О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Holst. The Planets. Музыкальная астрология. Обзор
Пожалуй, ни один дирижер не сделал для популяризации английской музыки так много, как Адриан Боулт.
Вероятно, именно за эти заслуги он был возведен в рыцарское звание (Сэр А. Боулт). В течение десятилетий в репертуаре маэстро присутствовала музыка Р. Воана-Вильямса, Э. Элгара и, конечно, Густава Холста, чья знаменитая оркестровая сюита «Планеты» – произведение, принесшее автору мировую славу, – была впервые исполнена под управлением Боулта в конце сентября 1918 года, когда близилась к завершению Первая мировая война. Вслед за этой премьерой с ним в качестве дирижера пять частей «Планет» прозвучали в феврале 1919-го. «Вы покрыли себя неувядаемой славой», – заявил Холст артисту и преподнес ему только что полученную из типографии партитуру с надписью: «Адриану Боулту, который первым блистательно исполнил «Планеты» перед публикой и заслужил тем особую признательность Густава Холста».
История создания шедевра начинается в 1913 году, когда композитор, будучи в Испании, заинтересовался астрологией, вследствие чего и родилась идея произведения. Каждая из семи частей сюиты посвящена планете солнечной системы: «Марс, вестник войны», «Венера, вестница мира», «Меркурий, крылатый посланник» и так далее. Написанная для большого оркестрового состава, включающего басовую флейту, басовый гобой, шесть валторн, теноровую тубу, орган и шестиголосный женский хор, она наряду с влияниями Р. Штрауса и Р. Вагнера обнаруживает черты яркого своеобразия и высокого мастерства автора.
За 33 года Боулт сделал не менее пяти записей «Планет». Историческое значение имеет отмеченная особым вдохновением первая из них – 1945 года с оркестром «Би-би-си», а на данной пластинке представлена последняя версия, осуществленная с Лондонским филармоническим оркестром в 1978 году в «Кингсуэй-холле» и Первой студии Abbey Road; она стала одной из последних работ дирижера в звукозаписи.
Данная пластинка обладает исключительными достоинствами. Сам факт исполнения знаменитого сочинения прославленным маэстро, дирижировавшим его премьеру, говорит сам за себя. Партитура и интерпретаторский дар Боулта предстают здесь во всем своем блеске. Запись производит сильнейшее впечатление в значительной степени благодаря великолепному, попросту эталонному звучанию – в аудиофильском отношении этот винил достоин референсного статуса. Она выполнена в сотрудничестве с компанией KEF.