О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
HiFiMan
Компания HiFiMan была основана в 2006 году доктором Фангом Бианом. Офис, отдел по работе с клиентами и склады находятся в Нью-Йорке, где и была зарегестрирована торговая марка, а разработкой и производство занимаются в Китае. Изначально доктор Фанг хотел удивить мир инновационными наушниками. Возродив использование изодинамических излучателей и впервые использовав неодимовые магниты в полноразмерных наушниках, HiFiMan обратили на себя внимание любителей качественного звука со всего мира. Развить успех помогла модель RE0 – первые в мире динамические внутриканальные наушники класса High end.
Подробнее о бренде HiFiManОбзоры товаров под маркой HiFiMan (1)Официальный сайт HiFiManwww.hifiman.com
HiFiMAN HM-802 со сменными усилителями: лучший выход, обзор. Портал "www.4pda.ru"
На первый взгляд, идея с заменой усилительных модулей для лучшей сочетаемости с наушниками может показаться слишком затратной, поскольку денег стоят не только опционные блоки, но и конструкция, позволяющая их оперативно менять. Но взамен мы получаем нечто очень ценное: возможность выбора именно того звучания, который нам нравится. Причем без применения цифровых обработок, из-за которых звук становится утомительным.Одно из условий качественного звучания аудиотехники — правильное согласование между усилителем и акустикой или наушниками. В студийных мониторах эта задача решается размещением усилителей в колонках и их согласованием на этапе конструирования. Применяется этот метод и в активных наушниках, правда, только в моделях не самого высокого класса, где усилитель и аккумулятор могут быть компактными и лёгкими.
Компания HiFiMAN решила проблему по-своему, создав линейку плееров с опцией замены выходных модулей. С одним из таких аппаратов, HM-802, мы сейчас познакомимся.
Технические характеристики
Усилители
| IEM | MiniBox | Balanced |
Выходной импеданс, Ом | 2 | 1 | 1 |
Диапазон частот, Гц | 20 Гц – 20 кГц (-0,1 дБ) | 20 Гц – 20 кГц (-1,2 дБ) | 20 Гц – 20 кГц (-1,0 дБ) |
Максимальное напряжение на выходе Low gain/High gain, В | 1,0/1,4 | н. д. | Normal: 1,45/2,5 Balanced: 2,32/3,9 |
Сигнал/шум, дБ | 112 | 108 | 109 |
Комплектация
Большая черная коробка из картона с золотым логотипом бренда подчёркивает высокий статус модели. Внутри — вставка из плотного пористого материала с углублениями для плеера, блока питания, руководства пользователя и аксессуаров.
Аккумулятор и модуль выходного усилителя упакованы отдельно — перед использованием их надо установить в устройство. Из аксессуаров — два кабеля: переходник с фирменного 24-пинового разъёма (соответствующий коннектор — на кабеле питания) на три «тюльпана» RCA (выходы аналог стерео и коаксиальный), а также шнур USB на micro-USB. В самом доступном варианте плеер поставляется с оконечным усилителем Classic 2. Выходные модули можно приобрести отдельно, но к нам плеер приехал с модулями EIM, Minibox и Balanced.
Встроенной памяти у девайса нет, а контент загружается на карты SD/SDHC. В комплекте карточка отсутствует, так что её придётся приобрести отдельно, или поискать в «закромах Родины».
Внешний вид и органы управления
Если повернуть плеер в горизонтальное положение, то он напоминает компактную фотокамеру со множеством кнопочек и экраном-видоискателем.
Это сходство усиливается кожаной вставкой в верхней части корпуса — там, где расположены регулятор громкости, похожий на кольцо фокуса на объективе, и разъём для наушников.
Металлический корпус солидной толщины и массы, изобилие разных кнопок и движков создают внушительное впечатление — это настоящий мужской аппарат.
Регулировка громкости производится цилиндром с насечками, который можно брать двумя пальцами, а поэтому — крутить удобно. Навигация по контенту и пунктам меню — «бубликом» с ребрами, в центре которого — кнопка подтверждения, что тоже очень удобно.
Слева вверху — переключатель Normal/Balanced, который работает только с балансным усилительным блоком.
Диагональные прорези с решеткой ниже — вентиляционные отверстия для охлаждения усилителя, на правом боку такие тоже есть, только прямые и поменьше размером.
Под крышкой справа — слот карт памяти SD/SDHC, которые стоят чуть дешевле, чем microSD. На нижнем торце — уже упоминавшийся 24-пиновый разъем. Почему не обычный micro-USB или mini-USB? Потому что специализированный разъём позволил отказаться от отдельного линейного выхода, а главное, необходим для подключения к док-станции — он превращает плеер в полноценный компонент Hi-Fi с дистанционным управлением и функцией внешнего ЦАПа. Ниже — фиксатор задней крышки, которым придётся воспользоваться, чтобы добраться до аккумулятора и расположенного под ним отсека усилителя.
Справа сверху — движок блокировки (Hold), ниже — переключатели усиления (Low Gain/ High Gain) и разрешения на высоких (HD/Vintage) — что он делает, не сообщается, но скорее всего, это выбор режимов работы цифрового фильтра у ЦАПа, благо чип Wolfson WM8740 это позволяет. На торце внизу — клавиша питания и отверстие Reset. Почти все органы управления подписаны — это удобно, но светло-серый текст на тёмно-сером фоне не очень хорошо видно.
Конструкция
Как уже говорилось, ЦАП построен на двух чипах Wolfson WM8740, которые часто применяются в портативной и стационарной технике высокого класса. Удвоенное количество позволяет включить эту стереофоническую микросхему в дифференциальном режиме и тем самым увеличить соотношение сигнал/шум и точность преобразования, а также снизить гармонические искажения. Привлекательной особенностью этого чипа также является возможность переключения режимов цифрового фильтра, от чего меняется характер звучания (можно сделать его более ярким и резким или, напротив, мягким).
Регулятор громкости — дискретный на прецизионных резисторах, что позволяет свести к минимуму разбаланс между каналами, практически неизбежный при использовании недорогих потенциометров.
Аккумулятор — двухсекционный, на +7,4 и на -7,4 В с емкостью 1600 и 500 мАч. Сказано, что такая конструкция позволяет снизить шумы источника питания. Вполне возможно.
Какие-либо светодиодные индикаторы отсутствуют — вся энергия должна идти исключительно на дело, то есть воспроизведение музыки с максимально возможным качеством.
Все усилители, включая штатный, построены на операционных усилителях, хотя первые партии плеера комплектовались блоком Standart на биполярных транзисторах. Сейчас HM-802 идут с модулем Classic 2 с более сложной схемой и на ОУ. Транзисторы используются на выходе опционного усилителя Power II — самого мощного у HiFiMAN.
Блок IEM (In Ear Monitor) предназначен, как можно догадаться из названия, для использования с вкладышами и любыми другими «лёгкими» наушниками, имеющими малый импеданс и высокую чувствительность, он характеризуется наименьшим из всех опционных блоков усилением, выходной мощностью и потреблением энергии. Но при этом у него наилучшее соотношение сигнал/шум. Микросхемы: 2 х OPA627 (ОУ), 2 х BUF634 (буфер).
Блок MiniBox построен на той же элементной базе (OPA627 и BUF634, только последних уже 4) и обладает широким частотным диапазоном, малыми искажениями и выходным импедансом, а также достаточно высокой мощностью (правда, конкретное значение в документации не указано). Он предназначен для работы с полноразмерными наушниками и способен, как обещает производитель, справиться с самыми требовательными к усилению моделями.
Наконец, модуль Balanced создан для балансных наушников, но может работать и с обычными — он характеризуется малым выходным сопротивлением и высоким выходным током, из попавших к нам на тест модулей он самый мощный. Построен на четырех ОУ OPA627, в роли буфера используется такое же количество OPA634.
Все эти усилители являются универсальными — в том смысле, что они могу работать и с другими моделями HiFiMAN, предусматривающими такую возможность.
Интерфейс
Экран не сенсорный (это и объясняет большое количество кнопок и переключателей) с диагональю 3" (диагональ изображения — 2,5", но и этого хватает). Выводится на него только текстовая информация и пиктограммы (есть и немножко анимации, в частности, при загрузке). Данных о разрешении дисплея нет, но видно, что оно невысокое – это заметно по грубому начертанию шрифтов. Тем не менее всё читается, а энергии такой экран потребляет меньше, чем дисплеи с большим числом пикселей.
Графическая оболочка называется Taichi (тайчи) — это один из видов гимнастики ушу. Стартовый экран представляет собой линию, по которой перекатывается круг с четырьмя утолщениями на противоположных сторонах. Внутри круга – пиктограммы, которые меняются в зависимости от его положения, они обозначают пункты меню: «Избранное — SD-карта — Исполнитель — Альбом — Жанр — Все треки — Настройки». В каждом из них — список, но курсором, показывающим перемещение в нем, является всё тот же круг с меняющимися пиктограммами. Текст — белый, при выборе он становится синим, и всё это на чёрном фоне. Скромно, но изящно. У нас была возможность познакомиться с гаджетом на «старой» прошивке и на более свежей с номером 2.004. Вид меню в последней прошивке, честно говоря, более привлекательный да и обложки альбомов отображаются.
В настройках — порядок воспроизведения, выбор языка (русский есть), обновление фонотеки, сброс к фабричным настройкам, версия прошивки, яркость дисплея, время бодрствования (режим сна), а также режим линейного выхода (по умолчанию — аналоговый, но можно его переключить на S/PDIF), а также включение/выключение поддержки CUE. Когда она активна, плеер способен воспроизводить музыку не только в потрековом формате, но и в образах с плейлистами.
Каких-либо эквалайзеров, регуляторов тембра и прочих «улучшайзеров» у плеера нет, как и положено аудиофильскому устройству, не признающему пагубных для высокой точности воспроизведения цифровых обработок. Поэтому единственным способом повлиять на звук является подбор оптимального сочетания наушников и выходных усилительных блоков. Чем мы сейчас и займёмся.
Звук и совместимость
Раз уж выпала возможность подобрать оптимальное сочетание усилительных модулей и наушников, нужно задействовать в тестировании несколько головных телефонов. Вот они: Audio-Technica ATH-A900Х, Audio-Technica AD1000х, Fostex T50RP.
Музыка: рок (Deep Purple, Led Zeppelin), симфоническая и камерная классика, разные виды джаза, включая вокальный, а также лаунжевая электроника (Bardo State) и последний альбом Lana del Ray.
Начинаем прослушивание со штатного усилителя и наушников ATH-A900Х. Сразу узнаём «фирменный» саунд HiFiMAN: ровный и сбалансированный, экспрессивный и вместе с тем ненавязчивый. Однако разрешение японских головных телефонов представляется здесь явно избыточным — слишком уж хорошо слышны недостатки и дефекты старых записей. А современные звучат грубовато, причем переключение движка HD/Vintage не слишком помогает. Fostex T50RP — другое дело: нет резкости, получаем живой вокал, широкую сцену, ничто не отвлекает от музыки. Правда, можно отметить лёгкую вуаль и некоторый недостаток прозрачности в верхней части диапазона. Что, кстати, вполне соответствуют характеру этих головных телефонов, ведь T50RP — студийная модель, предназначенная для записи голоса.
Меняем усилитель на IEM. У Fostex T50RP очищается верх, уходит вуаль, но снижается громкость, приходится переключаться на High Gain. Басы теряют основательность, а вокал — естественность, он по-прежнему разборчив, но как бы отрывается от аккомпанемента и повисает в воздухе. Слушать можно, но это явно не лучший вариант.
Вывод: усилитель IEM крайне чувствителен к нагрузке, что и предполагалось.
Переходим на Minibox. После IEM заметна существенная прибавка громкости. У наушников Fostex уходят проблемы с уровнем, более основательными становятся низы, но возвращается лёгкая вуаль на высоких. Вокал и вообще вся средняя часть диапазона не такие выразительные и плотные, как на штатном усилителе.
ATH-A900Х: явно лучше передаются самые верха, они стали подробнее и информативнее, низы уже не назойливые, но глубокие и эффектные. Хорош вокал. В целом звук комфортный и приятный.
Наконец, устанавливаем модуль Balanced. Вопреки рекомендациям производителя, который советует выбирать режим в зависимости от типа разъёма на наушниках (4 пина или 3), устанавливаем переключатель режима в положение Balanced, поскольку абсолютно со всеми наушниками оно даёт более наполненное и динамичное звучание.
Наушники Fostex наконец-то раскрываются: прозрачные высокие, никакой вуали, глубокие и плотные басы, полнотелые средние, живой вокал, великолепная сцена.
ATH-A900Х и здесь показывают себя хорошо — играют подробнее, чище, плотнее. Роскошные басы — глубокие и чёткие, широчайшая сцена, выходящая за пределы головы — почти как на колонках.
Возвращаем в плеер усилитель MiniBox и снова слушаем с наушниками Audio-Technica. Слышимое пространство не такое широкое, как с балансным модулем, но насыщенность звука выше. Звук более правильный. Разница между HD и Vintage минимальная, но второй режим всё же комфортнее.
Похоже, для ATH-A900Х усилитель MiniBox подходит больше всего — с ним звук наиболее точный и естественный. Хотя с балансным — эффектнее, так что окончательный выбор надо делать с учетом личных предпочтений.
Для наушников Fostex вполне годится штатный усилитель, но только Balanced позволяет выявить их потенциал в полной мере. Этот усилитель, самый дорогой из тех, что попали к нам на тест, оказался и наиболее универсальным. Блок MiniBox тоже оказался универсальным — с ним отлично звучали все наушники, а для работы с ATH-A900Х он является, как нам показалось, идеальным напарником.
Автономность
Время автономной работы зависит от того, с каким усилителем работает гаджет, поскольку их энергопотребление сильно отличается: самое высокое — с Balanced, наименьшее — с IEM. Именно с ним плеер способен продержаться заявленные 11 часов. Зарубежные пользователи HM-802 сообщают, что с балансным усилителем заряда хватает на 8 часов. Куда же больше?
Итоги
На первый взгляд, идея с заменой усилительных модулей для лучшей сочетаемости с наушниками может показаться слишком затратной, поскольку денег стоят не только опционные блоки, но и конструкция, позволяющая их оперативно менять. Но взамен мы получаем нечто очень ценное: возможность выбора именно того звучания, который нам нравится. Причем без применения цифровых обработок, из-за которых звук становится утомительным. Пожалуй, главное достоинство HM-802 (впрочем, как и других плееров HiFiMAN) — их можно долго слушать с удовольствием.
Плюсы:
Минусы:
Подготовлено по материалам портала "4pda.ru", ноябрь 2015 г. www.4pda.ru