройку саркастических замечаний по поводу плохо написанных или причудливо переведенных рекомендаций для пользователя, но эта фирма предоставила самую четкую и полную инструкцию из тех, что мне доводилось держать в руках. Я ждал какого-нибудь аномального события – дыма, шума или того и другого одновременно – чтобы написать о нем. Но с этим устройством ничего такого не случилось.
Речь идет о немецкой компании Octave Audio, а упомянутый экземпляр для тестирования – это интегрированный усилитель начального уровня V 40 SE Line: качественно изготовленный, представительный, надежный, эффективный, зрелый, профессиональный продукт. Черт бы его побрал, совершено не к чему придраться!
Описание
Компания, известная сегодня как Octave Audio, берет свое начало от фирмы Hofmann, выпускавшей трансформаторы и основанной в 1968 году Карлом-Хайнцем Хофманном. Его сын, Андреас Хофманн, с семидесятых годов занимался проектированием и созданием усилителей, и к восьмидесятым продукция Хофманна-младшего стала определять направление развития производства, которое вскоре начало работать под своим нынешним именем.
Это настоящий интегрированный усилитель с активной секцией предусилителя, в которой используются один двойной триод 12AX7 и двойной триод 6922 для инверсии фазы – несмотря на обозначение модели, в V 40 SE реализована двухтактная схема – и для усиления сигналов линейного уровня, причем последнее составляет 14 дБ на разъемах выхода с предусилителя. В оконечном каскаде с емкостной связью, который добавляет еще 38 дБ звукоусиления, используются по одной паре лучевых пентодов на канал. В стандартной комплектации усилитель поставляется с лампами КТ88, однако, исходя из руководства пользователя, допускается их замена на КТ90, КТ100 или 6550. Также можно использовать такие пентоды, как 6L6, KT66, KT77, 5881 или EL34, хотя компания предупреждает потенциального владельца, что ни одна из ламп этой последней группы не обеспечит полностью выходную мощность 40 Вт на канал, на которую рассчитан этот усилитель Octave. Независимо от выбранного варианта выходные лампы работают как пентоды, с напряжением до 300 В на экранирующих сетках, а в выходной цепи используется глобальная отрицательная обратная связь глубиной 10 дБ.
Octave V 40 SE располагает выходным контуром с фиксированным смещением, с потенциалом катодов выходных ламп, близким к нулевому, и с регулируемым током смещения на управляющих сетках. Наряду со схемой защиты, которая контролирует и регулирует напряжение на анодах и подогревателях, и отключаемым пользователем режимом Ecomode, снижающим это напряжение в ситуации, когда сигнал на включенный усилитель не поступает, у V 40 SE имеется система, отслеживающая токи смещения выходных ламп и позволяющая при необходимости легко отрегулировать их даже пользователю, не имеющему никакого опыта в обращении с техникой. (К этой функции позднее я еще вернусь). Для компонента с такой сложной схемотехникой неудивительно, что модель Octave представляет собой современное ламповое устройство, в схемах которого применен ряд транзисторных комплектующих, включая четыре операционных усилителя, множество регуляторов, несколько биполярных транзисторов и, конечно же, двухполупериодные выпрямители для блока питания.
Корпус V 40 SE изготовлен в основном из алюминиевого сплава, все панели плотно и точно подогнаны друг к другу. Первое, что бросается в глаза, если снять верхнюю крышку – это внушительных размеров выходные и сетевой трансформаторы. Последний выглядит особенно впечатляюще: его обмотки вздымаются над бассейном полупрозрачного компаунда, словно Офелия Милле над ручьем. Большая часть аудиоконтуров усилителя собрана на одной прочной печатной плате, а вспомогательные предназначены для схем питания, реле селектора входов и логических цепей, обеспечивающих работу пульта ДУ, упакованного в металлический корпус. (Пульт управляет посредством моторизованного аналогового потенциометра только громкостью звучания). Качество комплектующих на высоте, включая новые лампы от Sovtek (малосигнальные триоды) и Electro-Harmonix (лучевые пентоды).
Несмотря на то, что встроенный блок питания V 40 SE едва ли можно назвать анемичным – я заметил четыре конденсатора по 400 В и 470 мкФ, втиснутые между сетевым трансформатором и выходным левого канала – компания Octave Audio также предлагает апгрейд в виде модуля Black Box. Этот внешний банк конденсаторов можно установить самостоятельно. Для этого вначале необходимо выключить усилитель и извлечь его шнур из сетевой розетки – это подчеркивает предупреждающая табличка на задней панели – а затем подсоединить Black Box с помощью четырехжильного съемного кабеля, после чего включить устройство.
Настройка и установка
Я тестировал V 40 SE в своей обычной системе, использовав его вместо своих предусилителя Shindo Masseto и моноблоков Shindo Corton-Charlemagne. Поскольку усилитель Octave не оснащен фонокорректором, я добавил к системе подзадержавшийся у меня для обзора прекрасный предусилитель-фонокорректор Insight от Sutherland Engineering.
У V 40 SE вполне разумные габариты и вес, и он прост в установке. Позолоченные RCA-входы предназначены для четырех источников сигналов линейного уровня, а дополнительная пара разъемов входа без возможности регулировки – для двух фронтальных каналов домашнего кинотеатра. Выходы с предусилителя и для записи также располагаются на задней панели. Клеммы для подключения АС выполнены в невиданном мною ранее стиле, с роскошными крупными фиксаторами, которые, как я полагаю, облегчают владельцам тугое зажатие наконечников типа «лопатка». Я же предпочел банановые штекеры, которые мне в целом нравятся больше.
Я не только никогда не видел лучшего руководства пользователя, чем прилагаемое к V 40 SE, но и не встречал более надежного, безопасного, менее двусмысленного и вообще лучшего по всем параметрам подхода к проверке и регулировке токов смещения ламп. На передней панели расположены три ряда светодиодов по четыре штуки в каждом, соответствующих четырем выходным лампам. Для начала следует установить селектор входов в специальное положение для регулировки токов смещения – усилитель при этом не нужно подсоединять к источникам или колонкам – и включить питание устройства. В большинстве случаев сначала загорается самый нижний ряд индикаторов смещения – желтые светодиоды, означающие, что уровень тока низок. В идеале (и чаще всего так и происходит) после достижения усилителем нормальной рабочей температуры желтые огоньки гаснут, а ряд зеленых светодиодов над ними, обозначающих правильное смещение, начинает разгораться. Наблюдать за этим очень увлекательно! Через пять минут при использовании стандартных выходных ламп должны гореть только зеленые индикаторы; если же будет светиться какой-либо из красных светодиодов в верхнем ряду, необходимо уменьшить ток для этой лампы, вставив прилагаемую миниатюрную отвертку в одно из четырех крошечных отверстий на переднем дисплее. Само собой разумеется, если у какой-то из ламп продолжает гореть желтый светодиод, следует увеличить ток, пока индикатор не позеленеет.
Как выяснилось, мой тестовый экземпляр прибыл в состоянии идеальной настройки, что лишило меня очередной толики удовольствия. Да что ж это такое!
Кроме вышеупомянутых потенциометров для системы регулировки смещения, пользовательские элементы управления можно пересчитать по пальцам. На задней панели располагается небольшой трехпозиционный тумблер, предназначенный для выхода из эко-режима (что необходимо при регулировке смещения) и для отключения оконечного каскада. Сбоку слева на корпусе имеется массивный включатель питания; левую сторону лицевой панели украшает солидный селектор входов, правую – идентичный ему по размеру регулятор громкости. Баланс каналов у V 40 SE не настраивается, монорежим не предусмотрен.
В комплект поставки входит стильная защитная крышка для ламп, изготовленная из очень легкого сплава. Octave настоятельно предлагает оставлять ее на месте во время работы усилителя. (Снять ее совсем не сложно – нужно только открутить прилагаемым шестигранным ключом два винта). Впрочем, мне показалось, что без крышки V 40 SE звучит чуточку лучше, поэтому я обошелся без нее, хотя это и не рекомендуется.
Прослушивание
У V 40 SE довольно прямолинейная подача, превосходная глубина музыкальной сцены со стереозаписями и масштабность заметно выше средней. Звук живой и сочный, хотя тонально/тембрально он менее насыщен, чем у лучших предусилителей и мощников. Я бы не назвал звучание Octave слишком ярким, но верха у него достаточно выпуклые, так что стоит проявить разумную осторожность при настройке компонентов-партнеров, особенно фонокорректоров – а цифровых устройств с грязноватым звучанием лучше вообще избегать.
Мой тестовый экземпляр заметно выигрывал от продолжительного прогрева; более того, во время каждого сеанса прослушивания V 40 SE начинал звучать богаче и естественнее после примерно 15 минут работы. Однажды, сразу после включения Octave, я запустил винил с прекрасным переизданием избранных номеров первых двух сюит из Ромео и Джульетты Прокофьева в исполнении Димитрия Митропулоса и Нью-Йоркского филармонического оркестра (Columbia Masterworks/Speakers Corner MS 6023) – и только к четвертой композиции Маски струнные стали по-настоящему объемными. После этого я вернулся к первому треку, знаменитой Монтекки и Капулетти, и отметил значительно более выраженное ощущение присутствия и четкость тона у челесты и солирующего саксофона, которые теперь играли осязаемо и живо.
По совпадению, V 40 SE особенно хорошо проявил себя со следующим же из включенных мною альбомов – записью Немецкого реквиема Брамса от 1978 года, сделанной Георгом Шолти и Чикагским симфоническим оркестром, а также хором (LP, London OSA 12114). Несмотря на отсутствие ощущения таинственности, которым отличаются фонограммы этого произведения в исполнении Фуртвенглера и Лемана, Шолти добился от музыкантов и певцов изысканности тона и очень точной фразировки – и оба этих свойства усилителю Octave удалось передать в полной мере. Он также обратил на себя внимание тем, что сохранил самообладание и масштабность во время форте в конце первой части, Selig sind. die da Leid tragen, и в повторяющихся фортиссимо во второй – Denn alles fleisch, es ist wie Gras.
Способность Octave точно воссоздавать – или, по крайней мере, не искажать – темпоритм и энергичную динамику музыки заслуживает восхищения. Пожалуй, в этом плане он не уступает моделям Naim. Я взял на пробу свой винил с альбомом Эрика Вайсберга и Маршалла Брикмана в формате моно New Dimensions in Banjo & Bluegrass (LP, Elektra EKL-238). Начальные такты песни No Title Yet Blues заставили меня двигаться в ритме драйвового банджо Вайсберга в духе Эрла Скраггса, а удивительным образом построенная на слабых долях гитарная работа Кларенса Уайта в технике кросспикинга показалась мне лучшей, чем я когда-либо слышал. То же ощущение приподнятости настроения я получил от песни Скраггса Dear Old Dixie, исполненной Белой Флеком на альбоме Crossing the Tracks (LP, Rounder 0121). Впрочем, эта необычно яркая для каталога Rounder Records запись не лучшим образом прозвучала в комбинации усилителя Octave и винтажных колонок Altec Valencia, так что я предпочел переключиться на свои гораздо менее безжалостные АС Orangutan O/96 от DeVore Fidelity.
При проигрывании акустической музыки иного рода V 40 SE продемонстрировал как свой характер, так и очевидное отсутствие искажений тембральной палитры. В заглавной песне альбома Джерри Гарсии и Дэвида Грисмана Shady Grove (AIFF-файл, скопирован с компакт-диска Acoustic Disc ACD 21) акустическая гитара и мандолина звучали «деревянно» и естественно, а подача голоса Гарсии была четкой и достоверной, хорошо отражая как его особенный характер, так и слабость, присущую ему на этом этапе жизненного пути. Еще лучше записанная вещь Гиллиан Уэлч That's the Way the Whole Thing Ends из альбома The Harrow & the Harvest (AIFF-файл, скопирован с компакт-диска Acony ACNY-1109) предстала практически идеально – и это особенно выразительно продемонстрировал свободный и насыщенный тембр старой арктоп-гитары Epiphone Olympic Дэвида Роулингза. Ощущение механического воздействия на струны и острота атаки каждой ноты были вполне хороши, но все же не дотягивали по качеству до уровня, характерного для лучшей ламповой электроники, с которой мне доводилось иметь дело.
Однако отсутствие окраски у Octave не привело, как это часто случается, к слабой проработке текстур или недостаточности тембрального богатства: оба этих свойства я в полной мере оценил при воспроизведении самого лучшего по качеству записи CD из моей коллекции, Мистических сонат Генриха Бибера, сделанной в 1998 году Марианной Ронес и ансамблем Affetti Musicali (Winter & Winter 910 029-2). То же самое я могу сказать и о более доступной для слушателя и куда более популярной музыке одноименного дебютного альбома группы Electric Light Orchestra (LP, Harvest SHVL 797), где все составляющие – от электрогитары в начале до низкого «до» многослойных виолончелей в финале – звучат роскошно, богато и по-настоящему захватывающе.
Мне нравятся восхитительно пышные аранжировки Гордона Дженкинса для альбома Фрэнка Синатры September of My Years (LP, Reprise FS 1014) – особенно плач струнных, который возвещает о паузе между вступлением и основной частью композиции September Song. V 40 SE справился с ним довольно хорошо, на твердую четверку, однако не так здорово и не с такой электрической насыщенностью атаки, как мои раздельные компоненты Shindo. Аналогично, германскому усилителю отлично удалось передать ощущение силы в игре Боба Крэншоу на басу в композиции Yesterdays с альбома Сонни Роллинза и Коулмена Хокинса Sonny Meets Hawk! (LP, RCA Living Stereo LSP-2712), но ему слегка не хватило телесности.
Я уже упоминал об отменной масштабности усилителя Octave, и при прослушивании упомянутых выше стереозаписей я высоко оценил глубину музыкальной сцены и качество фокусировки. Монофонические винилы, включая New Jazz Sounds Диззи Гиллеспи (LP, Verve/Clef MGV-8135), The Jazz Soul of Oscar Peterson Оскара Питерсона (LP, Verve MGV-8351), более позднее издание альбома Сонни Роллинза Tenor Madness (LP, Prestige 7047) и версию в моно диска New Dimensions in Banjo and Bluegrass, в исполнении V 40 SE звучали приятно, но трехкомпонентный Shindo и другие хорошо знакомые мне усилители (впрочем, заметно более дорогие) оставили у меня еще более сильные впечатления. Мне нравится электроника, способная в полной мере воссоздать плоть и кровь музыки, упакованные в канавки многих монофонических дисков, особенно пластинок лейбла Verve; и хотя Octave был убедителен в большинстве других аспектов, он не смог сравниться с лучшими из конкурентов по красочности и весомости звучания.
В актив V 40 SE можно записать исключительно качественные басы, мощные и цепкие, что он продемонстрировал в записи симфонической поэмы Рихарда Штрауса Так говорил Заратустра (CD, JVC JMCXR-0011), сделанной Фрицем Райнером и Чикагским симфоническим оркестром в 1962 году: пример заезженный, но все-таки очень достойный. Усилитель Octave также великолепно справился с самыми низкими нотами педальной клавиатуры в Большой симфонической пьесе Сезара Франка в исполнении Торвальда Торена (LP, Lyricon LRC 2-5); к тому же он поразил меня своей способностью распутать и изложить плотно упакованные мелодии и временами резкие гармонии этого произведения. (Музыкой для плетения венков из ромашек летним днем его определенно не назвать).
Black Box
Прежде чем мой период ознакомления с V 40 SE подошел к концу, у меня появилась возможность опробовать опциональный внешний блок питания Black Box от Octave, подключение которого заняло чуть больше минуты. Компания утверждает, что Black Box, увеличивающий емкость конденсаторов блока питания V 40 SE в четыре раза, снижает импедансное воздействие нагрузки колонок, благодаря чему чувствительность АС становится менее критичным фактором. Технологическое обоснование этого утверждения мне неведомо, но я определенно могу сказать, что Black Box заметно улучшил звучание – и хотя под его «водительством» V 40 SE не стал играть громче, он проявил качества, которые я связываю с повышением управляемости АС: и без того приличная масштабность стала еще больше, а звуковая панорама стереозаписей заняла еще большую долю моей комнаты прослушивания. Кроме того, усилилось ощущение осязаемости: щелчок по гитарной струне после слов «the river can be...» в композиции Hymn 43 с великолепно записанного альбома Кросби и Нэша Graham Nash/David Crosby (LP, Atlantic/Classic SD 7220) превратился из заметного в сверхчеткий, а текстуры сделались более явственными и глубокими, будь то характерное рычание звукоснимателя P90 любимой гитары Нила Янга «Old Black» или вибрато виолончели Жаклин дю Пре «Davidov» от Страдивари.
Выводы
И с точки зрения удобства использования, и по качеству звучания Octave Audio V 40 SE можно назвать ламповым усилителем для людей, которым не по душе ламповые усилители, в том же смысле, в каком яблочный мартини – алкогольный напиток для тех, кому не нравится алкоголь, а Blondie – панк-рок группа для меломанов, которые не любят панк-рок. Он покоряет мгновенно и навсегда, а его эксплуатация не доставит вам хлопот. V 40 SE не обладает ламповой магией в той же мере, что его самые дорогие и экзотические конкуренты, но он будет час за часом дарить вам осязаемое, красочное и очень увлекательное исполнение музыки.
Проблема профессионального сочинителя обзоров товаров заключается в том, что для того, чтобы сделать эту работу хорошо – чтобы сделать ее честно – необходимо привлечь внимание читателя к тем аспектам, в которых рассматриваемый продукт отличается от идеала. Само по себе это несоответствие – не повод для огорчений, если рецензенту удастся вписать тестируемый продукт в какой-нибудь значимый экономический контекст. Давайте сделаем это: Octave V 40 SE всего на 25% дороже референсных компонентов, с которыми я его сравнивал. Его стоимость сложно отнести к категории мелких расходов, но у меня нет никаких сомнений в том, что V 40 SE представляет собой отличную инвестицию и наделен отменным соотношением цены и качества – как конструкции, так и звучания. Так что тем потенциальным владельцам, кому нужен ламповый звук и не нужна присущая этой технологии капризность, усилитель Octave V 40 SE можно рекомендовать без колебаний. Черт бы его побрал!
Врезка 1: Характеристики
Описание: двухканальный ламповый интегрированный усилитель.
Комплект ламп: четыре KT88, одна 12AX7, одна 6922.
Линейные входы: четыре плюс сквозной канал для домашнего кинотеатра.
Номинальная выходная мощность: 40 Вт на канал на 4 Ом (13 дБВт).
Частотный диапазон при мощности 10 Вт: 5 Гц – 70 кГц, –2 дБ.
Чувствительность на линейных входах: 180 мВ.
Сопротивление на линейных входах: 50 кОм.
Разделение каналов: 40 дБ.
Отношение сигнал/шум: 100 дБ.
КНИ при мощности 10 Вт: 0,1% (на 4 Ом).
Габариты (Ш x В x Г): 408 x 159 x 415 мм, 490 мм при подключении Black Box.
Вес: 18,6 кг.
Варианты отделки: серебристый или черный алюминий.
Серийный номер рассмотренного устройства: 2099412 Line (усилитель); BB93A9365 (Black Box).
Производитель: Octave Audio
Врезка 2: Сопутствующее оборудование
Аналоговые источники: проигрыватель винила Garrard 301, тонарм EMT 997, головки звукоснимателя EMT OFD 25 и TSD 15 70th Anniversary.
Цифровые источники: USB-ЦАП Halide Designs DAC HD; компьютер Apple iMac G5 с приложениями Decibel v.1.2.11 и Audirvana Plus v.1.5.12; SACD/CD-плеер Sony SCD-777ES.
Предварительные усилители: повышающий трансформатор Hommage T2, фонокорректор Sutherland Engineering Insight, предусилитель Shindo Masseto.
Усилители мощности: моноблоки Shindo Corton-Charlemagne и Cortese.
Колонки: Altec Valencia, DeVore Fidelity Orangutan O/96.
Кабели:
USB: AudioQuest Carbon, WireWorld Revision.
Межблочные (небалансные): Audio Note AN-Vx, Shindo Silver.
Акустические: Auditorium 23.
Сетевые: комплектный кабель производителя.
Аксессуары: стойка D3S от Box Furniture Company (источник и компоненты-усилители), машина для чистки виниловых дисков Keith Monks. – Арт Дадли
Врезка 3: Результаты измерений
Я измерял параметры Octave Audio V 40 SE с помощью своей системы Audio Precision SYS2722 (см. статью «Как мы это видим» от января 2008 года и сайт www.ap.com). После установки четырех выходных ламп KT88 в соответствии с инструкцией по настройке и перед проведением измерений усилитель был прогрет в течение всего утра. Затем я проверил напряжения смещения ламп KT88 с помощью поворотного переключателя на передней панели и светодиодного дисплея. Все четыре светодиода горели зеленым, что согласно превосходному руководству пользователя говорит о корректности заданных параметров. Я провел полный набор измерений с усилителем, а затем повторил большую часть тестов с подключенным дополнительным блоком конденсаторов Black Box.
Максимальное усиление по напряжению на нагрузке 8 Ом было одинаковым как с подключенным Black Box, так и без него – 38,75 дБ, при этом V 40 SE сохранял абсолютную полярность, то есть был неинвертирующим. Входное сопротивление на низких и средних частотах составило 61,5 кОм, что значительно выше заявленных 50 кОм, а в верхней части слышимого диапазона достигло 51 кОм. Заявленное значение выходного сопротивления составляет 2 Ом, однако результаты измерений оказались существенно выше: 3,3 Ом на частоте 20 Гц, 4,3 Ом – на 1 кГц и 3,8 Ом – на 20 кГц. Как ни удивительно, при подключении Black Box эти цифры не снижались.
Учитывая такие высокие значения выходного сопротивления, модуляция АЧХ нашей стандартной смоделированной АС, возникающая из-за взаимодействия по закону Ома между выходным сопротивлением усилителя и изменением сопротивления нагрузки по мере роста частоты, достигла ±2,1 дБ (Рис. 1, серая кривая). Оба канала очень близко совпали в слышимом диапазоне на нагрузке 8 Ом (левый канал – синяя кривая, правый – красная), хотя на участке выше 20 кГц спад у левого канала начинается немного раньше. В ультразвуковом диапазоне спад происходит очень быстро; есть признаки небольшого пика, развивающегося между 30 и 50 кГц в правом канале при более низких значениях сопротивления (розовая и зеленая кривые, соответственно). С этой картиной коррелирует небольшой выброс с критическим затуханием – полуцикл выброса и отсутствие звона – на прямоугольном импульсе с частотой повторения 10 кГц (Рис. 2).
Рисунок 1. Octave V 40 SE, АЧХ на максимальной громкости при напряжении 2,83 В и следующих показателях нагрузки: смоделированная АС (серая кривая), 8 Ом (левый канал – синяя кривая, правый – красная), 4 Ом (левый канал – голубая кривая, правый – розовая), 2 Ом (зеленая кривая) (1 дБ/вертикальное деление).
Рисунок 2. Octave V 40 SE, низкоуровневый прямоугольный импульс с частотой повторения 10 кГц (при 8 Ом).
Разделение каналов (на графиках не показано) было скромным: >65 дБ на участке ниже 1 кГц и всего 38 дБ в обоих направлениях от 20 кГц. (В документации указано значение 40 дБ). Отношение сигнал/шум у интегрированных усилителей я измеряю в худшем из возможных случаев, когда вход закорочен на землю, а регулятор громкости установлен на максимум. В этих условиях невзвешенное широкополосное отношение при напряжении 2,83 В или мощности 1 Вт на нагрузке 8 Ом и подключенном модуле Black Box составило 77,6 дБ в левом канале и 78,5 дБ – в правом. При ограничении полосы измерения слышимым диапазоном эти показатели улучшились до 79,9 и 84,3 дБ, соответственно; А-взвешенные отношения составили 84,2 и 87 дБ. Спектральный анализ выходного сигнала V 40 SE при подаче тона частотой 1 кГц при мощности 1 Вт на 8 Ом (Рис. 3) показал, что немного ухудшенные шумовые характеристики левого канала обусловлены более высоким уровнем фона на частоте 60 Гц в этом канале, хотя при общем значении -83 дБ (0,007%) это не будет слышно.
Рисунок 3. Octave V 40 SE, спектр сигнала с частотой 1 кГц при мощности 1 Вт (на 8 Ом), (линейная частотная шкала).
Паспортная максимальная выходная мощность V 40 SE составляет 40 Вт на канал на 4 Ом (13 дБВт). На Рис. 4 и 5 показано изменение КНИ+шум в процентах на выходе усилителя в зависимости от выходной мощности при сопротивлениях 8 и 4 Ом, соответственно. Мы определяем наличие клиппирования в момент, когда уровень КНИ+шум достигает 1%, и эти два графика показывают, что при обоих значениях сопротивления Octave достигает клиппирования при мощности 26,5 Вт (14,2 и 11,2 дБВт, соответственно). Подключение модуля Black Box не увеличило мощность при клиппировании. Тем не менее, V 40 SE достигает заявленной мощности (на 4 Ом) при значении КНИ+шум, равном 1,12%, и этот показатель по-прежнему остается невысоким, всего 1,18% при 50 Вт на канал (на 4 Ом) (14 дБВт), когда усилитель уходит в жесткий клиппинг (которому соответствует перегиб на графике). При выходной мощности ниже 50 Вт значение КНИ+шум растет линейно с увеличением мощности, то есть отрицательная обратная связь используется в малой степени.
Рисунок 4. Octave V 40 SE, искажения (%) при непрерывно отдаваемой мощности 1 кГц (на 8 Ом).
Рисунок 5. Octave V 40 SE, искажения (%) при непрерывно отдаваемой мощности 1 кГц (на 4 Ом).
Искажения при мощности менее 1 Вт невелики, особенно при более высоких значениях сопротивления. На Рис. 6 показана зависимость КНИ+шум (в процентах) от частоты при напряжении 2,83 В и сопротивлениях 8, 4 и 2 Ом. Искажения растут на границах частотного диапазона, как и ожидалось от схемы данной топологии, но только на уровне 2 Ом (серая кривая) они становятся проблематично высокими. К счастью, при низкой выходной мощности искажения представлены главным образом субъективно безобидной второй гармоникой даже при низком сопротивлении (Рис. 7), хотя на более высоких мощностях к ней присоединяются некоторые гармоники высоких порядков (Рис. 8). Уровень высокочастотных интермодуляционных искажений (Рис. 9) соответствовал моим ожиданиям, сформировавшимся на основе зависимости КНИ от частоты: разностная составляющая на 1 кГц при воспроизведении равновеликой смеси синусоидальных сигналов в 19 и 20 кГц и мощности 10 Вт на канал (при 8 Ом) достигла -50 дБ (0,3%). На этом графике, снятом при подключенном модуле Black Box, в среднем диапазоне наблюдается своеобразный подъем уровня случайных помех от блока питания. Отключение Black Box не изменило этого поведения, равно как и эксперименты с различными способами заземления усилителя на тестовую систему Audio Precision.
Рисунок 6. Octave V 40 SE, КНИ+шум (%) в зависимости от частоты при 2,83 В для следующих значений нагрузки: 8 Ом (левый канал – синяя кривая, правый – красная), 4 Ом (левый канал – голубая кривая, правый – розовая), 2 Ом (серая кривая).
Рисунок 7. Octave V 40 SE, форма синусоидального сигнала с частотой 1 кГц при мощности 1 Вт (на 4 Ом) (вверху), КНИ+шум 0,208%; форма искажений и шума при вырезанной основной гармонике (внизу, масштаб не выдержан).
Рисунок 8. Octave V 40 SE, спектр синусоидального сигнала частотой 50 кГц при мощности 10 Вт( на 8 Ом), (линейная частотная шкала).
Рисунок 9. Octave V 40 SE, спектр высокочастотных интермодуляционных искажений от суммарного сигнала 19+20 кГц при пиковой мощности 10 Вт (на 8 Ом), (линейная частотная шкала).
За исключением этой аномалии, Octave V 40 SE показал себя так, как я и ожидал бы от устройства традиционной конструкции с парой выходных ламп KT88 в каждом канале. Так же как усилитель мощности Octave RE 290 мощностью 100 Вт на канал, о котором Эрик Лихте оставил хвалебный отзыв в январском номере 2013 года, V 40 SE разработан и изготовлен в соответствии со впечатляюще высокими стандартами. – Джон Аткинсон
Автор: Арт Дадли
Подготовлено по материалам издания "Stereophile", июль 2014 г. www.stereophile.com
- 1
Ламповый стереоусилитель
Octave V 40 SE Black + Octave Black Box BlackСпециальная цена
817 630 руб. / штука - 1
Ламповый стереоусилитель
Octave V 40 SE Silver + Octave Black Box SilverСпециальная цена
817 630 руб. / штука - 1
Ламповый стереоусилитель
Octave V 40 SE Black + Octave Super Black Box BlackСпециальная цена
1 068 430 руб. / штука - 1
Ламповый стереоусилитель
Octave V 40 SE Silver + Octave Super Black Box SilverСпециальная цена
1 068 430 руб. / штука